Из опыта работы.Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение идей семи модулей


Картпаева Нина Ивановна
Учитель английского языка
1 категория
ГУ «Диевская средняя школа отдела
образования акимата Аулиекольского
района»

Развитие профессиональной компетентности учителя
через внедрение идей семи модулей
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек—человек». Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров.
Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество педагога и руководителя новой формации.
Постепенно складывающаяся система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания и обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров.
В связи с этим возникает вопрос, какая же из данных подсистем направлена на развитие готовности к изменениям педагогических и управленческих кадров в большей степени (не вдаваясь в детали).
Цель воспитания и обучения – развитие личности и функциональной грамотности - способности применять усвоенные знания в реальных учебных и жизненных ситуациях.
Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду. В отношении педагога – формирование профессиональной компетентности педагога, то есть владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.
В этом заключается специфика системы повышения квалификации - она находится на пересечении двух сфер: развивающейся педагогической и управленческой деятельности и наук, исследующих и устанавливающих закономерности развития общественных систем, обеспечивающих непрерывность образования.
Такое положение устанавливает новое соотношение повышения квалификации, образовательной практики и науки.
И действительно, традиционно наука добывает новые знания, а педагог превращает их в учебный материал и передает обучающемуся. В такой системе содержание обучения отражает прошлые социально-педагогические явления, не связанные с ситуациями современной развивающейся практики. Такое положение системы предъявляет особые требования к ее организации, структуре, содержанию и технологиям обучения. «Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях». Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности педагога, а также единство теоретической и практической подготовки . Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется образ человеческий. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Новый, демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик; сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией; формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу ученика; инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся; характер отношении между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя и ученика; в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой носитель ценной информации. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым. Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога. Профессиональная компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций. Обобщив всё сказанное, можно представить модель современного учителя. Исследователь - Учитель - Творец – Гуманист Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности учителя предполагает формирование у него мотивации к профессиональному росту, корректировку содержания и организации методической работы. Сегодня нужен не учитель - «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности. Что является критериями педагогического мастерства? Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством. С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности. В нашей теоретической схеме особое внимание обращено на представление инновационной культуры как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Это связано с тем, что культура, специфика профессии и личность - три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное. Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становится свойствами учащихся. Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Стоит ли доказывать, сколь необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Ясно, что психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно. Однако чаще всего исследователи подчеркивают, что в тех сферах общественно значимой деятельности, где непременным условием является проявление личностных качеств - в искусстве, науке, и, конечно, в сфере образования, важнейшим фактором инновационного развития сферы являются определенные качества личности. С этим очевидным обстоятельством нельзя не согласиться. Но при этом следует выделить, какие именно качества, прежде всего, необходимы для формирования инновационной культуры педагога. Надо отметить такие свойств личности педагога: 1) отношение к детям как развивающимся субъектам; 2) культура человеческого взаимодействия; 3) отношение к себе как развивающемуся субъекту. Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако, рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя, по-видимому, невозможно. Это взаимосвязанные процессы. Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности ее использования для поддержания преподавания и обучения. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001)
Следуя современным требованиям к профессиональной компетентности учителя, работая над самообразованием я уделяю внимание использованию идеи семи модулей программы. На своих уроках использую разные формы взаимодействия: фронтальный опрос, парную, групповую и индивидуальную работу. Практикую различные виды уроков: от классического (3Р- Presentation, Practice, Production) до инновационных (виртуальная экскурсия, игра, проект и др.) Приучаю детей к различным видам оценивания своих достижений: самооценивание, групповое и парное оценивание.
 На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска  эффективных путей реализации  роли учителя  в оценочной деятельности  обучающихся.  По  мере развития педагогики роль и функции в плане оценки меняются.  Думается, что сегодня на первый план выдвигаются следующие  функции:
-создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
-стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;
-обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;
-создания ситуации успеха для каждого ребенка,
-поддержание общего позитивного эмоционального фона;
- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
        Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.  В этом и состоит главное назначение современного учителя. Педагогу  важно, чтобы учащийся был субъектом в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса;  важно, чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности   и даже, в определенных рамках, мог совершенствовать  – систему оценивания.
