Текст к презентации Король вальса


Звучит вальс «Весенние голоса»
(слайд №1)
Иоганн Штраус - младший вошёл в историю мировой музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «КОРОЛЯ ВАЛЬСОВ». Его перу принадлежат более 160 произведений этого жанра. Королём вальса его окрестили не потому, что им написано такое внушительное количество вальсов, а потому что его вальсы – это чудо, это сказка, это загадка! Свой первый вальс он написал в 6 лет, а самый ликующий свой шедевр «Весенние голоса», который мы уже послушали, создал в 73 года! Сегодня мы познакомимся с самыми знаменитыми из них.
(слайд № 2)
Слово «вальс» пришло к нам из немецкого языка, оно означает «кружиться».
200 лет назад в столице Австрии - Вене начали танцевать этот прекрасный танец. Он так захватил всех без исключения, что его стали танцевать не только аристократы на балах во дворцах, но и простой народ на площадях, и в кабаках.
(слайд № 3)
И танцуют по сей день. В австрийской столице ежегодно проходят свыше 300 балов, от традиционных балов представителей разных профессий до государственных - Университетский Бал, Офицерский, Бал фармацевтов и кондитеров, юристов и врачей. Последние 10 лет в Вене проходит даже Русский Бал!
(слайд №4)
Иоганн Штраус  родился в октябре 1825 года в Вене, в семье богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе. Что мы сегодня знаем об Иоганне Штраусе–отце? Первым он получил титул Король вальса. Из его сочинений – на слуху, пожалуй, только Марш Радецкого, а имя его находится в тени имени сына, тоже Иоганна Штрауса, который получил титул «короля вальсов» от отца по наследству. Иоганна Штрауса старшего по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов: творческое наследие композитора насчитывает 251 творение.
(слайд №5)
Это звезда Штраусу старшему на Кёртнерштрассе, где находится Аллея Славы в Вене
Звучит произведение отца - марш РАДЕЦКОГО
(слайд №6)
Отец не хотел,  чтобы жизнь сына была такой же беспокойной,  как его собственная, и определил юного Иоганна в коммерческое училище,  мечтая,  что тот сделает карьеру банкира. Однако Штраус сын,  пользуясь долгими отлучками отца в гастрольных поездках,  тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке.
В «заговоре» участвовала и мать будущего композитора Анна Штраус,  поддерживавшая в сыне его стремление к музыке. Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус-отец  сделал сразу три пренеприятных для себя открытия:
Во-первых, жена тайком купила маленькому Иоганну скрипку. Во-вторых, мальчик уже играет на ней настолько уверенно, что дает уроки сыну портного. И, в-третьих, у Анны, оказывается, в глубоком секрете хранится первый вальс ее любимчика, который тот написал в шестилетнем возрасте. Штраус-отец в ярости отобрал у сына скрипку.
Но любовь к музыке  оказалась в Иоганне сильнее страха отцовского гнева.
Когда его выгнали из коммерческого училища за пение на уроке математики, он, уже не таясь от отца, стал заниматься композицией.
(слайд № 7)
В 19 лет основал небольшой оркестр, с которым впервые дебютировал как дирижёр в ресторане Дом-Майора в городе Хитциге. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, свой  заключительный вальс Иоганн повторил 19 раз перед поющей, кричащей от восторга толпой.
Утром  мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости»,  кричали сенсационную новость: «Добрый вечер, Штраус - отец!  Доброе утро,  Штраус - сын!». За 2 часа Иоганн покорил Вену. С этого дня началось восхождение к  «олимпу славы» Штрауса – сына.
На гравюре 19 века изображён Штраус сын, который дирижирует со скрипкой в руках.
(слайд №8)
А здесь, вы видите современный, известный на весь мир Штраус-оркестр, который уже около 2-х веков, сохраняет верность традициям, существовавшим во времена Штрауса.
Звучит вальс «Сказки Венского леса»
Со дня своего триумфального дебюта, он на протяжении полувека рассыпал по всему миру плоды своего вдохновения. Отцу же в ту пору было всего 40 лет.
(слайд №9)
Но остановить головокружительный взлёт сына-конкурента Штраус-отец уже не мог. Оркестр «молодого Штрауса» получал всё более выгодные заказы, и ни один бал в Вене не мог обойтись без его вальсов. К тому же, композитор сразу же проявил деловую хватку (занятия в коммерческом училище не пропали даром): он разделил свой оркестр на небольшие ансамбли, чтобы иметь возможность давать концерты в нескольких залах одновременно, и объезжал их все за вечер, успевая продирижировать хотя бы одним произведением. Так ни один из устроителей концертов не мог сказать, что маэстро пренебрегает своими обязанностями.
