Презентация по физической культуре на тему Использование системно-деятельностного подхода в преподавании физической культуры


ДОКЛАД
Тема: «Использование системно-деятельностного подхода в преподавании физической культуры»
(из опыта работы)
Выполнил(а):
Учитель физической культуры Школа № 97 г. Уфы Хабибуллина Н.Д.

УФА-2017г.







Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14

13 LINK \l "_Toc350792104" 14Введение 13 PAGEREF _Toc350792104 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc350792105" 14Глава 1. Опыт работы района и школы 13 PAGEREF _Toc350792105 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc350792106" 14День здоровья 13 PAGEREF _Toc350792106 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc350792107" 14Домашние задания 13 PAGEREF _Toc350792107 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc350792108" 14Соревнования 13 PAGEREF _Toc350792108 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc350792109" 14Глава 2. Личный опыт 13 PAGEREF _Toc350792109 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc350792114" 14Важные аспекты в работе 13 PAGEREF _Toc350792114 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc350792115" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc350792115 \h 14171515
15












Введение

В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. В настоящее время сфера профессиональной деятельности специалистов по физической культуре распространяется на все образовательное пространство.
Современному специалисту физической культуры предстоит решать задачи, которые требуют совершенствования обучения и воспитания, ориентированности на индивидуальный подход к формированию компонентов здоровья человека, его психическому и физическому развитию, учета двигательной подготовленности.
Очевидно, что в школе наряду с базовой программой по дисциплине «физическая культура» должны реализовываться вариативные программы, основанные на спортизированном физическом воспитании, оздоровительной физической культуре (или физической рекреации), адаптивном физическом воспитании (или физической реабилитации).
Учителю физкультуры следует строить свою работу таким образом, чтобы к моменту окончания школы каждый выпускник мог самостоятельно выбрать вид индивидуальных занятий, необходимые средства для решения поставленных задач, методы работы, грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное, – имел сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Модернизация системы физического воспитания требует реализации комплекса следующих мер:
совершенствования физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе, сохранение в обязательной форме физкультурного образования в объеме не менее 3-х часов в неделю;
существенного увеличения объема спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровитель-ных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательной активности не менее 8 часов в неделю.

Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов указанных в Базисном плане образовательного учреждения общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в объеме не менее 405 часов, из них в 1-клссе-99 часов, а со 2 по 4класс по 102 часа ежегодно.
Основное внимание необходимо уделить решению таких задач, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Поэтому современные учебники «Физическая культура» позволяют учащимся работать самостоятельно и совместно с родителями. Кроме того, учебники «Физическая культура» реализуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Принципы реализации деятельностного подхода:
а) Принцип обучения деятельности.
Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии понятий и представлений о физкультуре на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются способности определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
б) Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно - познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
в) Принцип проблемного обучения.
В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию способностей в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные понятия в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, направленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. С 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых понятий, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет учащимся составлять план. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе - уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи). Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 56 мин). В нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 57 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 57 мин. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота;
- сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки:
с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-трениро-вочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).
При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.


Глава 1. Опыт работы района и школы
Мы говорим: «Будущее наших ребят в наших руках». Значит, от нас, учителей физического воспитания, зависит, каким будет здоровье наших детей, их жизнь сегодня, завтра, через 10 лет, станет ли физкультура постоянным, надежным и радостным спутником жизни нового поколения.
Решение этих задач идет через правильно организованный процесс физического воспитания. Нужна система, осознанная учащимися и творчески реализованная преподавателем физического воспитания.
Решать вопрос о здоровье, сохранении и поддержании его на двух уроках физического воспитания в неделю просто немыслимо. Поэтому в течение ряда лет наша школа работает над проблемой ежедневного занятия учащихся физической культурой. Использование различных специальных методов и приемов позволяют нам добиваться желаемых результатов. Наш девиз: «Ни дня без физкультуры». Чтобы воплотить это в школьную жизнь, используем три формы организации занятий по физическому воспитанию: занятия, проводимые по расписанию по учебным программам; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия.
Занятия по учебным программам:
– урок физической культуры (3 раза в неделю);
– секционные занятия; – занятия по ОФП (по средам, 1–4-е классы); – выполнение домашних заданий.



Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
– ежедневные физкультминутки, физкультпаузы; – выполнение контрольных тестов (1 раз в месяц).

Внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия:
– внутришкольные соревнования (до 40 соревнований). Определяется лучший спортсмен месяца и года; – фестиваль здоровья и спорта (5 раз в году); – оздоровительные лагеря (в каникулярные дни); – межшкольные товарищеские встречи; – участие в соревнованиях районного и республиканского масштаба (до 10 соревнований в год).
День здоровья
День здоровья представляется нам дополнением к уроку по физической культуре, когда учащиеся могут получить дополнительные знания, умения, повысить уровень двигательной активности и тем самым оздоровить свой организм.
Дни здоровья проводятся в основном на свежем воздухе в игровой и соревновательной формах, как занятия по ОФП, ритмическая гимнастика, спортивные игры и игры по интересам самих учеников. Еженедельно на видном месте вывешивается план проведения часов здоровья, который утверждается директором школы. В плане обозначены задачи и содержание занятий для каждой возрастной группы, кто проводит занятие, место занятий для каждой группы учащихся (спортивный зал, физкультурно-оздоровительный комплекс с пятью залами, актовый зал, гимнастический городок, спортивная площадка, хоккейная коробка). Через неделю меняются места занятий, организационные структуры, задания. При определении содержания занятий учитываются интересы учащихся, совершенствуются разделы учебной программы.
За участие в соревнованиях различного масштаба присуждаются очки для определения лучшего спортсмена:
– в школьных соревнованиях: 1-е место – 7 очков, 2-е место – 5 очков, 3-е место – 3 очка; – в районных соревнованиях: 1-е место – 15 очков, 2-е место – 7 очков, 3-е место – 5 очков; – в республиканских соревнованиях только за участие все соревнующиеся получают по 15 очков, а призеры: 1-е место – 50 очков, 2-е место – 40 очков, 3-е место – 30 очков.
Уроки остаются основной формой физического воспитания, и мы стараемся строить их с игровой и тренировочной направленностью. Около 80% уроков всего учебного года проводим на свежем воздухе, что оказывает большое лечебное и закаливающее воздействие. На занятиях обращаем особое внимание на следующие моменты:
– образовательный. Подчеркиваем значимость уроков физкультуры, чтобы каждый ученик знал и помнил, для чего нужна физкультура; – мотивация занятий физическими упражнениями. В течение 8–10 мин. ученик занимается тем, чем желает, т. e. к чему душа лежит; – контроль. Знакомим учащихся с нормативами по физической подготовленности, физическому развитию, чтобы для них были свои ориентиры.
Даем ребятам домашние задания по аутогенной тренировке, выполнению дыхательных упражнений и банным процедурам. Хорошим результатом такой работы является не только улучшение здоровья детей, но и то, что уже 9-й год в школе нет курящих учащихся.
Домашние задания
Непосредственным продолжением урока физкультуры являются домашние задания. Опыт показывает, что результативность их повышается, если содержание заданий планируется учителем в течение учебного года и если они направлены на развитие физических качеств. Кроме общих домашних заданий для всех учащихся особо определяем индивидуальные задания отстающим в физической подготовке и имеющим высокий уровень. Предварительно на уроках учащиеся обучаются контролю за нагрузкой и ее регулированию. При объяснении домашних заданий используем кинограммы, слайды, рисунки, записи телевизионных передач и т. п. Это создает правильное представление об изучаемом движении.
Проверка домашних заданий проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого в начале или в конце урока отводим 3–5 мин. Остальные в это время выполняют упражнения по интересам. Оценка за выполнение домашних заданий не выставляется. Основным показателем являются те изменения, которые происходят в физической подготовке учащихся. И эти продвижения могут оцениваться при подведении итогов за четверть.
При систематическом использовании домашних заданий повысилась результативность уроков физической культуры, учащиеся лучше стали усваивать программный материал. И главная польза от домашних заданий в том, что они способствуют повышению интереса к своему здоровью, воспитанию воли и дисциплинированности, соблюдению режима дня. В итоге повысились результаты контрольных...
Соревнования
В результате ежедневных занятий физическими упражнениями растет мастерство, у детей возникает интерес проявить себя в соревнованиях.
За год учащиеся нашей школы участвуют более чем в 25 районных и республиканских соревнованиях. Доброй традицией стали совместные спортивные праздники с соседними школами по легкой атлетике, футболу, волейболу, лыжным гонкам. Главное, что хорошо организованная спортивно-массовая работа является важным средством воспитания детей и укрепления коллектива. А это – и успехи в соревнованиях, и крепкое здоровье.

Глава 2. Личный опыт
Моя педагогическая концепция.
Педагогическая концепция каждого учителя - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физически, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их.
Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. .Моя концепция основывается на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.
Перед собой я поставила следующие цели и задачи:
- создание комфортной образовательной среды на основе личностно- ориентированного подхода к работе с учащимися;
- создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
- проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1-3 классов школы;
- формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни;
- педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся;
- повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся;
- предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.