    Ученик,  который умеет  планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен  и   получать самостоятельно  знания.  На мой взгляд, поурочная  система оценивания деятельности  самими учащимися   способствует этому  в большей мере.  Как показывает практика,  мнения педагогов и методистов,  данный подход является актуальным в современном образовании,  так как
- итоговая аттестация в формате ЕНТ также оценивается в баллах;
-тесты как  форма контроля знаний оценивается   в баллах;
-многие ВУЗы уже перешли на рейтинговую систему, в  основе которой лежит накопительная  бальная система.   Предлагаемая нами бальная поурочная система оценки готовит обучающихся к продолжению образования в высшей школе.
Эффективность данной системы  состоит в том, что  учащийся  имеет возможность
- выбрать  задание  в соответствии с его уровнем подготовки и способностями;
- анализировать  свою деятельность  после  каждого этапа работы;
-планировать результаты своей деятельности в конце урока.
И что очень важно, еще в начале урока  учитель создает  обучающимся условия, при которых они испытывают  ситуацию успеха,  так как  они уверены в получении только положительных  результатов деятельности.  Таким образом рождается так необходимая учащимся мотивация.
      Сегодня уже  многим понятно, что существующая оценка знаний  далеко несовершенна.  Во-первых,  они определяют только то, у кого из обучаемых  знания лучше, а у кого хуже.  Абсолютный уровень знаний они не показывают.  Во-вторых,  школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов преподавателей и для разных учебных заведений.
       А  данная система оценивания позволяет  учителю
- объективно оценить обучающихся в конце урока, что очень важно;
-научить обучающихся  самооценке не только учебной деятельности, но и при жизненном и профессиональном самоопределении;
-провести мониторинг результатов деятельности   обучающихся, что выявит пробелы в  знаниях,  проблемы  в усвоении отдельными учащимися изучаемого материала, уровня их психологического и эмоционального настроя на уроке, и  как следствие – организация коррекционной работы;
- создать условия, при которых ученик заинтересован   не только в результате труда, но и в самом процессе  учебной деятельности, что обеспечивает высокий уровень учебной мотивации. Общие подходы к оцениванию:
Учащемуся предлагается таблица  самооценки,  куда включены все задания с указанием максимального балла за его выполнение. Учитель на первых уроках дает пояснения как это делать. В дальнейшем учащиеся делают  это самостоятельно. Учителю следует планировать урок  с учетом  времени для самооценки.       Обучающийся самостоятельно  оценивает  деятельность на уроке  после каждого  задания  в соответствии с алгоритмом   предложенным в таблице и фиксирует в ней  результаты . В данной таблице представлено соответствие баллов оценке. (Приложение 1)   Учитель на уроке  ведет свою таблицу результатов деятельности  обучающихся , где так же фиксирует баллы  по каждому учащемуся. (Приложение 2)
Стратегия работы по самооценке на уроке:
-на этапе целеполагания  учащиеся  знакомятся с  критериями оценивания заданий по таблице.  Учитель дает комментарии, если это необходимо.
-после каждого выполненного задания  обучающимся предлагается поставить балл за работу, ответив на следующие вопросы:
Что нужно было сделать в задании?
Удалось ли получить результат?
Справился полностью  или нет?  Для ответа на это вопрос учитель  дает эталон ответ  или ключи.  Если учащиеся высказываются устно предлагаются критерии оценивания  (объем высказывания, соответствие ситуации,  языковая грамотность);
-учитель в течение урока   фиксирует результаты деятельности учащихся поэтапно в своей таблице;
-в конце урока   учащиеся  суммируют баллы,  переводят их  в оценку и сообщают результат  учителю, который  подтверждает   данный результат или корректирует его.  В случае большого расхождения баллов,  поставленных  учителем и учеником,  учитель  имеет право скорректировать оценку. Следует помнить, что непременным условием  является то, что оценку определяют учитель и ученик сообща!   
