Статья Подготовка к предметным олимпиадам в условиях личностно-ориентированного обучения


ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. В последние годы в РТ серьезное внимание уделяется подготовке учащихся к олимпиадам и различным конкурсам в школе. В 2015 году в Казани были проведены 3 этапа обучающего семинара по теме «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам». Перед учителями выступил министр образования и науки РТ Энгель Навапович Фаттахов, который рассказал о перспективах развития олимпиадного движения в РТ, важнейшей задачей поставил усиление внимания к предметным олимпиадам как основном ресурсе повышения качества образования в целом. Серьезное внимание было уделено подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам в школе.
Ребенку надо успеть выучить уроки, успешно выступить на олимпиадах, может быть, сразу по нескольким предметам, подготовиться к очередной конференции. Поэтому нужно так построить с ним работу, чтобы все это для него было не рутиной, а интересным и полезным занятием. Чтобы он выглядел примерно так: спокойный, довольный, готовый к следующим свершениям.
Как говорил В.А.Хуторской (директор Института образования человека), «…Если организовать обучение, положив в основу обучения физиологические, психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей, то они в состоянии учиться целый день без особой перегрузки и с заметно более высокими результатами. Для этого вовсе не обязательно ограничивать детей минимумом содержания образования, а, наоборот, всякий раз предоставлять возможность максимальной самореализации» (2001год)
Что же такое одаренность? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Следует помнить:
1.Одаренность-это норма, а не исключение.
2. Одаренность поддается развитию, прежде всего, посредством повышения мотивации достижения.
3. Одаренность проявляется в разных областях.
Задачи, которые мы ставим перед собой при работе с одарѐнными детьми:
-учесть степень и меру самораскрытия одарѐнных учащихся;
-удовлетворить их потребности в информации по олимпиадным заданиям;
-готовить их систематически, а не периодически;
-использовать базовую, качественную литературу по предмету;
-учитель должен быть сам готов к систематическому самообразованию.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.
Личностно – ориентированное обучение нацелено на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Наша задача – переход от старых принципов образования к новым, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.
Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога – осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях. В личностно – ориентированном образовании основой является понимание и взаимопонимание. Если в традиционном обучении главенствующую роль играет объяснение, где звучит монологическая речь учителя, то понимание – это общение, сотрудничество, равенство. Как справедливо отмечает Ольга Ивановна Горбич, «главная идея нового подхода – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу». На этом этапе важно осознание того, что это переход от управления к самоуправлению, то есть к самостоятельности, которая так важна школьникам при выходе в большую жизнь.
Но ученику необходима педагогическая помощь и поддержка – это ключевые слова в характеристике личностно – ориентированного образования. Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.
В процессе работы сложились следующие формы работы с одаренными детьми:
-современный адаптивный урок;
-консультирование по проблемным вопросам;
-индивидуальные образовательные траектории;
- знакомство с качественной литературой, новыми заданиями;
- интернет-ресурсы;
-интернет-олимпиады, конференции, конкурсы;
-использование технических возможностей кабинета;
-участие в школьном информационном вестнике;
-календарь школьника.
Рассмотрим некоторые формы работы с учениками подробнее.
1)Хорошо, если есть оборудованный кабинет - центр учебно-методологического обеспечения уроков русского языка и литературы и подготовки к олимпиадам. 2)Учебники и учебные издания нового поколения дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова. Так, учебно-методический комплекс под редакцией Е.А.Быстровой является одним из таких учебников. Он включает:
1.Комплексный анализ текста.
2.Систематизация теоретического материала (таблицы,схемы,иллюстрации).
3.Алгоритмизация заданий («найди ошибку», «выбери строку»).
4.Упражнения и задания, которые приучают школьников работать с источниками-словарями, научно-популярными книгами.
5.Тематический подбор текстов, позволяющих расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
6.Задания творческого характера.
3)Календарь школьника, который должен быть составлен в сентябре и храниться у учителя и ученика. Здесь расписаны все олимпиады и конкурсы, в которых вы хотите участвовать со своими учениками в течение года. Это позволит систематизировать ваши действия.
4)Что нужно учитывать при подготовке к олимпиаде по русскому языку?
Задания строятся по разделам:
"История Русского Языка", 
"Фонетика",  
"Орфоэпия",
 "Орфография",
"Лексика",
"Морфемика",
 "Словообразование",
"Морфология",
"Синтаксис", 
"Пунктуация"
Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания.
Каковы же условия успеха при работе с одаренными детьми?
-Целостность восприятия факта языка при комплексной подаче материала.
-Слово – феномен одновременно нескольких уровней системы и речевых стихий.
-Слово рассматривается в системе, в тексте, в жанре.
-Регулярная тренировка внимательности.
-Регулярный возврат к уже пройденному материалу.
-Работа с выходящей новой литературой по предмету.
-Равнозначность теоретических, практических и творческих форм работы.
Закончить хочу следующим девизом, который можно отнести и к учителю, и к ученикам:
Знать, искать и ошибаться,
Чтобы снова подниматься,
Своей цели добиваться,
Не лениться, не сдаваться!
Как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.
Желаю успехов!