Система работы с одаренными детьми (Из опыта работы)


Система работы
с одарёнными детьми
Из опыта работы
учителя истории и обществознания
Кривобоковой Ираиды Иннокентьевны

«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Прежде всего обратимся к понятию детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Многие современные учёные – психологи и педагоги утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Но есть и третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой
которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с детьми, необходимо привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию.
Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники.Существуют некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например: опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.
Я строю свою работу на основе индивидуальных программ работы с одаренными детьми по предметам история, основы правовых знаний и обществознание. Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.
Образовательные технологии Цели и задачи, реализуемые посредством технологии
Технология развития критического мышления Формирование у школьников через интерактивное включение вучебный процесс критического мышления.
Формирование культуры работы с информацией.
Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
Стимулирование познавательного интереса.
Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,
построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Разноуровневое обучение Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Воспитание творческой личности, подготовленной к решению
сложных проблем в различных областях деятельности.
Развитие творческого воображения с целью преодоления
стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Исследовательские методы обучения Целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков.
Технология «Дебаты» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
Система инновационной оценки «портфолио» Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
Интерактивное обучение Формирование умения работать сообща на единый результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку,точке зрения, позиции.
Именно эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.
Большое внимание уделяю исследовательской работе учащихся. Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном.
Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.
Учебный год Название и уровень мероприятия Класс Уровень результата
2011-2012 уч. г. 1.Вторая Всероссийская олимпиада школьников по истории
г. Барнаул 5 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом 1 степени
5 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом 2 степени
5 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом 3 степени
22 ученика 5-11 классов 22 сертификата
2.Вторая Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию г. Барнаул 3 ученика 6 класса 3 сертификата
3.Всероссийский молодежный чемпионат по обществознанию г. Пермь 6 класс Призёр
регионального уровня
4 место
6 класс Победитель регионального уровня
1 место
4.Всероссийская олимпиада «Олимпус» г. Калининград 5 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом
5 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом
6 класс Призер всероссийского уровня,
Диплом
18 учащихся 5-6 классов 18 сертификатов
5.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории 11В Призер муниципального уровня,
Грамота, 2 место
11В Призер муниципального уровня,
Грамота, 4 место
11Б Призер муниципального уровня,
Грамота, 6 место
6.Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Лихачева и современность» 11В Призер всероссийского уровня,
Диплом 2 степени
7.Муниципальная викторина, посвященная 350-летию
г. Иркутска 11Б Призёр муниципального уровня,
Грамота, 3 место
8.Муниципальная викторина, посвященная 70 –летию начала Великой отечественной войны
11Б Призер муниципального уровня,
Диплом 2 степени
11Б Призер муниципального уровня
Грамота 3 место
6 учащихся 11В
Благодарственные письма
муниципального уровня
9. Городская научно-практическая конференция «Серебряный росток» 5В Победитель муниципального уровня,
Грамота 1 место
10. Городская викторина «Я гражданин России»
3 учащихся 5 класс
Призеры муниципального уровня,
Грамота 2 место
2012-2013 уч.г. 1. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по истории г. Калининград 6 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
6 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
6 класс Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
6 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
6 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
14 учащихся 6-7 классов 14 дипломов участников всероссийского уровня
2. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по обществознанию г. Калининград 7 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
7 класс
Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
7 класс Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
7 класс Призер всероссийского уровня,
Диплом лауреата
26 учащихся 6-7 классов 26 дипломов участников всероссийского уровня
3.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории 7 класс Победитель муниципального уровня
7 класс Призёр муниципального уровня
4. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 7 класс Победитель муниципального уровня
7 класс Призёр муниципального уровня
5. Всероссийский молодежный чемпионат по обществознанию г.Пермь 6 класс Победитель федерального уровня,
Диплом 3 степени
7 класс
Победитель регионального уровня,
Диплом 2 степени
12 учащихся 6-7 классов 12 сертификатов
6. Молодежный чемпионат по истории г.Пермь 6 класс
Победитель регионального уровня,
Диплом 1 степени
6 класс
Победитель регионального уровня,
Диплом 2 степени
10 учащихся 6-7 классов 10 сертификатов
