Образовательная кинезиология в работе психолога с младшими школьниками


Булдина Т.А.
Образовательная кинезиология в работе психолога с младшими школьниками
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении трудностей в обучении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Образовательная кинезиология – это часть кинезиологии, которая использует простые движения для интеграции функций мозга.
Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.
Задачи образовательной кинезиологии– развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей, развитие мышления и речи, развитие памяти и внимания, развитие способностей, синхронизация работы полушария, устранение дислексии.
Кинезиологические методы и приёмы- развитие мелкой моторики, самомассаж кистей и пальцев рук, кинезиологические упражнения с помощью глаз, зеркальное рисование, пневмопластика, кинезиологические упражнения общей моторики, релаксация, упражнения для формирования навыков учебной деятельности и личностных качеств ребёнка, упражнения – энергизаторы.
Эти методы и приёмы я использую в работе с детьми как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Упражнения для мелкой маторики рук улучшают память, внимание, сосредоточенность, концентрацию. Я применяю пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, работу с нитью на бумаге , игры со спичками, палочками, проволокой, оригами объёмное, плоскостное, мозаика, игры с фантиками, с галькой, с бусинками, крупной крупой
Гимнастика для глаз тоже очень полезна детям. Упражнения для снятия напряжения с глаз и гармонизации межполушарного взаимодействия. Упражнения для глаз, рекомендованы при нарушениях зрения и гармонируют работу мозга.

Зеркальное рисование: упражнение для синхронизации обоих полушарий. способствуют раскрепощению или концентрации, умению сосредотачиваться.
Пневмопластика: наука о дыхании и его оздоровительных возможностях. Они сильно воздействуют на психические функции мозга (память, интеллект, сила воли).
Кинезиологические упражнения общей моторики:
- «Ленивые восмёрки», это упражнение не только «заряжает» мозг, но и способствует межполушарному взаимодействию.
- «Перекрёстные шаги», такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать заблокированные участки мозга
Очень любят ребята релаксационные упражнения, расслабляющие. Они снимают напряжение с нервной системы ребёнка, успокаивают его, улучшают работоспособность.
Упражнения –энергизаторы, короткие упражнения, восстанавливающие энергию класса или одного ребенка. Предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей («Огонь и лёд», «Свеча», «Поза солнца»)
Кинесиологическая гимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные изменения. Особенно актуально применение «Гимнастики мозга» у современных школьников в условиях учебного стресса. Несложный комплекс кинесиологических упражнений помогает школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно работать или учиться, выстраивать отношения с окружающими и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.
Образовательная кинестетика рекомендуется для школьников, которые желают улучшить качество своей жизни и получать удовольствие от общения, обучения, движения.
Выполнение кинезиологических упражнений в школе возможно как на предметных уроках, например, а также на переменах по типу «физкультминуток».
 
Список использованной литературы
 
1. Селье Ганс. Стресс без дистресса, - Москва, Прогресс, 1982
2. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология - Москва, Центр развития межличностных коммуникаций, 2011
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005
4. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Проект центра развития межличностных коммуникаций «Школа без стресса», 2011
5. Чобану И.К. Что такое кинезиология? Москва, Российский Университет Дружбы Народов.
6. К. Ханнафорд. Мудрое движение, 1999 Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева