Конспект урока по литературному чтению 2 класс Илья Муромец — богатырь земли Русской


Литературное чтение
План урока
Тема раздела: «Сказочные богатыри»
Тема урока: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»
Тип урока: Урок развития умений и навыков
Вид урока: смешанный (беседа, коллективная работа, парная работа)
Методическая цель урока:
Создать условия для формирования у учащихся навыка выразительного, осознанного, чтения;
Развивать умение работать с текстом: отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и составлять план текста;
Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения и делать выводы.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты: умение составлять план текста с помощью учителя.
Метапредметные результаты:
Умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией (Личностные УУД);
Умение ставить цель перед собой и работать по плану (регулятивные УУД);
Умение сравнивать и делать выводы (познавательные УУД);
Умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД).
Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, тетрадь по литературному чтению (авторы-составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Содержание урока.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Мотивация к учебной деятельности Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения мы проведем вместе.
Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Актуализация знаний.
Беседа
Постановка учебной проблемы
- Посмотрите внимательно на экран. Кто изображен на слайде? (Слайд 1)
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алена Попович)
- А как, одним словом можно назвать этих героев?
(это Богатыри)
- А что вы знаете о богатырях?
-А теперь назовите качества которыми обладают богатыри
(Они очень сильные и т.д.)
А как по-другому можно назвать богатыря?
– силач – здоровяк – герой.
-Я правильно вас поняла, одно из качеств богатыря – сила?
(Да) (НА КЛАСТЕР)
Вы назвали одно качество богатыря, а хотите узнать, какими еще чертами характера обладают богатыри?
(Да)
-Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
(Выразительно читать, и т.д.)
--Другими словами, мы сегодня попробуем с вами создать образ богатыря и поучимся составлять план пересказа текста.
Работа с текстом
Выборочное чтение. Ребята, открываем свои учебники на странице 175, мы продолжим работать с отрывком сказки про Илью Муромца.
Работаем с 1 частью.
- Пожалуйста, найдите и перечитайте строки, в которых говорится, откуда Илья родом.
(Это было в городе Муроме, селе Карачарове – значит)
- Хорошо, а какое горе настигло стариков, прочитайте?
(Тут и увидели старички большое горе: сыну нужно начинать ходить, а он сидит, как столб. Ноги у него, как плети: руками действует, а ногами никак не шевелит)
Какие молодцы!
Открываем 2 часть.
А теперь, найдите, пожалуйста, в тексте, сколько лет Илья был прикован к постели?
(Прожил он 30 лет в таком виде)
Ребята, вы представляете?! Целых 30 лет Илья не мог ходить!
-Ребята, скажите, пожалуйста, что изменило всю последующую жизнь Ильи?
(То, что он научился ходить)
- Благодаря кому он научился ходить?
(Благодаря странникам)
- Найдите этот отрывок на странице 176, в котором описывается встреча странников с Ильёй. Этот отрывок мы прочитаем по ролям.
- Назовите героев?
(Автор, странники, Илья)
За автора будет читать - …
За Илью - …
За странников - …
Начинаем со слов: Посмотрел Илья…
(Посмотрел Илья на них и говорит:
— Чего вам, страннички, надобно? А они говорят:
— Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Да принеси нам чашу в полтора ведра.
Илья им в ответ:
— И рад бы я принести вам пива хмельного, да не могу никак идти: у меня ноги не ходят.
— Попробуй, Илья, сперва, тогда и говори,— отвечают старцы.
— Что вы, дорогие старцы, тридцать лет я сижу сиднем и знаю — ноги у меня не ходят.
А они говорят:
— Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.
Пошевелил Илья одной ногой — шевелится. Другой пошевелил — шевелится. Соскочил с лавки, схватил чашу в полтора ведра и побежал, будто все время бегал, в отцов подвал глубокий. Нацедил из бочонка чашу полную, приносит к старцам, говорит им:
— Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад,— научили вы меня ходить)-Какое чудо сотворили странники с Ильей?
(Илья научился ходить, сила у него прибавилась)
- Ребята, скажите, каким показан Илья в этом отрывке?
(Уважение к старшим, гостеприимство) (На КЛАСТЕР)
Отлично!
Продолжаем работу с 3 частью.
Найдите, пожалуйста, в 3 части, как повлияло появление силы на поступки Ильи?
(Остался он один-одинешенек и захотел идти посмотреть на отца с матерью, им помочь в работе.)
- Ребята, а давайте подумаем, кто его заставлял помогать родителям?
(Никто, он сам)
-Правильно ребята! Вот еще одно качество: сам хочет помогать людям.
- Найдите, пожалуйста, в тексте, как называет своих родителей?