Таким образом,   поурочная система оценивания в баллах   имеет свои преимущества.    В процесс оценивания вовлекаются сами учащиеся  и становятся активными  участниками  в нем.   Новые подходы в образовании предполагают  и новую систему оценивания.
В работе имеется определённая трудность - вовлечение младших школьников в процесс оценивания своей деятельности на уроке и дома.
Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственные стандарты по иностранным языкам ” предполагают:
объективное оценивание своих учебных достижений;
владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
учет мнения окружающих при самооценивании;
оценивание своего вклада при выполнении группового задания.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:
- родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
- учитель желает видеть прогресс ученика;
- ученику необходимо чувствовать свою успешность;
- администрация хочет знать результат обучения.
Таким образом, проблема - неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима. В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не различаются выражения “получить отметку” и “получить оценку”. Согласно толковым словарям эти два слова “оценка” и “отметка” не являются синонимами. Оценка - это мнение человека о ценности, уровне или качестве чего-либо. Отметка - это установленное государством обозначение степени знаний ученика. Оценивая ответ ученика, учитель сообщает свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Ставя отметку, учитель на первый план выдвигает общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, который хоть и удобен для внешнего контроля, но обесценивает сам процесс овладения ЗУН.
Пятибалльная оценочная система, принятая в нашей стране, не имеет пока серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.
Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь и.т.д.). Г.А.Цукерман в книге “Оценка без отметки” пишет, что хотя “мышление и эмоции принадлежат к разным областям психологической науки, мы имеем дело не с учебником о младших школьниках, а с живыми детьми, которых надо…не разучивать быть добрыми и великодушными”. Один из лучших российских психологов - Л.С. Выготский – сформулировал главный принцип психологической жизни человека, работающий и в сфере оценивания: принцип единства эмоций и интеллекта.
Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение, как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными?
Как учителя мы ответственны за успехи детей перед самими учениками, их родителями, школьной администрацией. Кроме того, знать, что умеет и знает наш ученик необходимо и нам самим.
Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика.
Оценочная деятельность играет важнейшую роль в процессе обучения. Мы учим учащихся проверять себя, "слышать" других, сравнивать ответы, находить ошибки в своей работе и работе одноклассников. Считаю, что ученики должны четко понимать отличие оценки от отметки. С устной оценкой учителю нужно быть очень аккуратным, так как любое даже на первый взгляд безобидное замечание может вызвать сильные эмоциональные переживания. На начальным этапе, разные УМК предлагают свою систему оценивания: жетоны, смайлики, разноцветные флажки, бабочки и др. Но, на мой взгляд, использование только веселых или грустных "личиков" может вызвать у младших школьников (да и  у родителей) ложное представление об успехах. Уже в начальной школе ребят надо  приучать к тому, что их РД (чтение, говорение, аудирование, письмо, лексика/грамматика) оценивается по критериям, за каждый вид деятельности они получают свои отметку. Учащиеся должны понимать за "что" они получили именно эту отметку и воспринимать ее как результат своей работы и приобретенных знаний и умений.
Эффективными видами оценочной деятельности считаю:
1. Взаимопроверку
2. Самопроверку по критериям (найди ошибку, подсчитай баллы, что из перечисленного (не)выполнено)
3. Оценивание по шкале от 60 до 100%
Я бы хотела обратить внимание на то, что в новом образовательном стандарте большое внимание уделяется системе формирующего оценивания, т.е. такого, при котором формируется активная позиция учащегося в получении новых знаний, самооценка, умение планировать свою деятельность. Словесная оценка практически всегда воспринимается как личностная оценка. Но ученик должен понимать, что оценка прежде всего отражает его ЗУН по предмету. Для этого хорошо подходят так называемые "Маршрутные листы" для домашнего задания. Например, такая таблица:
задание выполнено полностью выполнено частично не приступал имеются ошибки
Выучил правило        
Выполнил письменное задание        
Выучил новые слова урока        
Выучил диалог        
Прочитал текст упражнения        
Ученик крестиком отмечает свое выполнение заданий, а при проверке домашнего задания на уроке учитель цветом отмечает достигнутый уровень (зелёным цветом - выполнено все и правильно, желтым - с ошибками или не полностью, красным - не выполнено), таким образом происходит сравнение результатов и выяснение причин расхождений. В дальнейшем, учащиеся больше обращают внимание на все критерии оценивания, правильнее оценивают свою работу. Здесь, конечно, нужно быть осторожным, чтобы у ученика не образовалось устойчивое мнение, что учитель занижает ему оценки, надо давать возможность исправить недостатки - создавать ситуацию успеха. 