Публика была без ума от Штрауса.
Играл он, как вспоминали современники, виртуозно, в бешеном темпе. Его сравнивали с Николо Паганини. Вот что писал о нем композитор Вагнер: «Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту».
Но Штраус - отец вместо того, чтобы гордиться успехами сына, лишил сына наследства, запрещал антрепренерам (на современном языке - продюсерам) заключать с ним контракты, т.е. вставлял сыну палки в колёса.
(слайд№10)
Когда отец скончался от скарлатины в Вене в сентябре 1849 года, сорока пяти лет от роду, Штраус сын на могиле отца играл «Реквием» Моцарта, а 251 сочинение, написанное отцом, издал за свой счет. Да, Штраус младший был не только гениальным композитором, дирижёром и скрипачом, но и истинно благородным человеком!
После смерти отца, Штраус объединил свой и отцовский оркестры и начал бурную концертную деятельность. К этому моменту он уже достиг высочайшего мастерства в сочинении вальсов.
(слайд №11)
В этом доме в престижном районе Вены Штраус-сын прожил 7 лет и сочинил в 1867 году знаменитый вальс «Голубой Дунай» - неофициальный гимн Австрии. Теперь в элегантном здании на улице Пратерштрассе находится музей великого композитора. Музей Штрауса - это скорее квартира-музей, чем целый дом.
(слайд №12)
Он занимает первый этаж,  где собраны многие раритеты, в том числе музыкальные инструменты, принадлежавшие Штраусу, старинная мебель, картины, иллюстрирующие работу Штрауса как композитора, музыканта и дирижера, партитуры вальсов, полек и кадрилей, а также вещи, повествующие о личной жизни музыканта.
Итак, слава композитора постепенно росла  и выходила за пределы Австрии. Он гастролирует по всей Европе! и даже в России.
(слайд № 13)
В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Весной 1856 года российские газеты известили о прибытии знаменитого маэстро Иоганна Штрауса. Мог ли он тогда предположить, что с тех пор ни одна страна, где он станет желанным гостем, не будет его так властно манить к себе, как Россия?
И живя здесь по полгода, почти десять лет подряд, он будет отказываться от выгодных гастролей, чтобы снова и снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить тропинками маленького живописного Павловска, играть под сводами его вокзала.
С  2002 года в музее-заповеднике "Павловск" проходит  музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске", посвященный - возрождению традиций знаменитых Штраусовских сезонов, которые почти 200 лет назад привлекали в Павловск великосветскую публику из Петербурга.
Памяти великого маэстро в городе Павловске, близ Санкт-Петербурга установлен памятник.
(слайд № 14)
Вы видите старинную афишу тех лет и современную афишу, до чего дошёл прогресс!
Композитор был на пике славы. В 1872 году он получил приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. Слушала Штрауса вся Америка. О гонорарах маэстро его собратья по цеху говорили благоговейным шёпотом. А оркестры, которыми он дирижировал здесь, вполне могли составить население небольшого городка. Так, в Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из двух тысяч музыкантов!
Самый поэтичный вальс Штрауса – «Голубой Дунай», который наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца стал неформальным гимном Австрии. Под него даже не принято танцевать. Ведь нельзя же плясать под гимн, в самом деле!
Давайте послушаем это восхитительное, бессмертное произведение!
Звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае»
(слайд №15)
Последнее выступление Штрауса стало для него роковым – он простудился и заболел воспалением лёгких. В июне 1899 года Штраус скончался и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилами Брамса и Шуберта. Вена устроила ему грандиозные похороны.
(слайд № 16)
Уже после смерти, доказательством мирового признания таланта, и того неоценимого вклада, который внес Иоганн Штраус в развитие мировой классической музыки, стало торжественное открытие в Вене, золотого памятника Иоганну Штраусу, созданного скульптором Хелмером. Памятник Штраусу-сыну в городском парке - один из главных символов города, ведь как говорят австрийцы: «Без Штрауса нет Вены!»
(слайд №17)
Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в оркестровке и ритмике запечатлены в 479 произведениях (168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, оперу и балет, представляете с какой лёгкостью и быстротой он писал музыку!). Его сочинения называют «патриотическими песнями без слов», без его вальсов не проходит не один бал в мире, а традиционный ежегодный концерт Венского филармонического оркестра 1 января, на котором исполняют бессмертную музыку Штраусов отца и сына, транслируется каналами Евровидения во всем мире, аудитория новогоднего концерта составляет более миллиарда телезрителей!