Литературная гостиная «Образ зимы в творчестве художников, композиторов, поэтов».


Добрый день, ребята? ujcnb! Я пригласила вас в литературную гостиную. Литературные гостиные проводились еще в 19 веке, где собирались любители книг, поэты, писатели, художники, композиторы. Они обсуждали прочитанные рассказы, стихи, любовались картинами художников, наслаждались музыкой композиторов.
(Включается музыка с зимними звуками)
Как вы думаете, на какую тему мы будем беседовать с вами? Правильно.
Cегодня, мы отправимся в гости к очень красивому времени года – к зиме!
И встреча называется «Волшебница – зима!». Назовите три зимних месяца (Декабрь, январь, февраль).
Зима – это удивительное прекрасное время года. Замечаете ли вы, как красиво зимой?!
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине,
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует поутру мороз
Узоры на стекле,
Друзья, хорошая зима
У нас в родной земле!
Мы все любим зиму. А за что же мы ее любим, чем она нас радует?
Правильно. Мы любим зиму, так как природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля, любим ее за чудесные морозы, переливающийся снег, блестящий иней, за ее праздники и даже метели, бури, зимой природа спит, укрывшись белым одеялом мягкого снега. Но еще больше любили это время года русские поэты, они восхищались красотой русской зимы и находили в зиме много нового, красивого, и могли описать любой уголок природы как сказочный дворец.
Сегодня мы узнаем о том, как поэты описывали зиму в поэзии, какие картины создавали художники о зиме, услышим какие музыкальные произведения, писали композиторы.
Известный поэт Иван Никитин написал стихотворение «Встреча зимы».
Ее нам прочитает Аллабердина ЗилияЗдравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни с севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать – Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Ребята, вы услышали стихотворение «Встреча зимы».
О чем говорит поэт в стихотворении? Поэт рассказывает нам о встрече зимы. Он приветствует зиму.
Как он обращается к зиме? «Здравствуй, гостья, зима! Просим милости к нам!». Поэт ласково приглашает зиму …в гости.
Услышав это стихотворение, какое настроение у вас появилось? Радостное. Мы радуемся вместе с поэтом.
А чему радуется поэт? Правильно. Ему радостно, что наступает зима, он радуется снегу, который ляжет как ковер на поля, ему радостно слушать песни с севера ( Это что за песни он имеет в виду. Это ветра, вьюги, метели), он предлагает мосты построить по рекам (что за мосты он имеет ввиду, мост через реку - это лед) ему нравятся, как трещат морозы, и он не боится их.Поэт Иван Суриков написал стихотворение «Зима». Ее нам расскажет Абдрахманов ИльнурБелый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Если в стихотворении «Встреча зимы» Иван Никитин приветствует зиму, приглашает в гости, то в этом стихотворении Иван Суриков чему радуется? Снегу.
Как называет он снег? Белый, пушистый.
Какие приметы зимы он называет? Он говорит, что дни стали короткими, солнце светит мало, и пришли морозы.
Так просто, красиво сумел передать начало зимы русский поэт Суриков.
А сейчас послушайте, как описывает зиму Александр Сергеевич Пушкин – поэт 19 века, он был очень талантливым поэтом, его называют солнцем русской поэзии. Его творчество любят и ценят люди. Он любил природу, его завораживала волшебница Зима, и он посвятил зиме свое стихотворение, который расскажет нам Ишемгулова Нелли
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Ребята о чем это стихотворение? О зиме.
Это стихотворение веселое или грустное? Веселое, радостное, бодрое.
А почему это стихотворение радостное? Пушкин радуется приходу зимы, он восхищается зимней красотой, и даже радуется проказам матушки – зимы.
А вы можете назвать проказы зимы? Правильно, это сильные ветра, это крепкие морозы, это обильные снегопады.
А вас проказы матушки зимы радует?
Ребята, а как Пушкин называет зиму в стихотворение?Матушкой,волшебницей. Как вы думаете почему? Потому что он радуется зиме, как матери, он любит зиму, как маму, хотя это суровое время года. Он любит снег, который клоками ложится на дубы, волнистыми коврами ложится на поля.
А почему он называет ее волшебницей? Потому что с наступлением зимы все в природе становится красивой, сказочной, волшебной.
В этом стихотворении поэт создал яркий, необычный образ зимы-волшебницы, которая смогла преобразить природу.
У Пушкина есть стихотворение «Зимний вечер». Ее мы сейчас послушаем.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой, друг утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Вы услышали стихотворение Пушкина «Зимний вечер»
О чем пишет Пушкин в этом стихотворение? Что он описывает?