(Дражайший мой родитель, Иван Тимофеевич, дражайшая моя мамынька Ефросинья Яковлевна!)
- С какой просьбой обратился к ним Илья?
(Благословите меня, я поеду.
— А куда ты поедешь? — спрашивает его отец.
— В стольный град Киев, послужить князю Владимиру Красну Солнышку.)-Как это его характеризует?
-Как вы думаете, зачем он хочет служить князю?
( уважение к старшим, любовь к родине)
- Ребята, а его кто ни будь, заставлял идти на службу к князю?
(нет, он сам)
- Какая была численность вражеских войск?
(тьма-тмущая)
-Да ребята, и сосчитать нельзя сколько!!!
-Как вы думаете, а легко ли справиться с таким войском?
(нет)
-Найдите описание боя Ильи с вражеским войском.
(Начал рубить он, да так быстро, как все равно траву косить.)
- О чем это говорит?
(О богатырской силе?)
- прочитайте описание, каков он был в бою?
(полетел, как вихрь, на врагов басурманских)
-Значит, какой он был?
(храбрый)
Ребята ,а что значит великодушный?
(ВАРИАНТЫ)
-Замечательно, сколько предположений, великодушный – это значит не злопамятный, умеющий прощать.
А был ли наш Илья великодушным?
(да)
-Найдите в тексте отрывок который нам говорит об этом.
(Были бы постарше вы,— снял бы я ваши буйны головы. Да больно вы молоды! Вертайтесь-ка домой и скажите своим родителям; есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую.)
Да, Илья великодушный.
- Вспомните, в начале урока мы с вами хотели узнать качества богатыря. Назовите те качества, которые мы с вами не называли?.БОГАТЫРЬ:
- сила
- уважение к старшим
- Гостеприимство
- сам хочет помогать
- любовь к родине
- храбрый
- великодушный
Обобщите, пожалуйста, кто же такой богатырь? Посмотрите внимательно на слайд, расставьте картинки в нужном порядке и соотнесите иллюстрации с предложениями
(на доске вывешиваются иллюстрации в разном порядке)
Помощь Ильи защитникам Чернигова
Встреча со странниками
Горе стариков
Илья – работник
Сборы Ильи
Есть кому постоять за землю Русскую
- Мы составили с вами план сказки. Обратите внимание, сколько в нем пунктов? А почему у нас осталась одна карточка?
- Посмотрите, сколько частей в сказке?
(3)
Догадайтесь, какие пункты можно объединить?
(Илья – работникСборы Ильи
Помощь Ильи защитникам Чернигова)Как мы можем озаглавить эти части?
(Есть кому постоять за землю Русскую)
-Посмотрите, мы составили план сказки, сравните два плана, подходят ли они к сказке? А чем они отличаются?
- Ребята, второй план называют сложным
- Кто мне скажет, для чего нам нужен план?
-Верно, этим планом мы воспользуемся при подготовке домашнего задания. -Посмотрите еще раз на планы, которые мы составили.
Попробуйте пересказать сказку по плану, который мы с вами составили.
(ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРЕСКАЗОВ)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу:
-что тебе нужно было сделать?
-удалось ли тебе составить пересказ?
-Ты сделал все правильно или были недочеты?
-сейчас мы вместе с …(имя ученика) учились оценивать свою работу. Среди прошлых дней прославлялись и прославляются по сей день Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
И ничто не мешает вам, , превратиться в таких же могучих и добрых богатырей.
А что же нужно делать для того, чтобы стать богатырем?
Выберете, пожалуйста, на слайде, 3 самых главных качества, которыми должен обладать на ваш взгляд современный богатырь?
Спокойствие
Храбрость
Воля
Скромность
Стойкость
Великодушие
Выносливость
Физическая сила
простота
(ХрабростьВеликодушие
Физическая сила)А что нам нужно делать для того, чтобы развивать физическую силу?
(занятия спортом, закаливание, утренняя гимнастика)
-Здорово ребята! А что на ваш взгляд должно входить в рацион питания богатыря?
Мясо
Овощи
Чипсы
Кока-кола
Сухарики
Молоко
Фрукты
(мясо, фрукты, молоко, овощи)
-Прекрасно! То есть вы считаете, что современным богатырем, мы можем назвать человека, который ведет здоровый образ жизни и правильное питание?
(ДА)
Хорошо, а как на ваш взгляд, богатырь должен относиться к своей родине?
(Любить родину, гордиться своей родиной)
А кто из вас знает, как называют человека , который любит свою родину и гордится ею?
(Патриот)
Посмотрите внимательно на богатыря былинного и современного. Они похожи?
А чем?
И пусть в современном понимании богатырь не стоит на страже своей родины, своего народа, но он все равно наделен теми же богатырскими качествами, что и былинный богатырь.