Особенности использования технологии личностно-ориентированного обучения в работе с младшими школьниками

Особенности использования технологии личностно-ориентированного обучения в работе с младшими школьниками

Плетюхина Юлия Валерьевна
учитель начальных классов СОШ №21 г. Павлодар


Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится учитель как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности.
В последнее время, личностно-ориентированное обучение стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны. Это индивидуальный подход к каждому воспитаннику, который помогает осознать себя как личность, проявить свои возможности и доказать свою состоятельность. Известно, что самое правильное решение воспитательной задачи возможно только при индивидуальном подходе.
Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Она формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания. Классики и современники педагогической мысли – Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори призывали принимать ребенка как личность, с точки зрения этико-гуманистических позиций.
Основной принцип такого обучения – разработка личностно-ориентированной системы, как признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Как показывает опыт, при переходе учащихся из начального звена в среднее, возникают проблемы, связанные с отсутствуем преемственности между звеньями обучения. Именно здесь мы обнаруживаем актуальность данного подхода.
Цель работы: Совершенствовать подходы в работе с младшими школьниками на основе технологии ЛОО
Задачи:
Изучение, апробация и внедрение технологии ЛОО
Выявление влияния технологии на повышение учебной мотивации, уровень общего развития, качество успеваемости
Обобщение и корректировка материала, классификация наработок

Объект исследования: личностно-ориентированное обучение
Предмет исследования: обучение с младшими школьниками на основе использования ЛОО
Гипотеза исследования: Использование технологии ЛОО на уроках русского языка и математики в начальных классах будет способствовать развитию логики, внимания, интеллекта учащихся, повышению успеваемости, сформирует умения самостоятельной мыслительной деятельности
Личностно-ориентированное обучение: это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей, влияющих на разные аспекты и стороны развития личности.
Цель урока при ЛОО подходе - развитие учащегося: создание таких условий, чтобы на каждом этапе урока формировалась учебная деятельность, интерес к учению, быстрое и эффективное накопление каждым учеником своего собственного общественно значимого личного опыта.
Условия достижения:
Учитель не делит детей в классе на отстающих, продвинутых или середнячков.
Учитывает индивидуальность каждого ребенка и пытается строить свою работу на основе учета этой индивидуальности. В процессе обучения каждому ребенку предоставляется право свободного выбора на основании его индивидуальных интересов и потребностей, признание за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
На уроках в начальной школе личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.
Составляется личностно-ориентированный учебный план по предмету, в котором указываются:
наименование тем или разделов курса;
временные рамки изучения тем или разделов;
- понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;
- индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;
- учебные результаты, полученные учеником.
Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану, тем самым, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
По отношению к школе в целом ученик как субъект выступает «заказчиком» на изготовление собственной индивидуальности, выполнить который, можно лишь через сотрудничество с учеником.
Вышесказанное определяет противоречия между существующей традиционной и необходимостью внедрения индивидуальной системы обучения. Это обусловлено все возникающими требованиями к единому процессу образования, воспитания и развития, которые должен выполнять выпускник начальной школы, и требованиями, предъявляемыми обществом.
На основе противоречий возникает проблема. Необходимо создать такие условия для каждого ученика, которые повышают не только интерес к отдельному учебному предмету, но и к работе на урок
·е в целом. Задает ребенку собственную скорость принятия решения, объем выполнения работы, и вместе с тем, не создает комплекса «неуспевающего», потому что проверка заданий идет одновременно.
Практическое применение технологии личностно-ориентированного обучения описано ниже, на примере уроков математики и русского языка курса начальной школы.
Ожидаемые результаты:
- развитие логики, внимания, интеллекта учащихся;
- повышение качества успеваемости;
- формирование умения самостоятельной мыслительной деятельности;
-повышение уровня учебной мотивации.
ЛОО обучение можно применять на различных видах урока. Исходя из особенностей моего класса, я использую данную технологию на уроке обобщения материала, тем самым могу оценить и определить
- оценивание каждого ученика
- уровень понимания материала
- подготовка к изучению нового материала
Первым этапом работы по ЛОО плану с детьми было – знакомство с теорией. Затем подробный анализ – одного ЛОО плана, и работы по нему. Я ответила на все интересующие детей вопросы. Информация была понятна и принята детьми.
Следующий этап – практическое применение, формировался на основе личных особенностей каждого ребенка. Мною разработаны 3 вида разных по сложности ЛОО плана.
Урок начинается с повторения теоретического материала (тест), оценивание. Затем работа по уровням. Дети с высоким и средним уровнем усвоения работают по одному плану, ученики с низким уровнем по отдельному плану, используя «меры помощи».
Обязательным условием работы является выполнение заданий 1 и 2 уровня всеми детьми. Ученики знаком показывают, что готовы, и учитель разрешает работать дальше. Когда последний ученики показал готовность - учитель останавливает работу.
После прохождения каждого уровня, дети в плане указывают свое настроение, и осуществляют контроль (по ключу, по доске) и затем оценивание (самооценка или взаимооценка) в виде значка, сумма которых, определяет общую оценку за урок. Дети сами оценивают свою работу на уроке. Выбирают домашнее задание, не зависимо от того, на каком уровне остановился. Необходимо выслушать творческие работы детей, которые выполнили все задания, и вышли на самый высокий уровень.
В процессе работы по технологии мне удалось построить учебный процесс таким образом, что дети не боятся самостоятельно работать, на уроке нет
лишних вопросов и суеты. А главное, каждый ученик занят делом и рассчитывает только на себя.
Когда ученики полностью освоили технологию, я провела анкетирование и после очередного урока, я выяснила следующее.
На вопрос: Почему вам нравиться работать по ЛОО?
я работаю сам
мне не нужно никого ждать
мне все понятно
мне нравиться оценивать себя и своего соседа
я люблю работать быстро
я сам выбираю домашнее задание
В процессе работы по технологии личностно-ориентированного обучения я пришла к следующему результату:
Данная технология развивает личные качества учащегося, интеллектуальные, психологические (память, мышление);
- повышает уровень самостоятельности мыслительной деятельности;
-способствует формированию собственной самооценки;
- повышению эмоционального состояния ребенка;
- формирование умения взаимооценивании, взаимоконтроле и самоконтроле
Все вышеперечисленное позволяет наблюдать положительную динамику
- выполнения заданий по уровням (2 обязательно)
- учебной мотивации
- качества обучения по предметам
- интеллектуального развития
Трудность исследования заключалась в том, как правильно составить план для ученика, все продумать так, исключая вопросы, и настраивая только на работу.
Исходя из темы и целей проводимого мною исследования, можно сделать вывод, что обучение на основе технологии ЛОО обучения подтвердило гипотезу. То есть способствует развитию логики, внимания, интеллекта учащихся, повышению успеваемости, сформирует умения самостоятельной мыслительной деятельности









