Научная публикация на тему : Система работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Аннотация:
Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов их решения
Ключевые слова:
Система работы; одаренность; развитие; воспитание; талант; актерское дарование; одаренные дети;

Социально-экономические преобразования современного общества вызывают потребность в активных, неординарно мыслящих, творческих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, в связи с чем, ведущее место в формировании и развитии ребенка отводится выявлению его одаренности, ведь каждый ребенок от рождения наделен потенциалом, эффективно развивающимся при благоприятных условиях, который дает ему возможность достижения высот в определенной сфере деятельности.
Так, на сегодняшний день отмечается высокий интерес к вопросам выявления и раскрытия детских дарований.
Развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения ребенком высоких, незаурядных результатов в интересующих его видах деятельности, является одаренностью. Одаренности присущи своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности ребенка.
Предпосылками одаренности служат общие способности или моменты способностей, обусловливающие широту возможностей ребенка, уровень и своеобразие его деятельности, учитывается умственный потенциал, интеллект, характеристика познавательных возможностей ребенка и его способностей к обучению, а также совокупность природных данных и выраженность природных предпосылок одаренности ребенка.
Одаренным ребенком является ребенок, который выделяется яркими достижениями, он  имеет внутренние предпосылки для высоких результатов своей деятельности. Одаренность ребенка значительна, если его интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для конкретного ребенка в его возрасте, если ребенок обладает неординарными способностями в какой-либо области человеческой деятельности.
Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения, есть способность, талант же характеризуется как высокий уровень развития способностей и прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Так, выделяется несколько видов одаренности в зависимости от интересов деятельности ребенка в учреждении дополнительного образования и каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности.
Работа с ребенком, имеющим предпосылки к наличию актерского таланта, должна заключаться в создании для него условий, предполагающих развитие сенсомоторных качеств (уникальность исполнения, обучение театральной игре, ритмопластика), коммуникации (контакт со зрителем), духовно-эстетических качеств (осмысление деятельности), творческой фантазии, культуры и техники речи.
Практическое следствие для педагога учреждения дополнительного образования детей выражается в первостепенном создании условий формирования внутренней мотивации деятельности одаренного ребенка.
Несомненно, только благоприятные условия обеспечивают положительное влияние на возможности ребенка, и педагогу принадлежит ведущая роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности детей.
Так, при работе с одаренными детьми необходимо рассмотрение степени одаренности и разделении на актуальную и потенциальную. Актуальной одаренностью является оценка ребенка (психологическая) с достигнутыми показателями развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками, потенциальной степенью служит характеристика ребенка (психологическая), который обладает определенными возможностями, потенциалом, для более высоких достижений.
Исследования, проводимые в рамках развития детской одаренности, показали, что внедрение в образовательную среду передовых педагогических технологий, несомненно, способствует качественному и продуктивному процессу педагогической работы по обучению одарённых детей.
Однако, на сегодняшний день в системе образования одаренных детей существуют некоторые нерешенные вопросы, в частности, вопрос о том, каким должно быть образование, позволяющее полноценно развивать личность одарённого ребёнка.
Как показывает практика, работа с детьми в учреждениях дополнительного образования детей, должна быть ориентирована не только на среднестатистического ребенка, но и на одаренных детей. В системе работы с одаренными детьми, на сегодняшний день, существует необходимость целенаправленной и систематической работы по их выявлению, поддержанию и развитию, с привлечением в эту работу родителей, социальных институтов и общественных организаций.
В основу системы работы с одаренными детьми должны быть положены условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в учреждениях дополнительного образования, которые включают в себя работу по развитию способностей детей, а также, в указанной системе работы должны присутствовать определенные задачи, такие как:  научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом, развивающим систему дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.
При работе с одаренными детьми во главу ставится индивидуализация как совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в ребенке от природы.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода, а содействие в реализации одаренности требует создания особой среды. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.
Так, следует отметить, что выявление потенциальной одаренности детей, в рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, продиктовано, прежде всего, желанием привлечь внимание детей к участию в развитии врожденных талантов и при формировании системы работы с одаренными детьми, важным является стремление к оказанию помощи в развитии творческих качеств каждого ребенка требующего внимания педагога.
При вероятной разработке программы педагогической работы с детьми  одаренными актерским талантом в учреждении дополнительного образования, основными составляющими данной программы должны являться:
использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей;
использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также  сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр);
использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение».
Таким образом, в работе по развитию одарённости детей, в учреждениях дополнительного образования, должен быть применен принцип максимальной реализации их потенциальных возможностей и развития творческих способностей, а от педагогов работа с одаренными детьми, на сегодняшний день, требует особых усилий, и главным в системе работы с детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренности детей, обучающихся в данных учреждениях, которые сформируют будущее общества.
Библиографический список:
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // М.: Проблемы способностей. 1962.
2. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. 61-63 с.
3. Астахова Т.А., Карелина Т.А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей // ИД «Первое сентября» [festival.1september.ru/articles/417776 – дата обращения 24.05.2015].
4. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. – № 7. 83-87 с.
5. Белоненко С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми в начальной школе // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. 124-127 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Знание. 2002. 320 с.
7. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. 402 с.
8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. // М.: Знание. 1991.
9. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей // Ярославль: Академия развития, 2004.304 с.
10. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования // Завуч. – 2002. – № 8. 100-117 с.
11. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. 23-35 с.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия // М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008, 480. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства // М.: Педагогическое общество России, 1999.
13. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности // М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1960. 216 с.
14. Маистровая З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 2. 114- 117 с.
15. Матюшкин А.М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учебное пособие // М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. 192 с.
16. Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность. Выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты // М.: Омега-Л. 2008. 368 с.
17. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования : учебно-методическое пособие // М. : Компания Спутник+, 2007. 96 с.
18. Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. 148-151 с.
19. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // «Дополнительное образование детей».- 2001.- № 24. 37-39 с.
20. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: Владос-Пресс, 2003. 336 с.
21. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. М., 2003. 384 с.
22. Тоболкина И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» // Одарённый ребёнок. – 2008. № 2. С. 6-14 с.
23. Савенков А.И. Психология детской одаренности // М.: Генезис, 2010, 448.
24. Синягина Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) // Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская; под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. 131 с.
25. Сечкарева Е.В. Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике // Диссертация кандидата педагогических наук. Кострома. 2002.