Система моей работы строится на следующих принципах:
- организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников, динамики текущей и хронической заболеваемости;
- осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
- создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- внедрение мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников, создание условий для их гармоничного развития формирование физической культуры, увеличение двигательной активности учащихся на уроке, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.
Следует учитывать:
- право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения;
- оптимизация процесса обучения;
- наличие постоянной обратной связи в системе "учитель - ученик";
- доверие и взаимопомощь между обучаемыми и учителем;
- постоянная коррекционно-развивающая работа по укреплению здоровья детей и ликвидации (компенсации) отставания в обучении;

Я считаю, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья школьников.
С этой целью всегда выполняются требования СанПиНов, разумно организуется режим жизнедеятельности учащихся. Составляется комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания, эстетизация школьной среды.
Хочу также остановиться еще на одном из направлений моей работы по профилактике заболеваний позвоночника и формированию осанки на уроках лечебной физкультуры (ЛФК).


Осанка.
Понятие «осанка» имеет много толкований. В специальных медицинских руководствах осанка характеризуется в различных вариациях. По определению профессора В.К.Добровольского, осанка - это «привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения». Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и биомеханическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии теля и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.


Лечебная физическая культура.
Лечебная физическая культура направлена на профилактику нарушений осанки - длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у организованных школьников осуществляется на занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и трестировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.


Средства и формы ЛФК.
Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезо-терапия; дополнительным лечение положением.
Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.
Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

Физические упражнения.
Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.


Важные аспекты работы.
Особое внимание в своей работе я уделяю:
- поиску творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;
- формированию навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
- расширению границ двигательной активности школьников за счет использования подвижных игр;
- активизации и совершенствованию основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.
Практическая значимость моей деятельности состоит в переосмыслении имеющегося арсенала индивидуальных и дифференцированных работ на уроках физической культуры, наполнение их новым содержанием, в частности:
- диагностике заболеваний, имеющихся у учащихся;
- анализе пропусков учебных дней по болезни;
- диагностике нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;
- наблюдении за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете;
- оценке организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;
- состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;
- изучении эмоционального состояния ребенка, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;
- субъективной оценки состояния учащихся;
- динамике школьной мотивации;
- динамике режима дня учащихся.
Я, как учитель физической культуры, активно внедряю на своих уроках передовые технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.
На уроках физической культуры школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя. В своей работе я придерживаюсь следующих основных направлений здоровьесберегающей деятельности, а также механизмов их реализации:
- рациональная организация физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы - двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу. Для реализации данного направления в нашей школе особое внимание уделяется проведению физкультминуток во время учебного процесса.
- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.


Физкультурные минуты.
Эти занятия проводятся в классе во время уроков, за 1020 мин до их окончания.
Физкультурные минуты эффективное средство снижения утомления и повышения умственной работоспособности учащихся на уроках. Кроме того, они благоприятно влияют на организм ребенка и являются действенным средством профилактики нарушений осанки и деформаций в строении тела.
В течение учебного дня постепенно нарастает утомление школьников и снижаются их внимание, работоспособность, увеличивается число ошибок при выполнении заданий. Длительное сидение за партой вызывает утомление мышц спины, шеи, ног. Утомившись, школьник опускает плечи и голову, перекашивает туловище влево или вправо. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки ребенка.
Исследованиями установлено, что проведение физкультурных минут на всех уроках в начальных классах значительно повышает умственную работоспособность школьников. Проведение этих мероприятий следует практиковать и в средних классах.
В комплексы физкультурных минут включают простые, удобные для выполнения в классе упражнения. Они должны способствовать активному отдыху тех групп мышц и частей тела, которые утомляются от однообразной позы сидения за партой.
Эффективными в этом отношении являются упражнения в потягивании, выпрямлении и прогибании позвоночника, расправлении грудной клетки. От длительного сидения возникают застойные явления в ногах, областях таза и живота. С целью устранения этого рекомендуется выполнять упражнения для ног. Такие упражнения улучшают кровообращение, дыхание, повышают умственную работоспособность, положительно влияют на эмоциональное состояние учащихся.
По моему мнению, без выполнения этого обязательного комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта.
Список использованной литературы:
Епифанов В.А Лечебная физкультура: учебник. М.: ГЭОТАЛМЕД, 2002. 560с.
Справочник учителя физической культуры/ авт.-сост. П.А. Кисилев, С.Б. Кисилева. - Волгоград : Учитель, 2011.-251 с.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2013. -400 с.
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия лечебной гимнастики. СПб.: Эксмо, 2003. 512 с.
Онучин Н.А. Дышите легко! Дыхательная гимнастика. –М.: ВЛАДОС, 2006. 138с.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения. – Уфа: МБОУ ДО «НИМЦ», 2012 – 76с. Выпускается по решению Экспертного совета МБОУ ДО «НИМЦ» №76 от 21.12.2011г.
Сборник документов по проведению соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ – Уфа: авт. Кафедра теории и методики гимнастики Росс.госуд.ю академии ФК, 2002. – 37с.
Шафикова Л. Р. Гимнастика./Л.Р. Шафикова. Учебное пособие для студентов физкультурных учебных заведений. – Уфа: БашИФК, 2006. – 82с.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915