Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Быть честным – это хорошо или плохо?»
Цели урока:
ознакомить детей с нравственной нормой; пояснить понятия «честность», «Ложь»;
объяснить, для чего нужно говорить правду; показать, почему люди ценят честные поступки;
развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы;
уметь отстаивать свою точку зрения; воспитывать нравственные качества – честность, справедливость
Планируемый результат:
Сформировать у детей понятие о правде и лжи
Ведущая форма организации занятия: групповая.
Виды деятельности:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение.
Воспитательные задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания в процессе коммуникативной деятельности.
Развивающие задачи: развитие умения думать, умения общаться и взаимодействовать.
Обучающие задачи: приобретение представлений о понятии «дружба» и её ценности.
Формирование УУД:
личностные: ценить и принимать базовые ценности «правда»; умение соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, мотивационная установка на занятие и позитивное общение;познавательные: уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео; выстраивать логические цепи рассуждений;
коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: правда, ложь, обман.
Воспитатель
- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас. Надеемся все в хорошем настроении!? Я надеюсь, мы поймем, друг друга и проведем время не только интересно, но и с пользой. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно своим друзьям всего хорошего! Если вы готовы к работе, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. А начнем мы наше занятие с небольшого рассказа. (Можно заменить рассказ мультфильмом «Пастушок»).
Смотрим причту «Пастушок»
Как-то раз один мальчик-пастушок пас овец, а рядом в лесу работали дровосеки. Мальчишка решил подшутить над взрослыми и внезапно стал кричать: «Волки! Волки! Помогите!». Дровосеки тут же кинулись ему на помощь, оставив свою работу. Но никакого волка не оказалось! Мальчику понравился удавшийся розыгрыш. На следующий день пастушок решил повторить свою шутку и опять начал громко кричать «Волки!» и звать на помощь. Дровосеки опять бросили свою работу и поспешили на помощь. Но волка опять не оказалось. Дровосеки побранили мальчика и ушли. Пастушок был очень доволен своей веселой выдумкой - не каждому удается так разыграть взрослых, да еще два раза подряд! Как-то на отару действительно напали волки. Их была целая стая. Одному пастуху не справиться! Надо звать на помощь! Мальчик стал кричать: «Волки! Волки! Помогите!», но дровосеки подумали, что он опять их обманывает и в этот раз не пришли на помощь. Волки вырезали полстада, да и сам пастушок - чудом остался жив.
- О чем мы сейчас смотрели ребята?
- Как вы думаете, хорошо поступил мальчик?
- Из-за чего с мальчиком произошла беда?
- Почему люди не кинулись больше на помощь мальчику?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
(ответы детей)
- Действительно сегодня мы будем говорить о честности и лжи, о том, быть честным – это хорошо или плохо? Каким лучше быть: лживым или честным человеком. Молодцы, ребята!
- Ребята, а давайте мы с вами ответим на следующие вопросы:
- Что такое быть честным?
- Как вы думаете, какого цвета честность?
- Приведите примеры честного поступка?
- Поступаете ли вы всегда честно? Приведите примеры.
- Что такое ложь?
- Почему люди обманывают?
- Приведите примеры лживого поступка из вашей жизни?
- Как вы думаете, какого цвета ложь?
- Нужно ли наказывать за обман?
- Есть ли среди вас те, кто ни разу не обманул?
(Подведение итогов) Правда – это когда ты говоришь то, что есть на самом деле, а не то, что хотят от тебя услышать другие. Правду иногда сказать трудно, зачастую надо быть смелым, чтобы сознаться в чем-либо. Но скрывать правду еще хуже. Ложь не приводит к добру. Рано или поздно все узнают о том, что произошло на самом деле, и тогда становится стыдно.
Физкультминутка «День-ночь»
- Ребята вы наверно засиделись, давайте все вместе дружно сыграем в одну интересную игру. А называется она «День – Ночь». У меня приготовлены два шара: желтый и синий. Когда я буду поднимать над своей головой желтый шар и говорить «День» - вы должны встать и тянуться к вверху, как будто хотите дотянуться до солнца. А когда я буду поднимать синий шар и говорит «Ночь» - вы должны приседать и прикладывая ладошки к щекам, как будто вы спите. Понятно?
- Ребята вы любите сказки? А какие бывают сказки? Всем известно, что сказки это вымышленные, занимательные истории о событиях, приключениях, в основном они все волшебные. В сказках главными героями могут быть как люди, так и животные. Сказки являются всегда поучительными.
- Ребята, давайте проверим, а как хорошо вы знаете русские народные сказки? Предлагаю по отрывку сказки определить название сказки и определить о чем эта сказка.
4345305276733000Сказка №1 «Лиса и волк» (Русская народная сказка)
В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.
В. – Дай мне рыбки.
Л. – Налови сам, да ешь.
В. – Да я не умею.
Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:
«Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика».
Сказка №2 Волк и семеро козлят (Русская народная сказка)
Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:
4399915544004500- Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит — всех поел. 
4595495756920000Сказка №3 Лиса и Заяц (Русская народная сказка)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
- Ребята можно ли считать лживые поступки героев сказок, злыми, некрасивым, нехорошим поступками.
- Сюжет каждой сказки рассказывает нам о том, как герои сказки прибегали к обману, которые не приводил ни к чему хорошему.
- Ребята, вы согласны, что в жизни человек должен стремиться быть честным, чтобы людям хотелось находиться с ним рядом, ведь быть обманутым – это неприятно.
Вопросы для обсуждения:
- Что за сказка?
- Какие герои по характеру?
- Что происходило, когда кто - то из героев сказок обманывал, лгал.
Игра «К нам пришла в гости»
- Ребята, к нам в гости спешит девочка, которую зовут Кривда. Она хочет поделиться интересными историями из своей жизни. Ваша задача на каждую неправду, услышанную от Кривды топать ногами и хлопать руками.
Кривда:
Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Кривда: - Молодцы ребята, внимательно вижу, слушали. Раз мне тут никто не верит, что такое бывает, придётся мне от вас уйти и найти тех, кто поверит.
Упражнение «Путаница»
- Ребята мне прислал на днях один из художников свои рисунки и попросил помочь ему. Он считает, что в своих рисунках он, что-то перепутал. Давайте рассмотрим рисунки и поможем ему найти в них ошибки, если они там есть.

Подведение итогов занятия
- Ребята, пришло время прошаться, как вы думаете, каим быть легче, человеком – лживым или честным? Но быть честным не так уж легко, над этим необходимо трудиться.
Рефлексия «Свободный микрофон»
Вопрос на который должны ответить дети: - «Что нужно делать, что бы не быть лгуном?»
Инструкция. Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном занятии держа в руке микрофон. Микрофон может быть имитированным, нарисованным.
Кривда:
Друзья я не обманываю,
Врунишкой плохо быть!
И поэтому я знаю,
Лучше правду говорить!
В подарок о нашей встречи дарю вам мультфильм «Маша и варенье» (просмотр мультфильма).
Список использованной литературы
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост. Л.В. Свешникова. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013. – 79 с.
Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет / Авт.-сост. Н.В. макарычева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.
Интернет-ресурсы.