ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»



Дети – будущее любого общества, остаются самой уязвимой социальной группой. Стремление общества обезопасить наших детей приветствуется всеми здравомыслящими людьми. Но начальный этап профилактики всё же остаётся за родителями, педагогами, врачами и психологами.
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Учить детей правилам безопасности, от соблюдения которых зависит их здоровье и безопасность.
2.Учить применять приобретённые знания, а именно находить выход из сложных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью.
3.Не бояться принимать решение, т.е. развивать у детей самостоятельность и ответственность.
Для реализации задач используем различные формы и методы организации обучения старших дошкольников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, разные бытовые условия, жизненный опыт дошкольников, особенности их поведения.
Работу по ОБЖ проводили в форме занятий, бесед, тренингов, драматизаций сказок, сюжетно – ролевых игр, режиссёрских игр, через ознакомление с художественной литературой, использование русского народного фольклора.
Тема ОБЖ обширна, многогранна, т.к. затрагивает разные стороны деятельности детей, их жизни. Поэтому мы разбили её на блоки, подобрали демонстрационный материал, сделали иллюстрированные альбомы для рассматривания детьми, книжки – раскладушки с правилами, сигнальные карточки, атрибуты для игр, дополнили книжные уголки необходимой по теме ОБЖ детской литературой, подготовили консультации и настольную печать для родителей.
1БЛОК «Ребёнок и другие люди»
В начале года провели занятие «Незнакомец», на котором дети узнали, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива. На примере сказочного персонажа из сказки «Снежная королева», подвели дошкольников к пониманию того, что не всегда люди с привлекательной внешностью могут быть безопасными. В ходе режимных моментов и организованной деятельности беседовали с воспитанниками, закрепляли следующие правила:
1.не уходи со двора
2.не разговаривай с незнакомыми людьми
3.не бери ничего у незнакомых людей
Во время бесед мы не только рассматривали типичные опасные ситуации, но и проигрывали их. Например, учили детей, как нужно действовать, если тебя силой пытаются посадить в машину. Через тренинг «Позови на помощь» учили застенчивых ребят, как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие. Так же провели тренинг, где дети учились отказываться от опасных затей, объяснять, почему так поступать нельзя, какие последствия могут произойти. Для закрепления правил по этому блоку провели игру «Опасные ситуации и как себя вести», где дети отмечали знаками правильные и неправильные действия людей и сказочных персонажей. Через настольный театр по сказкам «Волк, лиса и петух», «Красная шапочка» ребята усваивали правило «не вступай в беседу с незнакомыми людьми». После прочтения сказки «Золотой ключик», обсудили, что случилось с Буратино, когда кот и лиса позвали его на «поле чудес», какие правила безопасного поведения нарушил Буратино. Затем дети придумали другую сказку о том, как должен был поступить Буратино.
В целях профилактики детских страхов все беседы и игры мы заканчивали позитивно, объясняя детям, что если соблюдать правила безопасности, то всё будет хорошо.
2 БЛОК «Ребёнок дома»
Знакомя детей с предметами быта, мы рассказали дошкольникам, какие предметы являются источниками потенциальной опасности. Так на занятии ознакомление с окружающим миром на тему «Электробытовые приборы», «Здоровье человека», дошколята узнали, что есть группа предметов, которые нельзя трогать детям, есть предметы, которыми нужно учиться пользоваться под наблюдением взрослых. Чтобы научить детей осторожно обращаться с такими предметами, как ножницы, игласистематически проводим беседы о технике безопасности во время занятий ИЗО, аппликации В организованной совместной деятельности, при проведении ручного труда, ребята учились пришивать пуговицы, заплатки, работать иголкой. Для предотвращения травматизма повторяли технику безопасности и использовали сигнальные карточки.
Из драматизации сказки «Кошкин дом», дети узнали, что бывает из–за неосторожного обращения с огнём и что необходимо знать правила поведения во время пожара. Через сюжетно – ролевые игры «Пожарные», «Скорая помощь», мы учили воспитанников обращаться за помощью по телефону. Объяснили, почему нужно знать домашний адрес, имя, фамилию
Были проведены консультации для родителей «Как организовать игровое пространство для детей дома», «Безопасные и опасные игрушки».
Детям рассказали, как опасно играть на подоконнике, у окна, на балконе, на кухне, возле плиты, использовать электробытовые приборы и розетки для игр.
