Модуль и технологическая карта урока на тему Типы химических реакций в органической химии


Зам. директора по учебной работе ____________

Группа










Дата










Урок
Тема: Типы химических реакций органических соединений

Модель технологии учебного занятия

Уч.часы :2 часа
Количество учащихся:

Форма и вид учебного занятия
Лабораторное занятие

План учебного занятия
1. Повторение определений типы химических реакций классов неорганических веществ
2. Изучение типов химических реакций в органической хиии.
3. Самостоятельная работа с уравнениями химических реакций


Цель учебного занятия: закрепить основные понятие о классификации органических соединений и их значении в жизни каждого человека. Развить мыслительную и творческую деятельность учащегося с помощью демонстраций видео презентаций.

Педагогические задачи:
Повторить начальные знания учащихся по теме типы химических реакций.
Развить мыслительную деятельность учащегося с помощью демонстраций опытов.
Итоги учебной деятельности:
- Закрепят начальные знания по теме типы химических реакций.
- Воспримят мыслительную деятельность с помощью демонстраций опытов.

Методы обучения
Работа с тестами, решение задач, демонстрация видео. Опрос

Формы организации учебного процесса
Групповая, одиночная


Средства обучения
Учебник, задачник, ноутбук.

Условия обучения
Кабинет лабораторных работ по химии

Обратная связь
Составление уравнений реакций.

Тема: Типы химических реакций органических соединений.
Технологическая карта учебного занятия
Стадии работы и время
Суть деятельности


Учитель
Ученик

1-стадия.
Всупительная часть
(20 мин.)
1.1. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Посещаемость
1.2. Ознакомление с Темой урока “Тема: Типы химических реакций органических соединений “
Ознакомление с планом урока.

3. Ознакомление с системой оцениванием.

1.4. Опрос по пройденному материалу

Отвечают
Уведомляют



Слушают


Наблюдают
Анализируют

2-стадия.
Основная часть
(40мин.)
2.1.Ознакомление с видео презентацией.

2.2. Конспектирование и ознакомление с типами реакций органических соединений

2.3. Написать краткий отчёт в тетрадях.
Внимательно слушают

Отвечают

Вникают
Проводят опыты


3-стадия.
Закрепление и Выводы

(20мин.)

3.1.Подведение итогов и выводов по демонстрации видео и презентаций

3.2. Работа с уравнениями реакций и решение задач по пройденным материалам.

3.3 Подведение итогов, записать домашние задание.

Самоконтроль и самооценивание.

Задают вопросы
Выполняют упражнение
Решают задачи
Делают выводы











Тема урока: Типы химических реакций в органической химии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока: создать условия для формирования знаний об особенностях протекания химических реакций с участием органических веществ при знакомстве с их классификацией, закрепить умения писать уравнения реакций.
Задачи урока: 
Обучающие: изучить типы реакций в органической химии, основываясь на знания обучающихся о типах реакций в неорганической химии и их сравнении с типами реакций в органической.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). 
Воспитательные: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы. 
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, проблемное изложение); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); эвристические (письменные и устные упражнения, решение задач, тестовые задания).
Средства обучения: реализация внутри- и межпредметных связей, мультимедийное наглядное пособие (презентация), символико-графическая таблица.
Технологии: элементы педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, гуманно-личностная технология, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникативной технологии, здоровьесберегающих образовательных технологий (организационно-педагогическая технология).
Краткое описание хода урока. 
I. Организационный этап: взаимные приветствия педагога и учащихся; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и настрой на урок.
Проверка выполнения домашнего задания. Вопросы для проверки:1.Закончить предложения: а) Изомеры – это б) Функциональная группа – это 2. Распределить по классам указанные формулы веществ (формулы предлагаются на карточках) и назовите классы соединений, к которым они относятся. 3. Составьте возможные сокращённые структурные формулы изомеров, отвечающих молекулярным формулам (например: С6Н14, С3Н6О)
Сообщение темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости.
II. Изучение нового материала:
Актуализация знаний. (Рассказ педагога опирается на схемы слайдов, которые обучающиеся переносят в тетради в качестве опорного конспекта)
Химические реакции – основной объект науки химия. (Слайд 2)
В процессе химических реакций осуществляется превращение одних веществ в другие.
Реагент 1 + Реагент 2 = Продукты (неорганическая химия)
Субстрат + Атакующий реагент = Продукты (органическая химия)
Во многих органических реакциях изменению подвергаются не все молекулы, а их реакционные части (функциональные группы, их отдельные атомы и др.), которые называются реакционными центрами. Субстратом служит то вещество, в котором у атома углерода происходит разрыв старой и образование новой связи, а действующее на него соединение или его реакционную частицу называют реагентом.
Неорганические реакции классифицируют по нескольким признакам: по числу и составу исходных веществ и продуктов (соединения, разложения, замещения, обмена), по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические), по изменению степени окисления атомов, по обратимости процесса, по фазе (гомо- и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические). (Слайды 3,4)
Итогом этапа урока является выполнение обучающимися задания (слайд 5), позволяющего проверить навыки в написании уравнений химических реакций, расстановке стехиометрических коэффициентов, классификации неорганических реакций. (Задания предлагаются разноуровневые)

(Упражнение «мозговой» гимнастики на развитие познавательно-психических процессов – «Сова»: улучшает зрительную память, внимание и снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении.) Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его, повернитесь влево так, чтобы смотреть назад, дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрев через другое плечо, уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться.

