Конспект НОД по художественному развитию в подготовительной группе знакомство с творчеством И.И.Левитана. Картина И. И. Левитана «Золотая осень»


Конспект НОД по художественному развитию в подготовительной группе знакомство с творчеством И.И.Левитана. Картина И. И. Левитана «Золотая осень»
Интегрированные образовательные области:
«Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Задачи приоритетной образовательной области: познакомить детей с творчеством художника – пейзажиста И. И. Левитана, расширять знания детьми изобразительных задач, средств (цвет, перспектива; технические средства: мазки, рисование листьев, примакивание) ; воспитывать эстетические чувства, создавать определённый эмоциональный настрой при рассматривании картин и выполнении самостоятельных работ.
Задачи образовательной области в интеграции: Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности; Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды; Закреплять умение детей изображать деревья в ветреную и дождливую погоду; Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами; Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы; Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П.И.Чайковского (цикл «Времена года»);
Предпосылки учебной деятельности:   создавать и выполнять самостоятельно пейзаж .Оборудование для педагога: Репродукции картин художников об осени, презентация.
Оборудование для детей: Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке. Краски акварель, кисти мягкие № 2, 4, кисти щетина №4, тычки из паралона, банки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, зубные щетки;
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Художественное творчество Чтение стихов
Беседа
Загадывание загадок
познакомить детей с творчеством художника – пейзажиста И. И. Левитана, расширять знания детьми изобразительных задач, средств (цвет, перспектива; технические средства: мазки, рисование листьев, примакивание) воспитывать эстетические чувства, создавать определённый эмоциональный настрой при рассматривании картин и выполнении самостоятельных работ.
Содержание ННОД (прописываем содержание)
-Ребята, мы с вами беседовали много раз о временах года.
-Давайте вспомним, какие вы знаете времена года? (Весна, зима, лето, осень).
-Какое время года сейчас? Правильно, осень. А так, как сейчас осень, то мы побеседуем об этой чудесной поре.
Стихотворение «Осень» Ан. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
-Какая сейчас осень? (ранняя, золотая или поздняя) .-Правильно, золотая осень.
Мы рисовали осенние листья, рассматривали картины разных художников. Знакомились с живописью, с творчеством художников, знаем, что живопись бывает разных жанров, видов.
-Назовите, какие жанры вы знаете (ответы детей)
-Правильно, но сейчас мы поговорим о пейзажной живописи и об одном из его мастеров – это Исаак Ильич Левитан( 1860 – 1900г). Послушайте мой рассказ об этом художнике – живописце.
Портрет И. И. Левитана.
Исаак Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Отец Илья Левитан служил на российской железной дороге. Семья постоянно перебиралась с одной железнодорожной станции на другую. Из года в год жизнь становилась все хуже. Отец самостоятельно обучал своих детей.
Художественные склонности у Исаака Левитана проявились рано. Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом училище учились дети, малоимущих. Тяжело Исааку пришлось после смерти матери. Но после смерти отца Исаак окончательно лишился средств к существованию.
У Исаака были прекрасные учителя, класс вел Василий Григорьевич Перов, потом Исаак занимался в мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова. Оказавшись в классе Саврасова, он искренне воспринял самое главное наставление любимого педагога: «… пишите, изучайте, но – чувствуйте! ».
Именно умение чувствовать природу довольно рано принесло художнику Исааку Левитану плоды. На ученической выставке его картиной «Осенний день. Сокольники» заинтересовался Павел Михайлович Третьяков.
И. Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Картины имеют глубину и пространство. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно.
И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт – Петербурге и в других музеях страны.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. Рисовал он, в основном пейзажи. - А что это такое пейзаж?
-Хорошо. Сейчас, отправимся на выставку картин.
Выставка картин.
-Давайте рассмотрим несколько пейзажей И. И. Левитана.
Репродукция к картине «Осенний день. Сокольники».
Репродукция к картине «Дубовая роща. Осень»
Репродукция к картине "Золотая осень. слобода"
Репродукция к картине «Золотая осень».
- А сейчас, подумайте, какое впечатление произвела на вас картина И. И. Левитана?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но есть момент, когда вся природа окрашивается, и красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса… »
В яркой и повышенно декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья.
-Что в картине особенно красиво?
-Деревья, листья от них как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. Отдельных листьев не видно, но, кажется, если подует ветерок, то полетят они корабликами на увядающую траву, на холодную кажущиеся бездонную воду реки. Глядя на картину как бы ощущаешь праздник увядающей природы. Трава на лугах желто-зеленая. И только оземь на полях выделяется ярко-зеленым пятном.
- Как изображена вода?
- Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. Мы видим в воде отражение прибрежных трав; небо, отражаясь в воде, делает воду более светлой.
- А скажите, ребята, какие деревья осенью одевают, золотой наряд? Назовите (березы, осины, дубы, липы).
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Художественное творчество Самостоятельная деятельность детей Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды; Закреплять умение детей изображать деревья в ветреную и дождливую погоду; Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами; Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы; Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П.И.Чайковского (цикл «Времена года»);
Содержание ННОД
 А сейчас ребята попробуйте нарисовать свою картину, как вы видите свою «Золотую осень». Постарайтесь нарисовать картину на весь лист. Творческих успехов.
Включается проигрыватель с музыкой Вивальди «Времена года».
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Итог Рефлексия воспитывать эстетические чувства, создавать определённый эмоциональный настрой при рассматривании картин и выполнении самостоятельных работ.
Уметь оценивать работы товарищей
Содержание ННОД
В конце занятия, собираются работы, и устраивается не большая выставка детских работ