Статья на тему «Развивающие тренажёры для развития наблюдательности, активизации креативного мышления, развития тонкой моторики и ориентировки сенсомоторной памяти»


Статья на тему
«Развивающие тренажёры для развития наблюдательности,
активизации креативного мышления,
развития тонкой моторики и ориентировки сенсомоторной памяти»
п.д.о. Игонина Людмила Андреевна.
В наше время широкое распространение получил термин “развивающие игры”. Это игры, придуманные взрослыми, для развития способностей у детей раннего возраста.
В XX веке появляются дидактические материалы, которые содействуют формированию комплекса необходимых для образования детей сенсорных мыслительных умений, развитию творческих способностей. Среди них, популярные в России логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Так же набирает популярность Тренажер – «Гвоздики» – доска с «гвоздиками», расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга по всей поверхности доски для изображения фигур, цифр, предметов, узоров, животных при помощи резинок.
Оказывается, что египетский математик Калеб Гаттегно (50-е годы XX века) создаёт и популяризует дидактический материал под названием “Геоборд” (Geoboard - геометрическая доска) - поле с двадцатью пятью штырьками для рисования резиночками. “Геоборд”, по мнению Гаттегно, дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы и т.д.
За рубежом “Геоборд” используется для обучения школьников. В России в 90-е годы XX века появляются различные модификации “Геоборда”, они могу называться геометрический или математический планшет.
Развивающие возможности математического планшета
Математический планшет - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает развитие мелкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.
Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.
Как играть с математическим планшетом
Сначала можно просто показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки. Затем можно подготовить пособия для ребенка. Пособие можно сделать самостоятельно, скачать или даже купить. Любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка.
Детям от 4 до 5 лет очень важно, чтобы они научились с помощью линий передавать простейшие предметы; детям от 5 до 6 - простейшие сюжеты (например: капает дождь).
Очень интересны и важны упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резиночек и фигур картина дорисовывается, например, прямоугольнику добавляются круги и получается автобус.
Не менее важно научить ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Умение зарисовывать схему придуманного образа будет очень полезно в школе.
С детьми 6-8 лет продолжаем работу по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резиночками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца). Математический планшет даст возможность в играх осваивать систему координат; работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты.
Хоть планшет и называется математическим, но я его использую еще и на занятиях по грамоте. У детей на столах лежат разноцветные резинки: красные, зелёные и синие. Я, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, называю звуки или слоги, а дети формируют с помощью резинок определённого цвета заданную букву.

Основные задачи, которые решаются на этом тренажере развитие наблюдательности, активизация креативного мышления, развитие тонкой моторики, ориентировки дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, воображения.
Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:
-«рисование» резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных, ломанных линий.
- «рисование» треугольников, четырехугольников
- «рисование» разных предметов, животных по образцу, по схеме
- «рисование» цифр, букв по образцу, по памяти
- «рисование» сюжетов
- «рисование» узоров по образцу, по схеме