Разучивая пословицы: «Бережёного бог бережёт», «Берегись бед, пока их нет», «Предупреждён – значит убережён», мы объяснили, что помочь себе в сложной ситуации, может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях и может их своевременно распознать, обойти стороной.
3 БЛОК «Ребёнок и природа»
На занятии «Живая и неживая природа» учились устанавливать взаимосвязи в природе, рассуждали о том, что может произойти, если не беречь природу, как это отразится на здоровье человека.
Через экологическую игру «Спасём реку Амур», дети учились соблюдать правило: «Нельзя загрязнять воду». На ИЗО все вместе придумывали запрещающие знаки, которые обозначали чего нельзя делать в природе. На конструировании мастерили кормушки из бросового материала, затем вешали их на участках, возле дома.
На занятии – путешествии «В гостях у дядюшки Ау» ребята учились ходить в поход в лес и соблюдать правила безопасности и правильного отношения к природе. Здесь дошкольники побывали в гостях у лесовичка, где различали съедобные и несъедобные грибы, узнали о лекарственных и ядовитых растениях.
Подготовили и провели консультацию для родителей «Летний отдых с ребёнком», настольную печать « Зелёная аптека», «Ядовитые грибы и растения».
На занятии по теме «Комнатные растения» рассказали, что есть растения – «друзья» и есть растения «враги» (ядовитые).
В летний оздоровительный период беседовали с детьми, как вести себя у водоёмов. На развлечении «Солнечные качели». Радовались красоте природы, её многообразию, учили пользоваться дарами природы, сохраняя её красоту. Во время игры – путешествия «В волшебный лес» ребята разгадывали загадки о лесе, его обитателях, усваивали правило: «Не тревожь мир животных в лесу, будь здесь гостем».
На прогулке дети отыскивали лечебные травы, знакомились с их целебными свойствами.
4 БЛОК «Ребёнок на улицах города»
Провели занятие «Знакомство с улицей». Расширили представление об улице, дороге, учили правилам поведения на улице. Работу по закреплению этих знаний проводили в разной деятельности детей. В самостоятельной деятельности дети рассматривали иллюстрации, картины, фотографии улиц нашего города, проспектов, дорог. Мы внесли в книжный уголок детскую
литературу с иллюстрациями. На занятии по развитию речи рассматривали картину «улица города» из серии «правила дорожного движения». На занятии по ИЗО сделали коллективную работу «Наш город», а на аппликации макет улицы. На прогулках наблюдали за движением транспорта. По этому блоку провели обобщающее занятие «Это должны знать все». Проверили знания детей о пешеходном переходе, как правильно переходить дорогу.
Через сюжетно – ролевые игры «Путешествие на автобусе», «Семья на прогулке» закрепили знания правил для пешеходов. На занятии «Наши верные друзья» закрепили знания о сигналах светофора, знакомились с дорожными знаками, сделали с детьми макет светофора, который использовали в играх. Ребята рисовали дорожные знаки, беседовали об их значении для порядка на дорогах.
Во время проведения бесед о правилах дорожного движения обсуждали с детьми различные ситуации, что происходит когда их нарушают провели ряд д/игр: «Поставь дорожный знак», «Угадай какой знак», «Найди такой же».
В самостоятельной деятельности пользуются спросом игры с использованием макетов дорог, улиц, знаков движения,
Наши ребята знают, что нужно соблюдать не только правила движения, но и правильно вести себя в транспорте, не отвлекать водителя. Мы провели ряд бесед о том, где и как можно играть на улице, почему нельзя играть на дорогах, вблизи дорог, где можно кататься на велосипеде, самокате.
Для родителей провели консультацию «Ребёнок на дороге», где предложили заранее составить схему маршрута «дом – школа». Пройти по этому маршруту с дошкольником, рассмотреть знаки, отметить места перехода проезжей части и на практике показать, как перейти дорогу, что делать, если не работает светофор.
В конце года провели обобщающее занятие по всем блокам и выяснили, что работу необходимо продолжать и летом, включать в различные режимные моменты, больше уделять внимание проигрыванию ситуаций, использовать личный опыт детей. А так же необходимо подключить к работе родителей – стать примером для своих детей в сознательном соблюдении правил безопасности во время прогулок, поездок на природу, путешествий на автомобили.









15