Такие маршрутные листы помогают ученику контролировать выполнение домашнего задания, ведь не все можно записать в дневник; оценить свою работу и установить  планку того уровня, которого хочет достичь. К концу изучения темы анализируем, какие слабые места имеются в освоении темы, пытаемся исправить. Такая работа очень помогает выработать самооценку ученика.
Нельзя забывать, что оценивание важно для всех участников учебного процесса:
учителя хотят видеть эффективность их методических приёмов, а также что необходимо улучшить для достижения лучших результатов;
детям необходимо видеть свой прогресс и достижения;
родителям следует быть в курсе успехов и неудач своего ребёнка;
школьная администрация желает знать результаты обучения в младшей школе.
Можно сказать, что оценивание – это измерение деятельности ученика разными способами, диагностика его проблем и успехов, сделанных в доброжелательной форме.
Проблема обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение английского языка вводится с первого класса . Авторы новых БУП предлагают отталкиваться от психологических особенностей школьников и необходимости формирования у учеников мотивации к изучению предмета, а процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение.
Процесс оценивания является неотъемлемой частью всего процесса обучения и имеет серьёзное образовательное влияние на младших школьников. Оценивание - процедура, посредством которой учитель измеряет и определяет уровень развития учащегося по его знаниям, умениям и зонам ближайшего развития. Оценивание – это длительный, регулярный и вариативный процесс.
Целями оценивания являются:
создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;
оценить правильность использования языка и определить, что школьник знает и может сделать;
создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.
Функции оценивания следующие:
корректирование и закрепление изученного;
обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;
выставление оценок детям.
Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами .Если принять во внимание то, что мотивационные цели важнее содержательных на начальном этапе обучения то становиться понятным, что прежде всего у школьников оцениванию подлежит содержательная сторона языка, а не грамотность его использования детьми. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.
Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом. В старшей школе виды оценивания ранжируются следующим образом:
формальное оценивание (выставление отметок)
неформальное оценивание (поощрение)
самооценивание (или групповое оценивание)
К сожалению, среди русских педагогических терминов нет более точного перевода слов формальное-неформальное кроме слов выставление отметок - поощрение, поэтому мы предлагаем пользоваться словами формальное оценивание - неформальное оценивание как рабочими терминами.
Виды оценивания младших школьников.
Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы акценты в оценивании смещаются [4,10]:
неформальное
самооцениваниегрупповое (или оценка одноклассника )формальное
Рассмотрим каждый из видов оценивания в отдельности.
1.2.1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:
не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);
рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
создавать портфолио [15].
Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.
Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.
Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
1.2.2. Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.
Цели самооценивания следующие:
представить детям полную картину их достижений;
показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
сформировать правильное отношение к оцениванию.
Некоторые учителя считают, что ученики в начальной школе слишком малы, для того чтобы оценить свой прогресс, но на самом деле у них есть хорошие механизмы самооценки. Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать - результат не заставит долго ждать, самооценка будет точна и адекватна.
1.2.3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
Выполняя такой вид оценивания ученики:
учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
учатся уважать и принимать мнение другого человека;
становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
начинают доверять друг другу;
чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
1.2.4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово [13]. Причем дети сами подскажут учителю эти вербальные оценки (таблица № 1).
