Вводное занятие детского объединения Краеведение на тему Миссия выполнима


«Миссия выполнима!»
Вводное занятие по программе туристско-краеведческой направленности «Лик Родины моей»
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, комбинированный усилитель, микрофон, передвижная выставка экспонатов Музея ДПИ ДТ «Октябрьский» г.Липецка, Липа-ширма, передвижная пластиковая доска, контурная карта Липецкой области формата А1, 6 разноцветных маркеров, бейджи с надписями «Архивариус», «Летописец», «Библиотекарь», «Картограф», «Репортёр», «Врач», Волшебная аптечка, карточки со словами песни Т.Водопьяновой «Липецкий край», карточки с контурами Липецкой области.
Цель занятия:
продолжить формирование представлений учащихся об уникальности Липецкого края и его жителей.
Задачи -
Обучающие:
- дать представления о географическом положении и основных этапах
истории Липецкой области,
- сформировать навыки поиска краеведческой информации,
- продолжить развитие картографических навыков,
2. Развивающие:
- развивать интерес к краеведению как науке,
- развивать поисково-иследовательские навыки,

3. Воспитывающие:
пробуждать интерес и уважительное отношение к ремёслам и промыслам русского народа;
формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге,
воспитывать чувство коллективизма, дружеской поддержки.
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый.

