Методический материал по теме: Путешествие по клетке для 10 кл.

Тема урока: Путешествие по клетке
Цель: Изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органоидов клетки
Задачи:
- изучить строение и функции клеточных структур; рассмотреть особенности организации, используя компьютерные презентации;
- продолжить развитие умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, компьютером; умение выделять главное, сравнивать, анализировать;
- сформировать убежденность в том, что различные органоиды образуют в клетке структурно – функциональное единство, и что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.

Планируемый результат
Учащиеся узнают в каких формах на Земле существует жизнь, строение клетки.


Личная значимость изучаемого для школьника
Все живое состоит из клеток, поэтому необходимо представлять себе строение клетки


Методы изучения
Частично-поисковый


Форма организации учебной деятельности
Урок-путешествия с использованием презентаций, творческих инсценировок, стихов и выпуска стенгазет.





Приемы деятельности учителя
- организация работы, требующей использования всех каналов приема и переработки информации для усвоения материала урока;
- разработать и представить учащимся развивающие задание для усвоения учебной информации;
- организовать самостоятельную работу по подготовке презентаций учащимися;





Приемы деятельности ученика
- познакомиться со строением и многообразием клеток;
- создать презентацию по одному из органоидов клетки;
- выявить связь между строением и функциями органоидов;
- учащиеся коллективно разгадывают название органоидов по немым рисункам;
- развивают индивидуальный стиль учебной деятельности при работе по созданию презентаций.



Ход урока:
Эпиграф урока

-Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес? – спросил Пенкрофт на следующее утро.
- С самого начала, - ответил Сайрес Смит.
Жюль Верн.
Слово учителя:
Нам предстоит посетить знакомый мир, удивительный и таинственный и в тоже время очень далекий от наших повседневных представлений. Это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме, увеличенный в более чем 100 млр. Раз. Все организмы состоят из одной или более единиц микроскопических размеров называемых клетками, которые находясь в определенных условиях, способны вести независимую жизнь.

Вопрос.

Можно ли назвать клетку государством?

Вопрос.
Что такое клетка?
- Клетка – мельчайшая структура способная к самовоспроизведению.
- Клетка – единица развития, строение и функционирование организма.

Вопрос.

Как называется наука, изучающая клетку?

Вопрос.
Кто открыл клетку?

Первые этапы формирование развития представлений о клетке /стр.53 поурочное планирование 11 кл. А. В. Кулев.

Путешествие по клетке, мы будем рассматривать жизнь ее в наиболее элементарной и основной форме. Но в начале сделаем краткое вступление.

Для понимания сущности процессов, которые происходят в клетке, необходимо хорошо представлять, как устроена клетка и с помощью каких структур она осуществляет свои многочисленные и разнообразные функции в живом организме.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Вопрос.

Какие два типа клеток вы знаете?
Рис. 44 и рис.45 стр. 53-54 учеб. Биология 9 кл. Теремов, Петросова и Никишов.
Таблица стр.70 табл.6.1 окончание на стр.71 из школьного курса 100 часов «Биология»

Вопрос.

Все живые организмы состоят из одинаковых клеток?

Таблица 6.4 стр. 74-75/ школьный курс 100 часов/

Если мы будем рассматривать даже наиболее очевидные характеристики клеток - размеры, форму, характер движения и другие внешние проявления,- мы обнаружим колоссальное разнообразие.

рис. «Разнообразие клеток» на стр.13 из книги «Путешествие в мир живой клетки».

При этом основные черты сходства всех клеток могут ускользнуть от вашего взгляда, но если мы с вами, путешествуя, проникаем внутрь клеток, то их сходство выявится.

Прежде чем отправиться в путешествие по клетке, взглянем на ее карту, чтобы разобраться, куда следует держать путь. Сейчас мы только назовем основные части клетки. Со временем в ходе путешествия, вы познакомитесь с ними поближе.

Стр. 31 карта клетки в книге «Путешествие в мир живой клетки»

Вопрос.

Как нам проникнуть внутрь клетки?

Теперь в путь. Перед нами – цитоплазматическая мембрана.
Презентации на тему:
- ЭПС, цитоплазма
- рибосомы
- аппарат Гольджи
- лизосома
- митохондрии
- пластиды
- клеточный центр
- ядро
- вакуоль

Подведение итогов.

В приведенных выше презентациях был систематизирован учебный материал о клеточных структурах, обладающих относительной стабильностью, их функциях, составе, строении. Мы постарались проверить качество усвоения вами цитологических знаний и убедить вас в том, что клетка представляет собой структурно – функциональное единство работающих в ней органоидов.

Вопрос.
Как вы можете это объяснить?

И на конец ответьте на вопрос поставленный в начале нашего занятия.
Жидкие (капли)

Твердые (гранулы)

немембранные

мембранные

включения

органоиды

гиалоплазма

Наружная мембрана

цитоплазма

ядро

Клетка