Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках математики и физики


Тамбовская область, Кирсановский район
Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в с.ВячкаДоклад на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики и физики»
Подготовила: Реутова Н.Ю.,
учитель математики и физики
2016 г.
Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!
Сократ
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем.
Одной из главных задач современной школы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью.
В Тамбовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики.
В недопущении болезни, в удержании и преумножении здоровья решающая роль принадлежит не только и не столько системе здравоохранения, сколько семье ребенка, школе и его ближайшему окружению.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска (по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся):
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Интенсификация учебного процесса; Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Ребята мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение мышц. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем информации, и как следствие, все это создает предпосылки для развития у детей различного рода отклонений в состоянии здоровья – нарушение осанки, ухудшение зрения, возникновение гипертонической болезни, ожирения. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья школьника играет здоровый образ жизни, основанный на двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
В связи с этим назрела необходимость создания здоровьесберегающей среды и комплексной системы мер, которая позволит отслеживать уровень развития и состояния здоровья детей в школе.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, документом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», отражены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОСом нового поколения.
Одной из главных задач нашей школы является охрана жизни и здоровья учащихся. Данному вопросу уделяется большое внимание. Статистические данные говорят о том, что процент больных детей растёт. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями. Это очень беспокоит педагогический коллектив МБОУ «Уваровщинская сош». В 2016-2017 учебном году была начата работа над проблемой: «Здоровьесбережение как основной вектор развития образования». Работая по данной теме, наш коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
- формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработки у них индивидуального обоснованного способа жизнедеятельности;
- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
- профилактика вредных привычек.
Важнейшим условием создания здоровьесберегающей среды в школе является изучение здоровьесберегающих технологий и внедрение их в образовательный процесс. Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в школе – это комплексное понятие, к которому относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. Все эти технологии составляют единую систему работы школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые педагогами на уроках и во внеурочной деятельности.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Урок является основной формой образовательного процесса, который зависит только от учителя. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важным условием образования. Учитель должен заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
В связи с этим учителю необходимо применять здоровьесберегающие технологии и методики на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы здоровье, при этом обеспечить его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
По степени сложности среди школьных предметов физика и математика занимают ведущие места, что требует напряженной умственной деятельности учащихся. Это необходимые предметы, которые дают возможность развивать мышление, формирует мировоззрение, раскрывают целостную картину мира через основные законы природы. Явления и законы, действующие в мире живой и неживой природы, имеют большое значение для жизни и деятельности человеческого организма, создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. На человека, как и на все объекты природы, распространяются законы физики. На уроках физики и математики необходимо поддерживать интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока, но в то же время надо учитывать уровень усталости, стараться не причинять вред здоровью.
Включение в уроки здоровьесберегающих технологий делает урок более интересным, занимательным, создаёт рабочее настроение, усиливает интерес к предмету.
Поэтому при построении уроков учитываются такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, озеленение класса, стенды по технике безопасности).
2. Продолжительность урока -  45 мин. Однообразность урока способствует утомлению школьников. На уроках чередуются различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, слушание, работа с учебником, ответы на вопросы, решение количественных, качественных и экспериментальных задач, демонстрация опытов, проведение экспериментов. Используются при этом различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудио-визуальный, самостоятельная работа, практическая работа.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д) – 7-10 минут. Использование компьютерной технологии на уроках позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также повысить качество восприятия материала, но работа на ИКТ не больше 10 минут.
4. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
Для того, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, поднять настроение, иногда используются загадки-кроссворды, ребусы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
5. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Для того, чтобы избежать утомляемости у детей и обеспечить их хотя бы небольшой двигательной активностью, по мере возможности предлагается на уроках провести небольшую практическую работу;
6. В течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Например, для тем, входящих в программу физики:
ТемаВопросы здоровьесбереженияМеханическое движение. СкоростьБезопасность поведения на дорогахИнерцияПереход улицы, тормозной путь автомобиля
ТрениеБезопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути авто- мобиля на сырой дороге и во время гололёда
Звуковые явленияВлияние шума на организм человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека. Перкуссия в медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Ультразвук биологии и медицине. Внимательное отношение звуковым сигналам, шуму машин, поездов и др. видов транспорта, особенно во время дождя
Или такие уроки, как «Глаз как оптическая система», где изучаем дефекты зрения и их исправление, гигиену зрения, правильное питание для сохранения зрения, «Влияние электромагнитных полей на живые организмы», «Здоровье и радиация», «Влияние шума на организм человека».Используются опорные конспекты, алгоритмы решения задач, тесты, технологические карты, где учащиеся видят весь план работы на уроке. Критерии оценивания всех видов деятельности учащихся на уроке учитываются и при выполнении домашнего задания
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Здоровьесберегательная деятельность школы осуществляется и через внеуроч- ную деятельность в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительная направленность, включающая в себя подвижные игры, физкультминутки на уроках, организацию активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе, экскурсии, походы, кружки, секции, круглые столы, проектная деятельность, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия, такие как школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья и т.д.
Экзаменационный период несет в себе высокую психологическую нагрузку, что может способствовать развитию нервных расстройств и кризисных состояний у учащихся. В связи с этим одной из актуальных задач по работе с выпускниками является организация образовательного процесса, направленного не только на получение высоких баллов по экзаменам, но и на сохранение здоровья учащихся, предупреждение развития кризисных состояний. В этом аспекте психологическое сопровождение подготовки и сдачи экзаменов представляет собой один из компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Вся воспитательная работа школы и классного руководителя также направлены на поддержание здорового образа жизни.
Семья является главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья подрастающего ребенка. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психо-эмоционального развития ребенка. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в атмосфере комфорта. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
Семья – это сложная система. И, как в любой системе, изменения в одном компо ненте обязательно отражаются в других.
Только усилиями педагогического, ученического и родительского сообщества можно добиться положительного результата.
Большое внимание уделяется сейчас инклюзивному образованию, при котором здоровые дети общаются с детьми-инвалидами (совместный труд, общение, развлечения). Главная цель – создание системы непрерывного комплексного сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Интенсивное внедрение в жизнь современных детей цифровых средств массовой информации и коммуникации, в первую очередь, сетевых информационных конструкций, телефонов и персональных компьютеров, уже сегодня определяет перегрузку их центральной нервной системы, эмоциональной сферы, искажает модели формирования мышления. Специалисты отмечают прямой вред, которые оказывают цифровые технологии соматическому и психическому здоровью ребенка.
Ряд исследований показал, что использование цифровых средств массовой ин- формации и коммуникации (СМИиК) становится важным элементом жизни детей школьного возраста. По данным опросов среди подростков, наиболее популярными средствами проведения досуга являются: компьютерные игры, телевизор, смартфон, общение в интернет-сообществах. Здесь также нужно вести планомерную работу по разъяснению вреда для здоровья.
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: “Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
 Школа может и должна научить ребёнка необходимости заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.
Литература и интернет-ресурсы
Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса /Ю.К.Бабанский. 1982. – 480 с.
Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии /Е.В.Советова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И.Щукина. – М.: Просвещение. – 220 с.
http://www.shkolnymir.info/. О.А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.