Методическая разработка урока математики (2 класс) Программа действий. Алгоритм

Учебник:
Л.Г.Петерсон Математика 2 класс. II часть

Тема урока
Программа действий. Алгоритм.

Цели урока:
Научить выполнять обратные операции.
Рассмотреть алгоритм решения текстовых задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; учить выводить общности для целого ряда единичных объектов, обобщать, подводить под понятие; исследовать: находить закономерности; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; использовать знаково-символические действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; учить осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учить получать необходимые сведения от товарища; учить понимать возможности различных точек зрения на какой-либо предмет.
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; формировать умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.


Основные понятия
исходный объект
обратные операции
обратный порядок
алгоритм решения задач

Межпредметные связи
литературное чтение
трудовое обучение

Ресурсы
Учебник Л.Г.Петерсон. Математика 2 класс, часть3, стр.13 – 15, персональный компьютер, монитор, мультимедийный проектор, экран

Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Орг. момент
Личностные УУД:
развитие учебной мотивации
Сегодня мы в путь за наукой пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем
И знания новые точно найдем.
Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале

Ребята, вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала?
Но постойте. Вас ничто не удивляет на уроке?
Для чего во втором классе нужна пирамидка на уроке?
Что предлагаете с ней делать?
Снять наконечник.
Снять самое маленькое кольцо.
Снять кольцо поменьше.
Снять самое большое кольцо.

Что означает запись на экране? Как по-другому она называется?

Нет ребята, в таком виде пирамидка будет мешать на столе. Что предлагаете сделать?
Назовите первое действие сборки пирамидки.
Установить самое большое кольцо.
Установить кольцо поменьше.
Установить самое маленькое кольцо.
Установить наконечник.
Что мы составили? Сравните эти две программы.
Чем они похожи?
В чем различие программ?
Как назовем такую программу?
Определение темы, цели урока.
Тест «Знаю, умею»


Дети подмечают, что на столах стоят пирамидки.

Работа в парах
Один ученик разбирает пирамидку, второй – составляет блок-схему, а учитель проектирует на экран программу действий.

У детей на карточке запись:
К Ж С З
Что вы составили?

Работа в парах.
Дети меняются ролями.
Запись на карточке:
З С Ж К

Ответ детей:
1. Действия производили с одними и теми же предметами.
2. Выполняли действия в обратном порядке.
Запись темы урока в тетрадь

Работа с тестом:
Отмечают, что знают и что умеют выполнять по данной теме

«Открытие» детьми новых знаний.

Познавательные УУД:
Определять операции, называть обратные к ним.
Вывести правило нахождения искомого объекта операциии

Коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД:
формировать умение взаимодейство-
вать со сверстниками в учебной деятельности.

1) Перед вами кукла. Нужно надеть на нее туфли и носки.
В каком порядке вы будете это делать?


А если нужно выполнить обратную программу, то как поступите?

Верно. Кто сможет сделать вывод?




Ответ на вопрос: «С какой целью выполняют обратные операции», вы найдете прочитав вывод на
стр. 13
Определите в тексте ключевые понятия.
исходный объект
результат
обратные операции
обратные действия.
Опорной схемой эти понятия вывешиваются на доску.

2) Ребята, я знаю, что Андрюша и Владик приготовили для вас интересную задачу. Хотите узнать?
Инсценирование задачи
стр. 14 № 4.
«Я задумал число, прибавил к нему 4, вычел 7, а потом еще раз прибавил 25. После этого у меня получилось 30. Какое число я задумал?»
Владик составил схему и быстро нашел ответ.
Как он догадался? Какое число задумал Андрюша?
3) Мне понравилась ваша задача. Я тоже хочу задумать число и предложить ребятам определить его.
Учитель читает текст задачи стр. 14 № 5.
С какими трудностями встретились при вычислении исходного числа?
Как будете выполнять вычисления?