План:
I. Организационный момент:
- проверка готовности учащихся к занятию,
- знакомство с учащимися.
II.Вводный инструктаж: знакомство учащихся с целью и задачами предстоящей работы, введение в ролевую игру. Инструктаж по ТБ.
III. Теоретическая часть:
краеведческая разминка («О чём поётся в песне?»),
образование Липецкой области,
области, граничащие с Липецкой областью.
IV. Практическая часть.
Работа с контурной картой.
Работа с краеведческой литературой.
Работа с экспонатами Музея ДПИ ДТ «Октябрьский».
Контроль за качеством выполнения работы, Оказание помощи учащимся.
Подведение общих итогов.
6. Рефлексия «Цепочка пожеланий». Приглашение учащихся к
дальнейшему сотрудничеству.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Александровна, и я всегда люблю узнавать что-то новое о своей «малой Родине» - Липецком крае! А как называют людей, которые изучают свой край?
Ответ детей: Краеведы.
Педагог: Действительно, краеведы многое могут познать! Я рада видеть именно вас на занятии, потому что сегодня в этом месте с нашей с вами помощью произойдёт соприкосновение прошлого и настоящего, - значит, нам необходимы смелые и любознательные люди! Думаю, что я не ошиблась в выборе участников нашего виртуального путешествия!
Открою секрет – в дороге могут происходить невероятные ситуации, поэтому в нашей команде должны оказаться участники, которые могут многое!
(Педагог раздаёт участникам бейджи с указанием роли
«Архивариус» - 1 шт., «Летописец» - 2 шт., «Картограф» - 3 шт.,
«Экскурсовод» – 1 шт., «Репортёр» – 2 шт., «Библиотекарь» - 1 шт.,
«Врач» - 1 шт.)
В нашей команде предполагается наличие специалистов, чьи профессии вы видите на бейджиках. Надеюсь, что каждый из вас сможет сделать большие и малые краеведческие открытия и оставить свой след в истории!
Кому нравится узнавать тайны прошлого? Прикрепите бейдж с надписью «Архивариус».
(Педагог раздаёт бейджи с учётом интересов детей.)
А кто красиво пишет? Почерк «Летописца» должен быть разборчив и понятен!
«Картографам» придётся нанести границы местности на карту маркерами.
«Экскурсовод» в конце нашего путешествия сможет провести обзор найденных экспонатов.
«Репортёры» обязательно напишут о нашем путешествии, а «Библиотекарь» в нужный момент поможет узнать необходимое из краеведческих источников.
И очень хочется, чтобы «Врач» не воспользовался медицинской аптечкой, а только внимательно наблюдал за эмоциональным состоянием команды.
Замечательно, займите свои места рядом с табличками на столах. Там лежит и ваш багаж для нашего путешествия – маркеры, фотоаппараты, указка экскурсовода и многое другое, что необходимо путешественникам во времени.
Мы ограничены во времени, и, несмотря на то, что Липецкая область занимает 72 место по занимаемой площади в России, а среди своих «соседей» по Центральному Черноземью – самая маленькая, попробуем увидеть самое-самое интересное.
Именно поэтому предлагаю уже проверенный транспорт, на котором мы с липецкими ребятами-краеведами частенько путешествуем во время виртуальных экскурсий! Узнали транспорт? Конечно же, летающая тарелка1
Кстати, прошу вспомнить правила техники безопасности при полёте. А кто не знает, повторяйте за мной!
Настоящий краевед, хоть ему и мало лет,
Красоту родного края постоянно постигает!
Ты в дороге не зевай – от друзей не отставай!
Сойдя с ума от красоты, не теряй сознанья ты,
А стало хуже – торопись, к педагогу обратись!
Педагог:Я всё же думаю, что волшебная аптечка пока нам не пригодится… Вот теперь отправляемся в путь!
Обратите внимания на местные достопримечательности, которые вы увидите на экране и о которых поётся в песне!
(Педагог поёт 1-й куплет и припев песни местного автора Т.Водопьяновой «За Ворголом да за Галичье горою…».)
За Ворголом да за Галичьей горою
Гуси-лебеди косым летели строем,
Я спрошу у птиц: «Куда душа вас тянет?»
Мне крылом помашут птицы: «К Лебедяни».
Меж лесов воронежских, курских до орловских,
Между рек рязанских до хлебов тамбовских
Поднялась под солнцем липа вековая,
И о том сложилась песня удалая!
Педагог:С удачным приземлением вас! Всё-таки много удивительных мест мы смогли увидеть за столь короткое время!
Кстати, эту удивительную песню написала липчанка Татьяна Водопьянова!Какие названия мест, упоминаемые в песне, вам знакомы?
Устные ответы учащихся комментируются педагогом:
Верно, Галичья гора – самый маленький в России заповедник, находится рядом с нами.
Воргольские скалы – удивительный памятник природы.
Упоминалась и Лебедянь – один из старинных городов, на чьём гербе красуется белоснежная птица, водившаяся ранее там в изобилии.
Если не запомнили слова, то перед вами на столах лежат карточки, где они напечатаны. Постарайтесь найти ещё знакомые места и подчеркнуть их в тексте. А «Летописец» подчеркнёт их на нашей доске, чтобы всем можно было проверить.
Кто сказал «воронежские леса»? А это уже не Липецкая область, а наши добрые соседи, поэтому я приглашаю «Картографов» с маркерами, которые здесь выделят границы соседей, и мы ещё раз увидим районы, чьи площади в Центральном Черноземье, увы, больше, чем Липецкая.
Проводится работа с большой картой и с маленькими картами,
которые лежат на столе у каждого учащегося.
Педагог:Ребята, у вас есть карточки №2, где вы также яркими фломастерами вы можете обозначить границы соседских областей по пунктирным линиям.
«Картографы» маркерами обводят на большой доске районы, граничащие с Липецкой областью.
Педагог: «Картографы занимают свои места, а на смену им выходит
«Летописец», который поможет нам обозначит важные цифры из истории Липецкого края.
Уважаемый «Библиотекарь», три красных тома Липецкой
энциклопедии, которая у вас под рукой, содержат множество
информации о нашем крае.
В целях экономии времени красной закладкой обозначена
страница, найдите там дату, когда была построена гостиница с
названием нашего областного центра, а «Летописец» эту дату запишет – 1972.
Жёлтой закладкой обозначена статья о районах области, сколько их? Правильно, 18! Отнимите эту цифру от даты постройки гостиницы» Липецк». Есть ли информация о получившейся цифре 1954?
1954 год – это год образования нашей Липецкой области,
часть из соседних районов (педагог показывает их на карте) отдала окраинные земли Липецкому краю.
Педагог: Вот она Липецкая область, в каждом районе которой испокон
веков жили и живут трудолюбивые и талантливые люди.
(Педагог отодвигает Липу-ширму, за которой на столе стоит
передвижная выставка с предметами крестьянского быта,
найденными участниками летних экспедиций «ДОКИ» в
Липецкой области.)
А что там у нас в багажном отсеке летающей тарелки? Что за багаж? Да это же образцы ремёсел и промыслов, которыми занимались в конце 19-начале 20 веков наши предки.
Наверное, предыдущие путешественники хотели нас проверить, знаем ли мы с вами, какими ремёслами владели жители нашей местности? Сможете их назвать?
(Педагог выслушивает ответы детей.)