Изложение нового материала. (Во время изложения материала обучающиеся в тетрадях делают записи, на которых педагог акцентирует внимание – информация слайдов)
Реакции с участием органических соединений подчиняются тем же законам (закон сохранения массы и энергии, закон действия масс, закон Гесса и др.) и проявляют те же закономерности (стехиометрические, энергетические, кинетические), что и реакции неорганических веществ. (Слайд 6)
Органические реакции принято классифицировать по механизмам протекания, по направлению и конечным продуктам реакции. (Слайд 7)
Способ разрыва ковалентных связей определяют тип механизма реакций. Под механизмом реакции понимают последовательность стадий протекания реакции с указанием промежуточных частиц, образующихся на каждой из этих стадий. (Механизм реакции описывает её путь, т.е. последовательность элементарных актов взаимодействия реагентов, через которые она протекает.)
В органической химии выделяют два основных типа механизма реакций: радикальный (гомолитический) и ионный (гетеролитический). (Слайд 8)
При гомолитическом разрыве пара электронов, образующая связь, делится таким образом, что каждая из образующихся частиц получает по одному электрону. В результате гомолитического разрыва образуются свободные радикалы:
X:Y X.+.Y
Нейтральный атом или частица с неспаренным электроном называется свободным радикалом.
В результате гетеролитического разрыва связи получаются заряженные частицы: нуклеофильная и электрофильная.
X:Y X+ + :Y-
Нуклеофильная частица (нуклеофил) это частица, имеющая пару электронов на внешнем электронном уровне. За счет пары электронов нуклеофил способен образовывать новую ковалентную связь.
Электрофильная частица (электрофил) - это частица, имеющая свободную орбиталь на внешнем электронном уровне. Электрофил представляет незаполненные, вакантные орбитали для образования ковалентной связи за счет электронов той частицы, с которой он взаимодействует.
Радикальные реакции имеют характерный цепной механизм протекания, который включает три стадии: зарождения (инициирование), развитие (рост) и обрыв цепи. (Слайд 9)
Ионные реакции происходят без разрыва электронных пар, образующих химические связи: оба электрона переходят на орбиталь одного из атомов продукта реакции с образованием аниона. (Слайд 10) Гетеролитический распад ковалентной полярной связи приводит к образованию нуклеофилов (анионов) и электрофилов (катионов). В зависимости от природы атакующего реагента реакции могут быть нуклеофильными и электрофильными.
По направлению и конечному результату химического превращения органические реакции делят на следующие типы: замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), перегруппировки (изомеризации), окисления и восстановления. (Слайд 11)
Под замещением понимают замену атома или группы атомов на другой атом или группу атомов. В результате реакции замещения образуются два разных продукта.
R-CH2X + Y R-CH2Y + X
Под реакцией присоединения понимают введение атома или группы атомов в молекулу непредельного соединения, что сопровождается разрывом в этом соединении
·-связей. В ходе взаимодействия двойные связи превращаются в одинарные, а тройные – в двойные или одинарные.
R-CH=CH2 + XY RCHX-CH2Y
Проблема: К какому типу реакций мы можем отнести реакцию полимеризации? Докажите её принадлежность к определённому типу реакций и приведите пример.
К реакциям присоединения относятся и реакции полимеризации (например: получение полиэтилена из этилена).
n(СН2=СН2) (CH2СН2)n
Реакции элиминирования, или отщепления, - это реакции, в ходе которых происходит отщепление атомов или их групп от органической молекулы с образованием кратной связи.
R-CHX-CH2Y R-CH=CH2 + XY
Реакции перегруппировки (изомеризации). В этом типе реакций имеет место перегруппировка атомов и их групп в молекуле.
Реакции поликонденсации относятся к реакциям замещения, но их часто выделяют как особый тип органических реакций, имеющих специфику и большое практическое значение.
Реакции окисления- восстановления сопровождаются изменением степени окисления атома углерода в соединениях, где атом углерода – реакционный центр.
Окисление реакция, при которой под действием окисляющего реагента вещество соединяется с кислородом (либо другим электроотрицательным элементом, например, галогеном) или теряет водород (в виде воды или молекулярного водорода). Действие окисляющего реагента (окисление) обозначается в схеме реакции символом [О].
[O]
CH3CHO CH3COOH
Восстановление - реакция, обратная окислению. Под действием восстанавливающего реагента соединение принимает атомы водорода или теряет атомы кислорода: действие восстанавливающего реагента (восстановление) обозначается символом [Н].
[H]
CH3COCH3 CH3CH(OH)CH3
Гидрирование - реакция, представляющая собой частный случай восстановления. Водород присоединяется к кратной связи или ароматическому ядру в присутствии катализатора.
Для закрепления изученного материала обучающиеся выполняют тестовое задание: слайды 12,13.
III. Домашнее задание: § 8 (упр. 2), 9
IV. Подведение итогов
Выводы: (Слайд 14)
- Органические реакции подчиняются общим законам (закону сохранения массы и энергии) и общим закономерностям их протекания (энергетическим, кинетическим – раскрывающим влияние различных факторов на скорость реакции).
- Они имеют общие для всех реакций признаки, но имеют и свои характерные особенности.
- По механизму протекания реакции делятся на гомолитические (свободнорадикальные) и гетеролитические (электрофильно-нуклеофильные).
- По направлению и конечному результату химического превращения различают реакции: замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), перегруппировки (изомеризации), поликонденсации, окисления и восстановления.
Используемая литература: УМК: О.С. Габриелян и др. Химия 10 М. Дрофа 2003

15