5 4 3
perfectVery goodNot badexcellentnicepoorNo mistakesOK Work moregreatSome mistakesBe attentivebrilliantWell doneTry againmarvelousGood jobAsk questionsfine  Think moreПостепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.
Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи [15]. Последняя может быть проведена разными способами:
индивидуально с каждым ребёнком;
с группой детей;
с целым классом;
в краткой письменной форме;
в доброжелательной беседе.
Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.
При обучении английскому языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.
В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы.
Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные учебным планом промежутки учебного времени. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.
В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили. Она позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям .Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:
1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;2) положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи, когда оценивается его старание;3) конкретный анализ трудностей и допущенных им ошибок;4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.
Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.
Вместе с тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.
Д. Мун в книге “Children Learning English” (гл.2) выделил восемь ключевых условий успешного изучения языка с учениками начальной школы. Мотивация - это основной компонент успешности. Дружелюбная атмосфера на уроке помогает ребёнку рисковать в речевой деятельности и наслаждаться процессом обучения. Обратная связь и конкретный анализ трудностей, сделанный в адекватной форме, необходимы для успеха. Разные виды и формы оценивания позволяют ученику экспериментировать с оценкой и не бояться её. Успешно оцененные дети открыты для разнообразных и значимых знаний по всем видам речевой деятельности, для общения на языке и для практического его использования.
Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить, читать, слушать и писать на иностранном языке. Дети учатся лучше, когда их собственный труд оценивается положительно.
Для нас и для учащихся важно знать, чего мы пытаемся достичь и что требует понимания критериев достижения. В этой связи рассматриваются также и подходы к критериальному оцениванию.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:
уровень учащегося относительно определенного эталона,
уровень учащегося относительно класса в целом,
уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период
Так как я работаю учителем английского языка, то мои примеры формативного оценивания будут касаться уроков английского языка. В связи с тем, что уроки иностранного языка становятся более разнообразными, благодаря использованию методик и учебников зарубежных авторов, становятся разнообразными и методы его преподавания. Поэтому и возникает необходимость оценивать знания учащихся, подходя к этому вопросу с учетом современных требований. Для этого используются различные способы формативного оценивания. Я перечислю некоторые, которые я использую в своей практике. Например, « оценочный лист», в который входят критерии оценивания языковой компетенции, на основе которых проставляются баллы за выполненные задания и проводится анализ и обсуждение полученных результатов.« Лист самооценивания», в котором учащиеся выражают свое мнение по отношению к выполненному заданию. Такой лист можно использовать при выполнении самостоятельной работы, работы в группе, работы над проектом или в течение модуля. Можно разработать такие листы для самооценки эссе. Критерии написания эссе должны быть известны всем учащимся, но вот не каждый может посмотреть на себя со стороны, не каждый проверяет свою работу после написания, а с помощью листа самооценивания, учащийся посмотрит на свою работу с позиции учителя и проверит, все ли задания и требования им учтены. Одним из инструментов оценивания на уроках в младших классах можно назвать «наклейка как отметка». То есть, за выполненное задание ребенок получает наклейку на обложку тетради. Это происходит в том случае. если задание выполнено в соответствии со всеми требованиями. Наклейки со словами “ Excellent”, “ Good job”, Well done” означают, что ты справился с работой, а значит ты молодец. “Try again”, “Think better”- подскажут тебе, что надо еще постараться, хотя ты уже молодец, что выполнил задание. Оцениваются на уроке и отдельные виды работ, и активность, и правильность ответов. Формативное оценивание повышает успеваемость учащихся на всех ступенях обучения, а исследования показывают, что для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь, оно оказывается наиболее полезным.Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с печатной и звуковой информацией, владение умениями критического и творческого мышления. Здесь неоценимую помощь могут оказать интерактивные средства, так как я работаю в кабинете с интерактивным оборудованием.. Листы оценки/самооценки с критериями могут использоваться при выполнении различных заданий в сочетании с ИКТ, так, например, при развитии Speaking сегодня ученик сам может сделать аудиозапись ( используя компьютер или даже мобильный телефон ученика) и затем уже оценить свое выполнение Speaking task по критериям, используя Лист самооценки.
