Федеральный государственный образовательный стандарт — ориентир современного школьного образования


Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир современного школьного образования HYPERLINK "http://conference.apkpro.ru/files/npoII/sec3_st20.pdf" \l "page=2" \o "Страница 2"
Изменения социально-экономических основ развития нашего государства и общества потребовали произвести существенные преобразования в сфере образования, предусматривающие изменения пространственных связей и отношений между сферой образования и всеми другими социальными
сферами.
Очень своевременным и необходимым в реформирующих процессах в образовательной системе явились разработка и выход в свет серии
нормативно-правовых документов в рамках рубрики Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Современное образование - это сложный социальный институт, обладающий относительной самостоятельностью и способный активно воздействовать на развитие социально-экономической структуры и культуры общества.
Передача знаний и опыта от поколения к поколению важная роль образования. Школа входит в число социально-образовательных учреждений, а современная школа– это школа развивающего обучения.
Развитие самой школы, т.е. переход в новое качественное состояние
не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. А это, в свою очередь, требует постоянного систематического совершенствования профессиональной компетентности
учителя, получившего в своё время педагогическое образование
в вузе.
Изменения в образовательной системе сопряжены с овладением учителем новыми интерактивными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и с определённым обновлением содержания обучения.
Что касается учебного предмета«Иностранный язык», то обновление содержания обучения связано с обновлением, как его предметной, так и процессуальной стороны.
Направленность нововведений, сопровождаемых современный процесс обучения иностранным языкам, связана, во многом с исследовательской деятельностью педагога, занятого в иноязычном образовании, и продиктована содержанием такого нормативно-правового документа, как ФГОС.
При сохранении определённой преемственности с традиционной моделью обучения иностранным языкам, одно из ведущих мест
начинает занимать проблема, связанная с овладением обучающимисяспособами учебно-познавательной деятельности независимо от типа образовательного учреждения (школа, СПО или вуз), в которых до настоящего времени, в основном, преобладала предметная структура содержания образования.
Однако, любой учебный предмет, любая образовательная область призваны формировать у обучающихся учебно-познавательную компетенцию, которая во многих своих параметрах коррелируетс культурой учения (Е.К. Мишнева,2007), с достижением обучающимися метапредметных результатов и овладением универсальными учебными действиями (УУД) (3,4 ) в процессе освоения содержания конкретной учебной дисциплины. В полной мере это относится и к учебному предмету «Иностранный язык», независимо от того изучается он в качестве первого или второго иностранного языка.
Учебно-познавательная деятельность всегда есть учебно-познавательная коммуникативная деятельность (УПКД), которая в контексте обучения иностранным языкам обладает определённой спецификой, что относится и к деятельности обучающихся, и к деятельности учителя.
Овладение обучающимися иностранным языком (ИЯ) как средством межкультурного общения и как средством познания происходит на деятельностной основе. Деятельностная компонента занимает ведущие позиции в организации процесса обучения , в контексте осуществления которой у обучающихся формируются различного рода готовности, оказывающие не только положительное влияние на освоение содержания обучения ИЯ на последующих уровнях школьного образования, но и содействующие непрерывности образования, т.е. образованию через всю жизнь.
Состав этих готовностей весьма различен и отражает в определённой степени специфику каждой учебной дисциплины, в данном случае учебного предмета«Иностранный язык», но ряд готовностей носит универсальный, фундаментальный характер, и их формирование очень значимо для
образовательных процессов и для становления личностных, социально значимых качеств выпускников различных учебных заведений.
Хотя удельный вес каждого вида из формируемых у обучающихся готовностей в достижении различного рода результатов различен,
такой, например, вид готовности, как мотивационная готовность,
пронизывает весь образовательный процесс и играет существенную роль в активизации познавательной деятельности.
Среди готовностей подлежащих формированию в контексте осуществления УПКД по овладению ИЯ следует назвать такие,
как готовность в плане освоения содержания знаний, в том числе социокультурных, операциональная готовность, готовность управлять своей деятельностью, потребностно - мотивационная готовность, рефлексивная готовность, эмоционально –оценочная готовность и другие виды готовностей, выделение и формирование которых возможно в современном
процессе обучения ИЯ в условиях антропоцентрической образовательной парадигмы и компетентностного подхода к образованию , в котором компетенция рассматривается как результативно-целевая категория
(И.А.Зимняя).