7. Всероссийский дистанционный конкурс Центр СНЕЙЛ 32 учащихся 6-7 классов 32 сертификата
8.Городская научно-практическая конференция «Серебряный росток» 6 класс
Победитель муниципального уровня
7 класс Лауреат муниципального уровня
9.Городская викторина «Я гражданин России» 3 учащихся 6 класс
Победители муниципального уровня
2013-2014 уч. г 1.Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по истории г. Калининград 7 класс
Лауреат
федерального уровня
7 класс
Лауреат
федерального уровня
7 класс
Лауреат
федерального уровня
5 учащихся 8 класс
Лауреат
федерального уровня
20 учащихся 7-8 классов 20 сертификатов федерального уровня
2. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по обществознанию г. Калининград 23 учащихся 8 классов 23 сертификата федерального уровня
3. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории 8 класс
Призёр муниципального уровня
7 класс
Победитель муниципального уровня
7 класс Призёр муниципального уровня
4.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 7 класс
Призёр муниципального уровня
7 класс
Призёр муниципального уровня
8 класс Призёр муниципального уровня
5.Городская научно-практическая конференция «Серебряный росток» 7 класс
Призёр муниципального уровня
7 класс Призёр муниципального уровня
2014-2015 уч.г1. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус»по истории г. Калининград (осенняя сессия)
8 класс
Лауреат
федерального уровня
27 учащихся 8-9 классов 27 сертификатов федерального уровня
2. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по обществознанию г. Калининград (осенняя сессия) 37 учащихся 8-9 классов 37 сертификатов федерального уровня
3. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по истории г. Калининград (зимняя сессия)
8 класс
Победитель федерального уровня
9 класс
Победитель федерального уровня
4 учащихся 8 класс
Призёр федерального уровня
15 учащихся 8-9 классов 15 сертификатов федерального уровня
4. Всероссийская межпредметная олимпиада «Олимпус» по обществознанию г. Калининград (зимняя сессия) 8 класс Призёр федерального уровня
21 учащихся 8-9 классов 21 сертификатов федерального уровня
5.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 8 класс
Призёр муниципального уровня
8 класс
Победитель муниципального уровня
9 класс
Призёр муниципального уровня
9 класс Призёр муниципального уровня
6.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории 9 класс
Призёр муниципального уровня
8 класс
Призёр муниципального уровня
8 класс Призёр муниципального уровня
7. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по праву 9 класс Призёр муниципального уровня
8.Международный конкурс «Загадочные лабиринты истории» СНЕЙЛ г.Омск
5 учащихся 9 классов 5 сертификатов международного уровня
9. Всероссийский молодежный чемпионат по истории г.Пермь 9 класс Победитель регионального уровня,
Диплом 1 степени
10.Всероссийский молодежный чемпионат по обществознанию г.Пермь 8 класс
Призёр
регионального уровня
9 класс Призёр
регионального уровня
12 учащихся 8-9 классов 12 сертификатов
11. Региональная научно-практическая конференция школьников «Иркутск и Иркутская область 70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 9 класс
Диплом 1 степени
9 класс
Диплом 3 степени
8 учащихся 9 классов 8 сертификатов регионального уровня
12. Общегородская викторина «По страницам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» 8 класс
Победитель муниципального уровня
8 класс
Призёр муниципального уровня
13. Городская научно-практическая конференция «Серебряный росток» 8 класс
Призёр муниципального уровня
2015-2016 уч.г1.Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» по истории 9 класс
Диплом 3 степени
9 класс Диплом 2 степени
2. Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» по обществознанию 9 класс
Диплом 3 степени
9 класс Диплом 3 степени
9 класс
Диплом 3 степени
9 класс
Диплом 3 степени
3. Всероссийская предметная олимпиада по обществознанию «Пятерочка» 9 класс
Победитель
Всероссийского уровня
9 класс Победитель Всероссийского уровня
9 класс Призёр
Всероссийского уровня
9 класс Призёр
Всероссийского уровня
9 класс Призёр
Всероссийского уровня
9 класс Победитель Всероссийского уровня
4.Всероссийская Олимпиада по истории г.Бийск 10 класс Победитель Всероссийского уровня
5.Общероссийская предметная олимпиада Олимпус (осенняя сессия) по истории,
9 класс
Диплом лауреата
6.Общероссийская предметная олимпиада Олимпус (осенняя сессия) по обществознанию 9 класс
Диплом лауреата
9 класс Диплом лауреата
7. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 9 класс Победитель регионального уровня
9 класс Призёр
регионального уровня
8. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 9 класс Сертификат участника регионального уровня
9.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по праву 9 класс Призер муниципального уровня
9 класс Призер
муниципального уровня
10 класс
Победитель
муниципального уровня
10.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории 9 класс Победитель
муниципального уровня
9 класс Призер
муниципального уровня
10 класс Призер
муниципального уровня
11.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 9 класс Победитель
муниципального уровня
9 класс Призер
муниципального уровня
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, процесс, воспитывающий в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Поэтому  методы и формы работы способствуют  решению обозначенной задачи. Можно выделить несколько направлений и организационных форм деятельности:
- олимпиадное движение: факультативные занятия и  школа олимпийского резерва;
- научно-исследовательская работа: проектная деятельность,  формирование групп по интересам;
- содействие общему развитию учеников, ориентированных  на углубление знаний в других предметных областях:  спецкурсы по отдельным предметам, блочно-модульное обучение, разноуровневое обучение.