Читая текст, можно выполнять данные тебе задания и каждый ученик поймет, что просто так просидеть над книжкой ему не удастся, так как учитель увидит твой результат работы уже на уроке. Это позволяло бы сокращать время на проверку и выделяло бы больше времени на коррекцию.Получение быстрого отклика от учеников гарантирует вовлеченность каждого из них в процесс урока и позволяет преподавателю адаптировать ход урока соответствующим образом.Сложности при использовании интерактивных систем возникают в первую очередь у начинающих пользователей. Новые программы, трата дополнительного времени на обучение, подготовку уроков, проверку работы.
При критериальном оценивании
ученик становится настоящим субъектом своего обучения
снижается школьная тревожность ученика
учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютораТаким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.
Что же такое “критериальное оценивание”?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. На своих уроках применяю различные формы  критериального оценивания, знакомлю с параметрами оценивания, провожу взаимооценивание и самооценивание учащихся, собираю данные и анализирую  их. После сбора данных пытаюсь дать направление работе учащихся для дальнейшего их продвижения и достижения более высокого уровня владения английским языком.
В своей работе я использую такие приёмы и методы для вовлечения учащихся в процесс оценивания как критериальные модели оценивания, взаимооценивание, рефлексию.
Если говорить о критериальных моделях, то использую их давно, особенно в работе с проектами. Критерии оценивания заранее сообщаются учащимся, обсуждаются и корректируются при необходимости. В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Критерии оценивания использую также при групповой работе. Учащиеся оценивают друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

В конце урока я (при наличии времени) провожу опрос (рефлексия): Чему вы научились на уроке? Что было трудно? Что было легко? Что было интересно? Что понравилось? Что не понравилось?  Иногда прошу учащихся оценить свою работу на уроке устно или письменно по вопросам: Работой на уроке доволен/не доволен. Урок был интересный/скучный.  Домашнее задание было лёгким/трудным. Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы (надеюсь, что это так).

При проверке устного домашнего задания  иногда использую взаимооценивание учащихся друг другом. Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и  сообщают какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все  ученики могут выявить ошибки и оценивают  только объём сообщения, беглость речи и выразительность. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что  он даёт возможность проверить учащихся очень быстро, учит их оценивать себя и друг друга.
Планируя урок, в процессе которого я смогла бы оценить деятельность всего класса с заданными критериями, я решила предложить учащимся работу в группе. На этапе ознакомления с заданием, я раздала учащимся критерии, по которым будет оцениваться их работа, для того чтобы они знали каким образом будет происходить процесс оценивания.
Criteria of evaluation
Points must be given from 1- 5
Group’s № Creativity Presentation Literacy Thoughtfulness Teacher’s mark Total
Задание для группы заключалась в следующем: пользуясь интернет ресурсами, представить проект- презентацию известной книги. Выбор задания заключается в том, что в процессе выполнения этого задания развиваются навыки саморегуляции, развиваются творческие способности и самое главное развивается ораторское мастерство при презентации проекта. К выполнению задания ученики подошли с энтузиазмом и фантазией. По результатам защиты проекта, можно сказать, что все группы достигли цели и смогли выполнить задание с учетом критерии оценивания. На этапе оценивания я раздала ученикам оценочные листы с критериями и попросила их объективно оценить работу группы. Я думала, что учащиеся не смогут оценить объективно, и просто проставят всем пятерки, поэтому в лист оценивания я добавила колонку для оценки учителя. Меня удивило то, что после защиты одной группы участники других групп задавали им вопросы, затем после ответа на вопросы всей группой совещались, какие баллы поставить. Ученики смогли не только объективно проставить баллы, но еще смогли написать комментарий к выступлению в оценочном листе.