«Готовность» принято рассматривать как динамическое состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные
действия, как внутреннюю настроенность на определённое вербальное поведение (Б.А. Душков, А.В. Королёв , Б.А.Смирнов, Энциклопедический словарь, 2005г.)
Безусловно, в настоящее время формирование различного рода готовностей не может рассматриваться вне соотнесения с выделенными в ФГОС блоками УУД , с их содержанием.
Следует заметить, что ФГОС , хотя и является существенным ориентиромв организации современного школьного образования
(7) и призван обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися
в общеобразовательных учреждениях различного типа, он не должен привести к строгой унификации и за регламентированностиобразовательных процессов, в противном случае могут пострадать,
как индивидуальность обучающегося, так и творчество учителя.
Поэтому формирование готовностей соотнесении с требованиями
ФГОС должно происходить с учётом специфики учебного предмета
«ИЯ» и УПКД обучающихся.
К сожалению, в большинстве компонентов серии « Стандарты второго поколения» рекомендации, касающиеся учебного предмета
«Иностранный язык» не представлены. В ряде компонентов серии
«Стандарты второго поколения» приводятся примеры реализации
того или иного требования или стратегий (1) в достижении обучающимися результатов в определённом блоке УУД средствами конкретного учебного предмета, но только не средствами учебного предмета «Иностранный язык ».
Однако, несмотря на то, что этот предмет вместе с учебным предметом « Русский язык» входит в состав образовательной области
«Филология»,он обладает спецификой, которая имеет различные стороны проявления, и освоение содержания которого в условиях субъектно-субъектных отношений тоже специфично в методико-дидактическом плане.
В силу этого, несмотря на то, что обучение иностранному языку ориентируется на все концептуально значимые положения ФГОС,
Успешность реализации этих положений требует достаточно тщательного научного исследования , которое фактически сопряжено с некоторыми преобразованиями учебного процесса, преобразованиями, которые могут быть рассмотрены как определённые нововведения или инновации трансформации.
Подробное изучение и анализ положений и требований
ФГОС как образовательного стандарта второго поколения показали ,
что для того , чтобы формирование, в частности, универсальных учебных действий ( УУД), содержащихся в выделенных стандартом четырёх блоках, органично вошло в учебный процесс по ИЯ, необходима серьёзная продуманная конкретизация. Такая конкретизация может стать результатом научно –методического исследования, которое должно проводиться
на каждом образовательном уровне: в начальной, средней и старшей школе с учётом принципа природо - сообразности и тех конечных
планируемых результатов, ожидаемых в конце обучения ИЯ на каждом из уровней.
Реализация основных положений ФГОС требует задействования всех подструктур личности школьника: индивидной, личностной и субъектной (В.П. Кузовлев). Учёт индивидной и личностной подструктур в процессе обучения иностранным языкам за последние годы нашёл отражение в ряде исследований , как теоретического, так и практического плана. Наименее исследованным оказался вопрос, связанный с проявлением субъектной подструктуры личности школьника, что является вполне объяснимым условиями и направленностью прежней образовательной парадигмы и существовавшими в то время подходами к образованию вообще и к иноязычному, в частности.
Методически грамотная реализация в обучении ИЯ концептуально
Значимых положений ФГОС нуждается в тщательном предварительном
изучении и опытной апробации, что связано с внесением определённых изменений в организацию учебно-познавательной коммуникативной деятельности школьников по овладению иностранным языком на каждой ступени общего образования . Учёт субъектной подструктуры личности школьника напрямую связан
с регулятивными универсальными действиями, входящими в состав регулятивного блока УУД и обеспечивающими школьникам организацию их
учебной деятельности. Среди обозначенных в ФГОС компонентов
регулятивного блока УУД ( целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) особого внимания заслуживают действия саморегуляции , овладение которыми позволят обучающемуся управлять своей учебно-познавательной деятельностью,
реализуя себя в качестве субъекта УПКД.
Безусловно, овладение всеми УУД, являющимися компонентами различных блоков, происходит, в определённой степени, взаимосвязано,
но какова степень взаимосвязанности и взаимодействия в контексте УПКД
при задействовании других подструктур личности школьника - это
предстоит выяснить в ходе научно- методического исследования. При чёмисследования следует проводить на каждой ступени общего образования,
только в этом случае можно делать значимые в дидактико-методическом
плане выводы и давать какие-либо рекомендации учителю иностранного языка.
