Статья Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников


Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
С приходом ребёнка в шкоду изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. В умело построенной игре шестилетки систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают шестилеткам повторить полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей.
Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную, со всеми её особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них ещё нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьёзный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у шестилетних детей есть огромное желание учиться. Работая с шестилетками, приходится много думать, искать, творить. В результате родились такие игры: «В цирке», «В зоопарке», «Почта», «В стране сказок», «Полёт в космос», «Почтальон», «Цветик – семицветик», «Спрячемся от лисы», «Заселяем дома», «Молчанка», «Лётчики», «Счастливого перелёта», «Составим поезд», «Лучший космонавт».
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Главное чтобы игра сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы, повышала познавательную активность и интерес учащихся, формировала адекватное взаимоотношение в коллективе, помогала школьникам освоить социальные роли.
Как показывают наблюдения за обучением детей шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Значение игры на уроке очень велико. Здесь развиваются кругозор ребёнка, сообразительность, смекалка, находчивость. В чём же заключается ценность урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя такой урок, учитель честно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Учителю, работающему с малышами, необходимо иметь большой запас разнообразных игр в своей педагогической копилке, чтобы быть готовым каждую минуту школьных будней сделать насыщенной и полезной для развития ребёнка.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15