Он описывает зимний вечер. Поэт с удивительным мастерством рисует зимнюю погоду вечером
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Грустное, печальное.
Это стихотворение он писал в ссылке, в село Михайловское, там он прожил два года в стенах ветхой лачужки, то есть в стенах старого дома.
Кто знает, почему Пушкин оказался в ссылке? Он оказался в ссылке за то, что выступал за свободу простого народа. Он смело своими стихами это говорил царскому правительству.
В ссылке не мог общаться со своими друзьями, друзья у него остались в Москве, кругом не было ни одной близкой души, некого спросить, не с кем поспорить, не с кем порадоваться, ему не разрешалось выезжать из села, и он грустил без общения. Он был один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая подружка, няня Арина Родионовна. С ней он вел долгими зимними вечерами беседы, читал ей  стихи, жадно слушал ее песни, сказки. И зимняя природа, а именно снежный вихрь, которая завывает как зверь, плачет как дитя, передает грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Какая погода была в тот зимний вечер? Была буря, снежный вихрь
Что делала буря? Закрывала небо мглой, то есть темнотой
С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? С воем зверя
И плачет ветер как кто? Как дитя
И постучать в окно может как кто? Как путник запоздалый
Вам понравилось это стихотворение?
Известный поэт Сергей Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них называется «Береза». Ее нам расскажет Ахметдинов Айвар.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
В этом стихотворении, чем любуется Есенин? Правильно, березой. Есенин пишет о том, что ветки березы стали пушистыми, а как вы думаете от чего стали пушистыми ветки? ( От снега)
А снег сравнивает с чем? ( Серебром)
Ребята, вам понравились стихи, которые вы сегодня услышали?
А чем они вам понравились? Поэты сумели красиво описать красоту зимней природы.
Есть желающие выступить? Выступает Камалов Рушан с пересказом сказки «Морозко».
Что воспевают поэты в своих стихах? Они воспевают красавицу - зиму. Описывают красоту зимней природы. Они любуются ею.
Ребята! Поэты описывают зиму в своих стихотворениях с помощью слов, а художники пишут картины о зиме с помощью кистей и красок.
Известный художник Иван Шишкин знал и любил природу. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, чем-то напоминал могучее дерево. Художник показывал, что может увидеть обычный человек, если на секунду остановится, оглянется вокруг, отдохнет от суеты. Просто не всегда у современного человека находится время, чтобы пойти в лес, наблюдать за природой, а картина Шишкина «Зима» помогает нам совершить заочную экскурсию в зимний лес. Сейчас мы рассмотрим его картину и полюбуемся.

Выступает Ишемгулова Нелли.
На картине Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, мы видим гигантские сосны, ветки которых пригнулись от тяжести снега, а некоторые сосны даже упали, не выдержав тяжелый снег, на земле мы видим белоснежное покрывало из снега. В этом лесу, наверное, свежий, холодный воздух. И нам даже становится немного прохладнее. Шишкин показывает, как лес спит под снегом.
Обратите внимание на маленькую птичку, которая сидит на дереве. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, она рада наступлению зимы. Эта картина грустная. Грусть передана серыми красками. Серые краски передают зимний холод. Также Шишкин использует белый цвет, чтобы показать чистоту зимнего леса. На картине мы видим полоску чистого неба, и светлые лучи солнца. Это говорит о том, что зима ненадолго, скоро наступит весна.
Если бы не эта картина, некоторые люди никогда бы не узнали, как прекрасен зимний лес.
Эта картина навевает грусть.
А сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь».
Грабарь в своей картине передал удивительную зимнюю красоту.

Как вы думаете на картине солнечный или пасмурный день? Он описал солнечный день.
Откуда вы это увидели? Ярко светит солнце.
Яркое солнце в феврале – это предвестник весны.
Но, не смотря на яркий солнечный день, погода в феврале можно назвать еще какой? Морозной, холодной.
Что вы видите на картине? Мы видим прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим березу, которая так удивила художника своей красотой.
Над березовой рощей раскинулось небо. Небо, какое? Чистое, голубое, доброе.
Как вы думаете, каких красок много на картине?
Мы видим, как голубое небо повсюду разливает свои голубые краски.
На картине белый снег сделался, каким цветом? Голубым.
Тени берез, какого цвета? Тоже голубовато-синего. Даже воздух кажется голубого цвета!
О чём думаете, когда смотрите на картину « Февральская лазурь»? Когда я смотрю на картину, я думаю о том, что февраль – это ведь последний зимний месяц. И солнце, изображенное художником, это предвестник весны. Как бы вся природа ожидает весну после зимы.
А какие приметы весны по картине мы можем назвать? Ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть, подтаивать, ярко светит солнце.
