Рабочая программа по математике 5 класс КРО 7 вида (Виленкин, 5 часов)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей математики
протокол №____
от ____________________20__г.
___________________Л.Р.АвакянСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.П.Старухина«_____»______________20___ г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ №23»
____________М.П.Хуртина«_____»_____________20__ г.
Рабочая программа
Наименование курса: Математика
Класс: 5
Уровень общего образования основная школаУчитель _Павлова Елена Владимировна
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 5 часов в неделю, 175 часов в год
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
Требований примерной образовательной программы образовательного учреждения
Учебник:
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2011.
Рабочую программу составила _______________________ Павлова Елена Владимировна,
учитель математики высшей категории

Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, обучающихся VII вида. Учитываются следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.
Задачи преподавания математики обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению математике:
– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к предмету
– совершенствование вычислительных навыков, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение математическими знаниями в разных сферах и ситуациях его использования;
– освоение знаний о математики, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать математические факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с калькулятором, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Изучение наиболее трудных тем сопровождается предварительным накоплением устного опыта, наблюдениями за реальными событиями, явлениями и практическими
Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Учебный предмет «Математика» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
– формирование у обучающихся научно-познавательными основами знаний о математике
– развитие вычислительных навыков.
Практические задачи:
– формирование прочных умений и навыков по предмету
– обучение школьников умению решать практические задачи.
Общепредметные задачи:
– воспитание обучающихся средствами данного предмета;
– развитие их логического мышления;
– обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по математике
– формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков и т.д.
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
2. Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (14 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (13 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (25 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (14 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
10. Резерв (5 ч)
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п Сроки проведения Тема урока Кол-во часов
планфакт1-2 Обозначение натуральных чисел.
2 2
3-5 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник 3
6-7 Плоскость. Прямая. Луч 2
8-10 Шкалы и координаты 3
11-12 Меньше или больше 2
13 Урок обобщения и коррекции знаний 1
14 Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы» 1
15 Анализ контрольной работы 1
16-19 Сложение натуральных чисел и его свойства 4
20-22 Вычитание 3
23 Урок обобщения и коррекции знаний 1
24 Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» 1
25 Анализ контрольной работы 1
26-27 Числовые и буквенные выражения 2
28-29 Буквенная запись свойств сложения и вычитания. 2
30-33 Уравнение 4
34 Урок обобщения и коррекции знаний 1
35 Контрольная работа №3 про теме: «Числовые и буквенные выражения» 1
36 Анализ контрольной работы 1
37-41 Умножение натуральных чисел и его свойства 5
42-47 Деление 6
48-49 Деление с остатком 2
50 Урок обобщения и коррекции знаний 1
51 Контрольная работа №4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» 1
52 Анализ контрольной работы 1
53-57 Упрощение выражений 5
58 Порядок выполнения действий 1
59-60 Квадрат и куб числа 2
61 Урок обобщения и коррекции знаний 1
62 Контрольная работа №5 по теме: «Упрощение выражений» 1
63 Анализ контрольной работы 1
64 Формулы 1
65-66 Площадь. Формула площади прямоугольника 2
67-69 Единицы измерения площадей 3
70 Прямоугольный параллелепипед 1
71-73 Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда 3
74 Урок обобщения и коррекции знаний 1
75 Контрольная работа №6 по теме: «Площади и объёмы» 1
76 Анализ контрольной работы 1
77-78 Окружность и круг 2
79-82 Доли. Обыкновенные дроби 4
83-84 Сравнение дробей 2
85-87 Правильные и неправильные дроби 3
88 Урок обобщения и коррекции знаний 1
89 Контрольная работа №7 по теме: «Обыкновенные дроби» 1
90 Анализ контрольной работы 1
91-92 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 2
93-94 Деление и дроби 2
95-96 Смешанные числа 2
97-98 Сложение и вычитание смешанных чисел 2
99 Урок обобщения и коррекции знаний 1
100 Контрольная работа №8 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 1
101 Анализ контрольной работы 1
102-103 Десятичная запись дробных чисел 2
104-105 Сравнение десятичных дробей 2
106-109 Сложение и вычитание десятичных дробей 4
110-111 Приближённые значения чисел. Округление чисел. 2
112 Урок обобщения и коррекции знаний 1
113 Контрольная работа №9 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» 1
114 Анализ контрольной работы 1
114-115 Умножение десятичных дробей на натуральное число 2
116-120 Деление десятичной дроби на натуральное число 4
121 Урок обобщения и коррекции знаний 1
122 Контрольная работа №10 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» 1
123 Анализ контрольной работы 1
124-127 Умножение десятичных дробей 4
128-134 Деление на десятичную дробь 7
135-137 Среднее арифметическое 3
138 Урок обобщения и коррекции знаний 1
139 Контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» 1
140 Анализ контрольной работы 1
141 Микрокалькулятор 1
142-145 Проценты 4
146 Урок обобщения и коррекции знаний 1
147 Контрольная работа №12 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений» 1
148 Анализ контрольной работы 1
149-150 Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник 2
151-152 Измерение углов. Транспортир 2
153-154 Круговые диаграммы 2
155 Урок обобщения и коррекции знаний 1
156 Контрольная работа №13 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений» 1
157 Анализ контрольной работы 1
158-159 Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел 2
160-161 Умножение и деление натуральных чисел 2
162 Площади и объемы 1
163-164 Обыкновенные дроби 2
165-166 Сложение и вычитание десятичных дробей 2
167-168 Умножение и деление десятичных дробей 2
169 Инструменты для вычислений и измерений 1
170 Итоговая контрольная работа 1
171-175 Резервные часы 5