Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ
Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам



Учитель технологии
Евтюхина Г.В.


    Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.           
Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
      Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
•        выявление одаренных детей; 
•        развитие творческих способностей на уроках;
•  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
•        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Актуальность и перспективность проекта
Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом личностно ориентированного подхода.
Технология – это предмет, с помощью которого можно развить ребенка, воздействуя на моторику рук, успокоить его нервную систему, научить его образно мыслить, помочь человеку в социально –экономическом аспекте, научив его изготавливать предметы быта собственными руками, подготовить к суровой правде жизни.
1.2 Проблема проекта
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:
низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
создание системы, развивающей творческую личность.
Образовательный стандарт по технологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общетрудовых умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».
Выявление и отбор детей с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей,  диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема) и в данном образовательном учреждении.  Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик и должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование.  Применяемые для  решения этой проблемы  методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним –  это обеспечить возможность нахождения и отбора  «своего ученика». 
1.3 Цель проекта
- создать модель работы с одаренными детьми, в условиях  современной сельской школы для подготовки их к успешному выступлению на предметных олимпиадах
- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности
1.4 Задачи проекта:
   -   изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми при подготовке их к предметным олимпиадам
     - разработка и апробация научно-методических материалов по формированию и развитию компетентностей учащихся:
логического мышления
интеллектуальных  и творческих способностей
привитие навыка самостоятельного поиска информации
развитие познавательной деятельности
выработка умений учащихся  к организации своего труда и отдыха
развитие коммуникативных навыков
      - создание пространства для творческого самовыражения учащихся, характеризующегоя комфортным психологическим климатом и положительной мотивацией
-      формирование банка творческих продуктов

2. Реализация проекта
Основные заповеди:
·        человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;
·        успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;
·        силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;
·        если дарование спит, то его надо будить;
·        не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».
2.1       Выявление одаренных детей:
По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.
Одаренных детей можно выявить с помощью «успеха»:
                                              
  Конкурсов
                                                     Тестов
                         Оригинальных вопросов
                                              Предметных олимпиад
                               Нестандартны х задач
                                       Индивидуальных бесед
2.2 Модель работы с одаренными детьми
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный.
М. Монтень
 
Основная цель при работе с  детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.
 (Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).
Модель работы с одаренным ребенком

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельностью, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. По орбитам познавательной деятельности вращаются планеты, составляющие школьную жизнь. Каждый год планеты переходят на новую, более качественную орбиту познавательной деятельности.
Начиная новый учебный год,  обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У меня есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения с целью выявления одаренных детей.
Методика реализации образного практического подхода на уроках технологии.
1. Работа с иллюстративным материалом (показ изобразительного и фотоматериала или готового изделия с целью повышения мотивации к изучению нового материала):
Показ иллюстрированного материала в начале урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой, создает первое образное впечатление. Тогда текст параграфа или рассказ учителя, или практическая работа ложатся на подготовленную почву, и новый материал воспринимается легче и запоминается надолго.
2. Демонстрация образцов, раскрывающих особенности технологии изготовления изделия, подбор объектов труда.
3. Эффективная форма контроля знаний: индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменная контрольная работа, опрос с применением карточек-заданий(текстовых, в виде рисунков), задачи – триады(три пары элементов в таблице), задачи – каноны(таблица построена по определенному правилу, которое следует определить).
4. Использование проектного метода.
Это сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий соединять и комбинировать формальные знания с практическим опытом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или группой под руководством учителя. В образовательной области “ Технология” метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения и навыки, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими формации, технологии и обработки. Проектная деятельность включает ряд условных этапов:
Поисково – исследовательский предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы), формировать внутреннюю мотивацию в приобретении учащимися новых знаний. Источниками информации могут быть учебники , справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, база данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах.
Технологический включает планирование составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдения технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности, например исследовательская работа по проблемам технологии (сувенир, изделие, модель).
Заключительный этап включает оформление и презентацию, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения работы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическим миром.
5. Повышение эффективности уроков через использование развивающих методических приемов.
Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний. Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра. Она формирует новые подходы во взаимоотношениях “ учитель – ученик” и “ученик – ученик”. В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднями представить себе не в состоянии. Игра уже только одним своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний.
Игру провести значительно труднее и сложнее, чем традиционный урок, так как требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя. В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.
Урок – марафон на этапе обобщающего контроля перед каждым учеником карточки с заданиями. Цель каждого – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке ученики меняются заданиями.
Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно – ролевые игры типа пресс – конференции, игры – путешествия.
Пресс – конференция возможна в 8 классе по теме “Строительный чертеж”.
Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото, танграмы. По дополнительной литературе девочки готовят небольшие сообщения, доклады, что развивает навыки исследовательской работы.
В старших классах дает эффект тестирование, которое сопровождаю “интеллектуальной разминкой”: кроссворд на доске или задание типа “ третий лишний
2.3 Этапы реализации проекта
Организационный этап (2013 – 2014 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.
Этап реализации(2013-2015 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и краевых олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2015-2016 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

2.4 Ожидаемые конечные результаты проекта:
совершенствование системы работы с одаренными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; приобретение навыков саморазвития.
3. Теоретическая база проекта.
Методика трудового обучения, В.П.Кузнецов Я.А.Рожнев, 1988.
Приемы педагогической техники, А.Гин, 1999
Образовательная технология: от приема до практики, В.В.Гузеев, 1996
Проблемное обучение, “Школа и производство”, 1988
Проблемное обучение: основные вопросы теории, М.И.Махмутов, 1985
Триз (теория решения изобретательских задач), А.Гин, 2002
Личностно – ориентированное обучение в современной школе, И.С.Якиманская, 1996
Развитие личности в обучении, Е.Н.Шиянова, И.Б.Котова, 1999
Педагогическая психология, И.А.Зимняя, 1997
Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко, 1998
Интернет - ресурсы