Вполне объяснимо, что начинать следует с начальной школы, где
закладываются основы тех готовностей, которые позволят обучающимсяуже на других ступенях общего образования и в дальнейшем осуществлять саморегуляцию и управлять своей познавательной деятельностью с целью
дальнейшего развития и самообразования, без которых вряд ли можно представить российское общество и жизнь его членов в последующие годы.
Одно из направлений научно-исследовательской работы кафедры
иностранных языков и культуроведения связано с образовательными про
цессами по ИЯ в начальной школе, поэтому исследование специфики овладения младшими школьниками регулятивными действиями становится частью этого направления научно-исследовательской работы кафедры и видится достаточно перспективным, тем более, что одна из московских школ
изъявила желание в качестве экспериментальной площадки исследовать совместно с кафедрой вопрос о формировании у младших школьников в процессе овладения английским языком регулятивных УУД в контексте учебно - познавательной деятельности.
В ходе исследования в рамках совместно созданной программы необходимо предусмотреть этапность в формировании регулятивных УУД
У младших школьников в соотнесении с годами обучения ИЯ , в данном случае английскому языку (АЯ) : на первом году обучения(2ой класс),
а также на втором и третьем году обучения АЯ( 3ий и 4ый классы).
Такая дифференциация в проведении исследования позволит более чётко и аргументированно не только выделить конкретные регулятивные УУД,
приобретаемые младшими школьниками в ходе обучения новому средству
общения и приобщения культуре носителей этого языка, в частности, своих
зарубежных сверстников, но и определить пути формирования этих УУД детьми 7-8 летнего и 9-10 летнего возраста с позиции готовности к дальнейшему иноязычному образованию.
Практика обучения ИЯ в начальной школе показывает, что дети, приступая к овладению ИЯ в начальной школе, далеко не всегда обладают
теми сформированными регулятивными действиями, которые должны свидетельствовать об их готовности к школе, и способны проявить эти действия в связи с переходом к новому виду деятельности - учебной
в отличие от игровой.
Такие УУД, как осуществлять действие по образцу или осознавать и
сохранять заданную учителем цель как конкретную, подлежащую решению
задачу, контролировать свою деятельность и тем более оценивать её, адекватно воспринимая оценку взрослого/учителя, подлежат освоению детьми в новых условиях, на новом содержании.
Все эти действия связаны с умением учиться, с возрастающей ответственностью ребёнка и развитием его рефлексивного мышления,
Его самостоятельностью, инициативностью, произвольностью внимания,
самонаблюдением, контролем и самооценкой своей деятельности, её прогнозированием и коррекцией. Формирование и развитие этих действий
в контексте УПКД по овладению ИЯ на каждом возрастном этапе обладает определённой спецификой, а их значимость в формировании фундаментального рода готовностей к дальнейшему иноязычному образованию и непрерывному образованию в целом, трудно переоценить.
Исследованию подлежат возможность и особенность формирования
регулятивных УУД не только в зависимости от учёта принципа природосообразности на каждом возрастном этапе младших школьников, но и в соотнесении с особенностями их формирования в контексте овладения
конкретным видом иноязычной речевой деятельности. Очень важным умением регулятивного характера по достижению поставленной цели,
является умение работать индивидуально или в сотрудничестве, сопровождаемом развитием так называемой регулирующей речи
связанной с регуляцией УПКД и требующей от ребёнка осознанногоподбора языковых и речевых средств и корректного адекватного оформления
речевого высказывания на ИЯ.
Исследованию также должен подлежать вопрос о возможности формирования у младших школьников компенсаторных умений средствами
ИЯ поскольку при усилении в российском обществ миграционных
процессов и часто вынужденных переходов детей из одной школы в другую,
например, в школу с углублённым изучением иностранного языка, с одной программы на другую, это начинает приобретать особую актуальность.
Исследованию должны также подлежать возможность формирования
У младших школьников регулятивных УУ в контексте внеурочной деятельности по иностранному языку.

Литература
1.Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты Второе
поколение», М.: Просвещение,2009-2012.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.: Просвещение,2009, 59 с.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли . М.: Просвещение,2010.152с.
4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.:
Просвещение в двух частях, ч. 2ая, 2010,232с.
5. Планируемые результатыначального общего образования, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой,2-е изд., М.: Просвещение,2010,с.120.
6. Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике.М.; Рига, 1998.
7.Соловцова Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт
-ориентир современного школьного образования.// ИЯШ, No11,2012.с.2-7