Мне нужен помощник из нашей команды – «Экскурсовод».
Я даю описание экспонатов из нашей экспозиции, «Экскурсовод» с вашей помощью указывает на предмет и крепит его изображение на нашей Карте (соответственно имеющемуся там значку).
А «Репортёры» после получения ответа должны первыми, громко кричать: «Видели, видели, мы в музее видели!» А вы все подхватывайте!
Колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно, как умела.
(Ответ: экспонат – прялка).
Учащиеся по команде репортёров кричат: «Видели, видели, мы в
музее видели!»
Педагог: А как называется ремесло?
Учащиеся: Прядение.
Пальцы над коклюшками летают,
Кружевное чудо выплетают.
(Ответ: экспонат – коклюшка, елецкое кружево, ремесло - кружевоплетение).
Слайд: отрывок съёмки ткацкого станка в Лавке мещанского быта в г.Чаплыгине.
Представьте только, что станокНам песни день-деньской поёт,Как будто шмель, жужжит челнок,Цветная ткань рекой течёт.
(Ответ: экспонат – домотканый костюм, ремесло - ткачество).
Кто сидит за верстаком,Мнёт руками мягкий ком,Вертящийся на диске?Ком становится горшком,Кувшином или миской.
(Ответ: экспонат – керамический кувшин, ремесло – гончарное).
Полотенца и подзоры
Украшали неспроста
Чёрно-красные узоры -
Что за чудо-красота?(Ответ: экспонат – полотенце, столешница, ремесло – вышивка.)
Педагог: Давайте посмотрим, в каких населённых пунктах развиты ремёсла и промыслы? Вы правы, многие ремёсла были распространены по всей Липецкой области, а елецкое кружево кроме Ельца плели в Измалковском и Становлянском районах нашей области.
Вижу, что у «Репортёров» уже готова статья, осталось только дополнить её вашими эмоциями после путешествия!
(На доске текст статьи с пропущенными эпитетами, которые вставляются после коллективного обсуждения команды:
«Прошлое идёт рядом! _________ путешествие во времени состоялось! Краеведческие знания команды путешественников «оживили» ___________ экспонаты Музея декоративно-прикладного творчества. ____________ знания, которые мы сегодня получили помогут нам в ______________.»)

Педагог: Наше путешествие завершается, давайте вспомним, как каждый из нас, участников команды, помог в изучении края, какое качество вам в вашем соседе слева больше всего понравилось!
(Проводится рефлексия «Цепочка пожеланий»: по цепочке предаётся экспонат музея ДПИ и говорится качество, которое в данном участнике помогло справиться с трудностями в виртуальном путешествии, закончить цепочку на «Враче», который одним словом обозначит эмоционально состояние команды).
Я рада, что вы во многом похожи на уже известных в городе краеведов, неоднократных участников экспедиций «ДОКИ», которые уже в 19-й раз отправятся этим летом изучать свой край!
Слайд:фотография участников летней экспедиции «ДОКИ»
Педагог: В конце нашего путешествия настало время позвать «Врача» и узнать, а что же в волшебной аптечке?
(Педагог достаёт из аптечки и дарит детям буклеты о Липецкой области, визитки детского объединения «Краеведение» и приглашает на экскурсию в Музей декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский».)
Педагог: Слышите, шум мотора летающей тарелки напоминает нам, что ей пора в следующий рейс – количество желающих узнать о красотах Липецкой земли увеличивается!
А в конце общая фотография, которую сделают наши репортёры!
(Учащиеся с педагогом становятся для общей фотографии.)
До свидания, до новых удивительных встреч на просторах Липецкой земли! И помните, прошлое идёт рядом!
Литература
Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина по Липецкой области. Центрально – Черноземное книжное издательство. – Воронеж, 1982
Липецкая энциклопедия в 3-х томах. Т. 1 – Липецк, ГУП Лип. изд-во, 1998.
Липецкая энциклопедия в 3-х томах. Т. 2 – Липецк, ГУП Лип. изд-во, 2000.
Липецкая энциклопедия в 3-х томах. Т. 3 – Липецк, ГУП ИГ Инфол, 2001.