Проверьте решение задачи. Оцените свою работу.
поисково-исследователь
ская деятельность

Один ученик выполняет действия. А остальные составляют блок-схему.
Н Т

Т Н
Ответы детей на вопросы:
Какую программу выполняли?
В каком порядке выполняли действия?

Дети читают вывод и отвечают на вопрос.







Работа в группах
Обсуждение решения задачи.









Составление детьми схемы.
Выполнение вычислений в столбик.
396 + 505 – 37 – 345
Выполнение самопроверки и самооценивание.

Физкульт
минутка

Личностные УУД
На данном этапе проходит здоровьесберегающая технология


Ребята, на столах у вас лежат конверты. Может кто знает, что в них находится.
Давайте посмотрим.
Что нужно сделать с ними?
Что вы составили?
Проверка составленного алгоритма.


Дети достают карточки, на которых написаны фразы физкульт
минутки.
Раскладывание карточек в определенном порядке.
Выполнение детьми упражнений.

Повторение изученного.






























Данный этап урока способствует духовно-нравственному воспитанию детей


Личностные УУД
развитие учебной мотивации

Познавательные УУД:
использовать знаково-символические действия;
планировать решение задачи; осуществлять поиск и выбор способа решения текстовой задачи, выбор арифметических действий для решения.
Регулятивные УУД:
уметь взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
уметь находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
анализировать последователь
ность действий при работе над задачей и соотносить с разработанным алгоритмом;
сравнивать разные способы решения задач, выбор удобного способа

Автор учебника предлагает рассмотреть еще одну программу. Учебник стр. 15 № 8.
Какая это программа?
Давайте познакомимся с ней.
учебник + экран
Мы с вами, решая задачи, используем этот алгоритм? Давайте проверим.
Решение задачи стр. 15 № 9.
Кто записал решение задачи выражением?
Есть ли у этой задачи второй способ решения?
Сравните ответы решений.
Решив задачу вторым способом, мы выполнили проверку решения задачи.

Сделайте вывод об использовании алгоритма решения задач.
Пользуясь данным алгоритмом, сможете самостоятельно решить задачу?
Чтение текста задачи стр. 15 № 8(б)
Сколько вопросов в задаче?
Прочитайте первый вопрос. Что будете находит, отвечая на него?
Прочитайте второй вопрос.
Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить правильно?
Эта задача будет домашним заданием.



2) 27 ноября – международный день матери.
У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек – это мама. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Её доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом – хранителем. Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!
Изготовление поделки «Цветик - семицветик»
Я предлагаю вам собрать волшебный цветок –семицветик.
А собрать его сможете, решив круговые примеры. Вспомните алгоритм решения круговых примеров.
Детям предлагаются дифференцированные задания:
Высокий
72 – 36 28 + 36 64 – 19
45 + 26 71 – 66 5 + 87
92 – 20
Средний
17 + 23 40 – 36 4 + 88
92 – 60 32 – 16 16 + 17
33 – 26
Низкий
18 + 12 30 – 4 26 + 9
35 – 20 15 + 25 40 – 30
10 + 8

Дети называют последовательность операций.


поисково-исследователь
ская деятельность
Дети называют последовательность операций и записывают решение задачи по действиям.
12+7+3 = 22(д.)
22 – 8 = 14 (д.)
Второй способ решения записывают выражением:
12 – 8 + 7 + 3 =14(д.)




Ответы детей на вопросы.


























Дети проговаривают алгоритм и решают круговые примеры, собирая цветок.






Рефлексия

Регулятивные УУД:
Формировать умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
На уроке не скучали, много нового узнали.
Работа с тестом «Знаю, умею» Достигли мы поставленной цели?
Вспомните свои впечатления на уроке и продолжите фразы:

Сегодня на занятиях было интересно, потому что..

Я бы хотел похвалить себя за то, что .

На уроке понравилось, аж мое сердце поет от того, что .









15