То есть, какое настроение вызывает у вас картина? Спокойное, задумчивое.
Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать, когда мы ходим по лесу? Потрескивание снега. Веселый щебет птиц.
А сейчас мы послушаем Фаррахову Вилию, она познакомит вас со следующей картиной.

Эту картину написал художник Пластов. Картина называется «Первый снег».
На картине мы видим девочку и мальчика, которые подняв головы, с радостью наблюдают за первыми снежинками. А снежинки бывают очень красивыми, они искрятся и переливаются на солнце разными цветами. Мы видим, как девочка улыбается. Дети, наверное, давно ждали снега, и поэтому девочка быстро выбежала и не успела тепло одеться, только укрыла голову платком.
Первый снег бывает самым красивым, его все ждут. Он чистый, и на земле лежит как белый пух, а на крышах домов как белые шапки. На картине мы видим птицу, которая старается из-под снега раздобыть себе пищу. Зимой птицам и животным тяжело раздобыть пищу. Поэтому нужно делать кормушки и подкармливать птиц. Когда мы смотрим на эту картину, мы тоже вместе с героями радуемся первому снегу.
А сейчас мы с вами познакомимся с картиной известного художника Константина Федоровича Юона.
Картина называется «Русская зима».
Что изображено на картине? На картине изображён зимний день, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.
Художник изобразил на картине снег. Что вы можете сказать о снеге, изображённом на картине?
Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны.
Где мы видим снег? Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от белизны снега слепит глаза.
А что делает снег, когда мы по нему ходим? Он скрипит под ногами, и этот скрип, как музыка раздаётся вокруг.
Посмотрите, художник изобразил деревья, они стоят как могучие великаны, и прогнулись под тяжестью снега. А ветви деревьев покрыты красивым сказочным инеем.
Ребята! Кого вы видите на картине? Маленьких детей, взрослых людей.
Что делают дети на картине? Их занятия нам опишет Бикжанов Данис.
Дети, наверное, так долго ждали снега, что как только он выпал, они выбежали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Они давно приготовили санки, и стали кататься с горки. Собаки тоже стали играть со своими хозяевами. Они старались обогнать санки, они старались поймать снежки. Собаки путались под ногами детей, хватали за ноги, и сваливали ребят в сугроб. На улице слышны веселые голоса и громкий лай собак.
Спасибо Данису, он очень хорошо выступил. Мы видим, как дети играют, а чем занимаются взрослые. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?
Выступает Аллабердина Зилия.
На заднем плане картины мы видим домики, в которых идёт трудовая жизнь. Зимой темнеет рано, и пока ещё светло, женщины, наверное, готовят вкусный ужин и наводят порядок в дома, а мужчины в это время выполняют самую трудную работу. Они запрягли лошадей, чтобы отправиться в город за продуктами или в ближайший лес за дровами. Если будут в доме дрова, будет и тепло.
Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Он хотел сказать, что очень любит зиму, он ею восхищается и не в городе, а именно в деревне. Он изобразил зиму именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, и мы не можем покататься с горки и поиграть в снежки.
Рассмотрев эти картины, вы, наверное, заметили, что цвета красок, имеют большое значение для изображения природы.
Глядя на эти картины, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Художники изображают красоту зимней природы красками, а поэты - при помощи слов, а композиторы с помощью звуков изображают красоту природы.
Великий музыкант Петр Чайковский написал музыкальное произведение «Времена года». Сейчас мы послушаем музыку о зиме.
П. И. Чайковский воспевает зиму языком музыки. Он тоже радуется зиме , любуется зимой.
Какая зима у П. И. Чайковского? Нежная, плавная музыка помогает нам услышать звуки падающих и танцующих снежинок. Зима тихая и спокойная, только вступающая в силу.
Вам понравилась музыка Чайковского?
Сейчас слушаем следующую музыку. (Звучит Вивальди)
Эту удивительную музыку написал итальянский композитор Вивальди.
Образ, какой зимы встает перед вами? Холодной, суровой, властной.
Можно сделать вывод о том, что у музыки есть удивительное свойство — музыка без слов передает состояние природы.
Ребята, а вам нравится  зима? Почему? А какой праздник вы любите зимой?? Какие зимние забавы вам нравятся? Сколько радости зима несет в наш дом. Вместе с зимой приходит Новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Что новое вы для себя узнали? Ответы детей.
Да, ребята, сегодня мы встретились с  красавицей-зимой, о великолепии которой знают во всем мире. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто поэты, художники, музыканты помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями поэтов о зиме, рассмотрели картины, послушали музыку Чайковского и Вивальди- все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её.А любить природу, значит, любить Родину.