Разработка урока по химии Химические реакции. Типы химических реакций.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Кызыл-Мажалык»








Тема:
Химические реакции.
Типы химических реакций.
(Открытый урок по двуязычью с использованием
русско-тувинского словаря химических терминов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Учитель: Ооржак С.П.-
МОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык






Кызыл-Мажалык 2011
Химические реакции.
Типы химических реакций
Тип урока. Изучение новых знаний.
Вид урока. Беседа с демонстрацией опытов.
Цели.
Обучающие. Рассмотреть сущность химической реакции, реакции разложения , соединения, замещения и обмена с помощью двуязычья; научить учащихся писать уравнения реакций разложения, соединения, замещения обмена.
Развивающие. Развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.
Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик»; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы. Фронтальный опрос, беседа, демонстрация опытов, заполнение таблицы, химический диктант и взаимопроверка результатов химического диктанта в парах с выставлением отметок, работа с карточками.
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, ложка для сжигания веществ, кристаллизатор, спиртовка, спички; стакан с кислородом, колба с водой, метилоранж, свежеприготовленный гидроксид меди(II), красный фосфор.
ХОД УРОКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Организационный момент
Учитель. План урока следующий. Сначала мы проведем устный опрос, затем напишем химический диктант. После этого – изучение новой темы, сопровождаемое демонстрационными опытами. В завершение урока – обобщение материала и подведение итогов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Актуализация знаний
Проводится фронтальная беседа.
Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления – не изменяется.
Учитель. А что такое химическая реакция? Ответ на этот вопрос давайте посмотрим в русско – тувинском словаре школьных химических терминов, который мы используем на уроках химии на стр 20
Учитель. По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
(Каждый отвечающий должен назвать только один признак химической реакции.)
Ученики. Изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение теплоты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В реакции меди с азотной кислотой происходит изменение цвета, выделение газа и теплоты, появление запаха

Учитель. Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?
Ученик. Все химические реакции протекают в соответствии с законом сохранения массы веществ.
Учитель. Дайте формулировку этого закона.
Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Химический диктант (5–7 мин)
Задание. Укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь. Поясните свой ответ.
Вариант 1
1. В ложке для сжигания веществ сожгли красный фосфор, при этом образовалось твердое вещество белого цвета. (хим)
2. Через раствор соли пропустили углекислый газ, выпал белый осадок.(хим)
3. Кузнец нагрел металлическую заготовку и выковал подкову. Какое явление произошло с металлом? (физ)
4. Прозрачную воду вскипятили, при этом внешне она никак не изменилась.(физ)
5. В пробирке смешали растворы двух веществ, при этом выделился газ.(хим)
Вариант 2
1. В пробирку насыпали твердое вещество желтого цвета и расплавили его.(физ)
2. На привале туристы разожгли костер. К какому явлению относится горение дров? (хим)
3. Расплавление льда из твердого состояния в жидкое. (физ)
4. В химической лаборатории нагрели стеклянную трубочку и согнули ее. (физ)
5. К твердому веществу добавили раствор другого вещества, при этом твердое вещество растворилось и выделился газ.(хим)
Критерии оценивания. Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанное явление и по 1 баллу за обоснование ответа).
На оценку «5» – 10–9 баллов,
на «4» – 8–7 баллов,
на «3» – 6–5 баллов.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью выставление отметок по вышеуказанным критериям.
Учитель. Ребята, поднимите руку, кто выполнил работу на оценку «5». А кто – на оценку «4»?
Итак, вам известно, что все явления подразделяют на физические и химические. Химические явления, или химические реакции, можно распознать по ряду признаков. Кроме того, химические реакции можно записать с помощью химических уравнений. Сегодня перед нами стоит задача – изучить четыре типа химических реакций, научиться распознавать их среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Изучение нового материала
Учитель. Для того чтобы познакомить вас с реакциями разложения, соединения замещения и обмена, я проведу ряд опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, сколько веществ было до реакции и сколько веществ образовалось, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.
Демонстрационный опыт 1. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании
Учитель. В первом опыте нужно выяснить, что происходит с гидроксидом меди(II) при нагревании. У меня в пробирке находится свежеприготовленный гидроксид меди(II). Что можно сказать о физических свойствах вещества?
Ученик. Гидроксид меди(II) – твердое вещество голубого цвета, нерастворимое в воде.
Учитель. Зажигаю спиртовку, сначала нагреваю всю пробирку, затем продолжаю нагревать в том месте, где находится гидроксид меди(II). Внимательно наблюдайте за изменениями, происходящими с этим веществом. Что вы можете сказать о признаках химической реакции?
Ученик. Изменился цвет, появилось вещество черного цвета.
Учитель. Вещество черного цвета – это оксид меди(II). Вторым продуктом реакции является вода. Запишем схему реакции:
гидроксид меди(II) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]оксид меди(II) + вода.    (голубой цвет)                  (черный цвет)
Подставьте в эту схему вместо названий веществ их химические формулы.
Ученик записывает на доске уравнение реакции:
Cu(OH)2 = CuO + H2O.
Учитель. Cколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?
Ученик. В реакцию вступило одно вещество – гидроксид меди(II), а образовалось два вещества – оксид меди(II) и вода.
Учитель. Такие реакции относятся к реакциям разложения. Попробуйте дать определение реакции разложения.
Ученик. Реакцией разложения называется такая реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.
Учащиеся записывают определение в тетрадь под диктовку.
Демонстрационный опыт 2. Горение красного фосфора в кислороде