Личностно-ориентированный план работы учащегося




Имя:



Тема
Теоретический уровень
Задания
Доп.зад
Оценка

Изменение гла- гола по време- нам









1. на какие вопросы отвечают
2. Каким членом предложения является?
3. Как обозначается в предложении








1 уровень
2 уровень
3 уровень





Выбери: ! ( ?

Запиши слова в 3 столбика, вставь пропущенные буквы.

Цвтет, выхдил, прочтает, стит, крчал, млчит, псал, полтит, забжит.
Выбери: ! ( ?

Запиши текст в настоящем времени.
Сережа с папой делали крмушку для птиц. Сережа подвал гвозди и дощечки. Папа их сколачивал. Мальчик сыпал в крмушку зерно. Птицы ждали Сережу каждое утро. Они слтались со всех сторон.
* Подчеркни главные члены предложения.
* выпиши любые словосочетания
из всех предложений
Выбери: ! ( ?

К данным словам подбери однокоренные глаголы в любой форме.

Смех-,
драка-,
письмо-,
помощь-,
песня-,
игра-.
Составь рассказ из данных глаголов

Появилась
Загромыхал
Пронесся
Закачались
Упали
Сверкнула
Ударил
Хлынул


Тест-
1ур-
2ур-
3ур-
Доп-

Настроение








д/з

Правила
с.190-201
С.192 у.618
С. 194 у.621
С.195 у.623
Пособие
С.54 у223











Заголовок 115