Анализируя этот урок, я сделала вывод, что критериальный метод оценивания дает возможность учащимся не только объективно оценить себя и своих одноклассников, но еще и почувствовать себя причастными к процессу обучения и оценивания. В ходе урока я заметила, что учащиеся чувствовали ответственность и слушали внимательно. Думаю, что ученики слушали внимательно, потому что знали, что нужно будет не только проставить баллы, но еще и прокомментировать свои баллы. Согласно ранее разработанных критериев, я фиксировала свои наблюдения за этими учениками. В результате наблюдения, замечаю, что «медленный» ученик старается работать быстрее, а «быстрый» подстраивается под возможности своих партнеров, чем способствует эффективному выполнению задания.
На уроках я использовала различные виды заданий, способствующие развитию критического мышления у учеников. Это написание синквейна, чтение с остановками,фишбоун, таблица ЗУН, кластеры, чтение с пометками. Большую опаску вызывало у меня чтение с остановками, так как для развития своей мысли, предложения какой-либо идеи, у детей обычно возникает лингвистический барьер. Данное чтение я решила опробировать на теме “My motherland”, когда детям был предложен текст о Стиве, проживающий в деревне. Заданием было предположить о дальнейших событиях, о том, нравится ли ему жить в деревне. После текста следовало обсуждение проблемы «Жизнь в деревне/городе».
Так как в любом коллективе всегда присутствуют ученики с разной скоростью и способностью мыслить, я спланировала свою работу с учетом этих особенностей. Мне кажется, задание про размышление в жизни в деревне и городе подходит и интересно всем ученикам, так как они эту тему знают, она им знакома, поэтому ученик с разными способностями смог выразить свое мнение или поделиться опытом. Поняв, что для увеличения степени вовлеченности каждого в процесс, нужно использовать критериальное оценивание с учетом особенностей ученика, а не по времени исполнения задания, я разработала критерии оценивания, где учитывалось правильность ответа, оригинальность, точность, обоснованность ответа. Во-первых, уже до выполнения задания они знали, что от них требуется не набор слов или ассоциаций, а мысль и объяснение ее, почему они так считают и свое предполагаемое завершение проблемы. В таком случае, даже «быстрому» нужно время на обдуманное решение.
В ходе своего наблюдения за разными учениками по темпу работы, я, как и полагала, увидела, что «быстрый» сначала был готов выкрикивать свои предположении и дальнейших планах Стива в деревне. Узнав, что мысль нужно письменно выразить, он немного притих, так как он привык быстро озвучивать свою идею. Здесь ему нужно было время на письменное оформление своей мысли.
«Средний» ученик выполнил задание не в большом объеме, но саму суть и свое видение проблемы можно было увидеть. Этот ученик больше времени тратил на правильное отображение мысли, его грамматическую структуру, правильно ли построено предложение.
«Медленный» ученик долго раздумывал и выражал свое мнение одним словом или фразой. На вопрос “Does he like to live in the village?” («Как вы думаете, нравится ли Стиву жизнь в деревне и почему?») он написал “ No, because it’s boring” («Нет, потому что скучно»), тогда как «быстрый» написал о более подробных недостатках жизни в деревне, таких как «…нет кино…», «нет развлечений».
Согласно ранее разработанных критериев, я фиксировала свои наблюдения за этими учениками. В результате наблюдения, замечаю, что «медленный» ученик старается работать быстрее, а «быстрый» подстраивается под возможности своих партнеров, чем способствует эффективному выполнению задания. Озвученная оценка помогла «быстрому» осознать о важности качества, а не количества выполненного задания.
На следующем этапе урока дети были разделены по группам, где заданием было составление проекта - рекламы местности (остров, лес, пляж) с использованием любых источников и ресурсов. При этом задании ученикам было предложено самим оценить учащихся по следующим критериям: умение работать с источником информации, умение обрабатывать, применять, оформлять результат, высказывать свое мнение. Я заметила, что учащиеся тщательно подошли к процессу оценивания, на моем примере оценивали все параметры, не «интересно», «неинтересно», а то, как они добывали знания, обработали и высказали свое мнение.