Давайте еще раз обратимся к словарю что такое горение и без чего горение невозможно? Стр 9
Учитель. В ложечку для сжигания веществ набираю красный фосфор. Вы видите, что это твердое вещество. Зажигаю спиртовку, вношу красный фосфор в верхнюю, самую горячую зону пламени спиртовки.
Нагреваю фосфор до воспламенения и вынимаю ложечку с веществом из пламени. Что происходит с красным фосфором?
Ученик. Фосфор горит неярким светящимся пламенем, значит, происходит химическая реакция.
Учитель. Ложечку с горящим красным фосфором вношу в стакан с кислородом и накрываю его. Что вы можете сказать о процессе горения?
Ученик. Горение красного фосфора в кислороде происходит более интенсивно, чем на воздухе.
Учитель. По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Образовалось новое твердое вещество белого цвета. Это вещество – оксид фосфора(V).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Горение, сопровождаемое пламенем, – признак химической реакции

Учитель. Сколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?
Ученик. Вступило в реакцию два вещества – красный фосфор и кислород, а образовалось одно вещество – оксид фосфора(V).
Учитель. Подставьте в схему проведенной реакции
   фосфор + кислород [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]оксид фосфора(V) (красный цвет)                               (белый цвет)
вместо названий веществ их химические формулы.
Ученик записывает на доске:
Р + О2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Р2О5.
Учитель. Можно ли сказать, что эта реакция относится к реакциям разложения?
Ученик. Эта реакция не относится к реакциям разложения, т.к. в реакцию вступает два вещества, а образуется одно вещество.
Учитель. Правильно, такие реакции называют реакциями соединения. Что вы можете сказать о качественном составе веществ, вступивших в эту реакцию и образовавшихся в результате реакции?
Ученик. В реакцию вступило два простых вещества, а образовалось одно сложное вещество.
Учитель. Запишите определение в тетрадь. Реакцией соединения называется такая реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
Посмотрите внимательно на схему реакции, которую мы составили. Не нарушает ли эта схема какой-либо из изученных вами законов?
Ученик. В этой схеме нарушен закон сохранения массы веществ, т. к. число атомов до и после реакции неодинаково.
Учитель (расставляет коэффициенты в химическом уравнении).
4Р + 5О2 = 2Р2О5.
Проверьте, соблюдается ли закон сохранения массы веществ в уравнении реакции.
Ученик. В этой реакции закон сохранения массы веществ соблюдается, т.к. число атомов химических элементов до и после реакции одинаково.
Демонстрационный опыт № 3
Налейте в пробирку раствор соляной кислоты, затем добавьте гранулу цинка. Выделяются пузырьки газа. Произошла химическая реакция:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].
Это реакция замещения, цинк вытеснил водород из соляной кислоты.
Учитель. Попробуйте дать определение реакции замещения?
Ученик. Реакция замещения – это когда атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в составе сложного и в результате образуется одно простое и одно сложное вещество.
Учитель. Если вы забыли что такое простое и сложное вещество мы можем вернутся к словарю и посмотреть стр 18 и 21
Фронтальная беседа (обсуждение результатов опыта)
Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Да, поскольку выделился газ.
Учитель. Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты.)
Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ получения водорода в лаборатории.
Демонстрационный опыт №4
Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты. Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился. Произошла химическая реакция:
NaOH + HCl = NaCl + H2O.
Это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями. Т.е. Реакция обмена – эта такая реакция которая протекает между двумя сложными веществами и они обмениваются своими составными частями.
В ходе изучения реакции обмена нам встретились такие термины как кислота и щелочь по этому давайте воспользуемся словарем химических терминов стр 13 и 27
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Закрепление материала
Учитель. Вы изучили четыре типа химических реакций – реакции разложения , соединения, замещения и обмена научились расставлять коэффициенты в уравнениях этих реакций.
На презентации написаны химические реакции разного типа. Определите типы химических реакций и перепишите их к себе в тетрадь и расставьте коэффициенты.
Класс работает самостоятельно, затем один ученик зачитывает выписанные уравнения, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.
Задание.
Fе(ОН)3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Fе2O3 + Н2O,
Fе(ОН)3 + HCl [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]FеСl3 + Н2О,
Li + O2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Li2O,
Li2O + H2O [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]LiOH,
CuSO4 + Fe [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]FeSO4 + Cu,
HNO3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]H2O + NO2 + O2.
Fe + НСl = FeCl2 + H2,
АgNO3 + Сu = Cu(NO3)2 + Ag,
СuO + H2 = H2O + Cu,
Al + FeSO4 = Al2(SO4)3 + Fe,
Аl + Н2SO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + H2.
AgNO3 + NaCl = AgCl[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + NaNO3,
BaCl2 + MgSO4 = BaSO4[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + MgCl2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Заключительная часть
Учитель Я надеюсь, что в результате проделанной работы вы представили себя и химиками-исследователями, и химиками-теоретиками.
Домашнее задание. Придумать по 2 примера химических реакций к каждому типу 4 –х изученных сегодня реакций: соединения, разложения, замещения и обмена.
Литература
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.

Картинка 2 из 96000В реакции меди с азотной кислотой происходит изменение цвета, выделение газа и теплоты, появление запахаГорение, сопровождаемое пламенем, – признак химической реакции Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515