Таким образом, посредством критериального оценивания были оценены все ученики, вне зависимости от характера и темперамента ребенка. И задание было объективно оценено посредством критериев, а не по стандартному «Я же больше всех отвечал ….».
При следующих этапах обучения предполагаю следующие изменения: создание критериев оценивания самостоятельно учениками, разнообразие способов оценивания и критериев оценивании. В последующей практике я вижу целесообразность использования критериального оценивания и четких требований и формулировок. Это поможет в развитии уверенности у ребенка, ответственности за свой результат, самостоятельности, что поможет в создании ситуации успеха.
На уроке в 8 классе ученики сами оценивали свои знания по критериям оценивания . Сначала мы разработали критерии оценивания, где ученики сами предложили критерии, важные в английском языке – это правильность написания слов и предложений, знание лексики, правильность произношения, правильный порядок слов в предложениях, осведомленность по теме, соответствие теме, количество правильных ответов на вопросы.
Раздала индивидуальные оценочные листы с фамилиями и названиями заданий по группам и объяснила, что нужно оценивать себя по каждому заданию, а также прокомментировать оценки в конце урока. В ходе урока они делали пометки, сколько правильных ответов в задании, где допущены ошибки.
Самооценивание проходило под моим наблюдением. Эту стратегию я ранее не применяла. Я предполагала, что оценивание будет необъективным, ученики будут завышать оценки, не смотря на критерии оценивания. Но, наблюдая за ними, выявила, что ученики серьезно подошли к этому, придерживаются разработанных критерий и оценивание проходит объективно, справедливо за каждое задание. В конце урока, поставив себе оценку, каждый прокомментировал ее, согласно критериям. Мое оценивание совпадало с оценками учеников.
Оценивание по заданным критериям показало, что ученики допускают незначительные орфографические ошибки в словах, произношении, в основном проблема в выстраивании предложений для ответов на вопросы, обсуждений по данной теме, презентации своей работы. Здесь был неправильный порядок слов в предложениях, незнание лексики. Учитывалось дополнительное знание по теме, то есть осведомленность.
Формативное оценивание облегчало им выставление суммативной оценки, так как ученики в течение урока сами могли проследить и увидеть итоги своей работы.
Оценивание по критериям было эффективным, так как ученики сами видели итоги своей работы на уроке, знали по каким критериям им была снижена оценка, над чем надо поработать. С помощью оценочного листа и критерий оценивания легко прокомментировали полученные оценки, выделили задания, где каждый ученик проявил себя, где есть недочеты знали на каких заданиях их знания западают,. и на что нужно обратить внимание в следующий раз, над чем надо поработать, и при этом не возникали вопросы или спорные моменты с учащимися по поводу выставления оценок.
Ученики высказались положительно о применении самооценивания, критериального оценивания и использование оценочных листов. Теперь я планирую часто применять самооценивание в классе, потому что ученики подходят к оцениванию объективно, ответственно, повышается мотивация к выполнению заданий, учит их быть объективными, самостоятельными.
На обобщающем уроке английского языка в 7 классе по теме: «Манеры поведения », по грамматической теме: «Модальные глаголы. Их использование в составлении вежливых просьб, обращений» я использую технологическую карту, которую к зачетным урокам обычно составляю сама, с целью привлечения детей к процессу познания и оценивания своих знаний и знаний своих товарищей, концентрации их внимания к уроку, их активизации.
Предварительно детям даются критерии выставления баллов и перевод их в оценки, они в течение урока оценивают устные и письменные ответы своих одноклассников и заполняют технологические карты их успехов, выставляя им баллы.
Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.
Следует отметить, что положительное оценивание у младших школьников напрямую связано с их психологическими особенностями.
Список использованных ресурсов:
Загашев И.О.  «Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся»   rc.nekrasovspb.ru›wp-content…2011/06/zagachev.doc
Д Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений » (Образовательная система «Школа 2100»)   изд. «Баласс» 2011
Г. С. Ковалева, О.Б. Логинова «Оценка  достижений планируемых результатов в начальной школе»  
Д. Мун “Children Learning English” (гл.2)