Родительское собрание «Наши трудные дети»

Родительское собрание «Наши трудные дети»

Цели:
выявить причины, которые приводят к плохому поведению детей
поиск выхода из трудных ситуаций общения с такими детьми.

Ход родительского собрания

Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители испытывают озабоченность и беспокойство в отношении своего ребёнка, волнуются за поведение подросших детей.
Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей и поведении детей.
Трудный ребёнок Что стоит за этими словами, какой он? Давайте попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. (Лентяй, грубиян, двоечник, неудачник, безответственность, хулиган и т.д.)
Как вы думаете, что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
В настоящее время учёные считают, что существует всего четыре причины «плохого» поведения ребёнка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение, борьба за власть. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить за:
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
унижение друг друга членами семьи;
разводы и появление в доме нового члена семьи;
чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая – неверие в собственный успех, вызываемое учебными неудачами, взаимоотношениями в классе с учителем, низкая самооценка.
Давайте более тщательно рассмотрим все аспекты «плохого» поведения детей.

Поведение, направленное на привлечение внимания

Поведение ребёнка
Может быть, как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е. делать всё очень медленно «в час по чайной ложке»

Причины поведения, направленного на привлечения внимания
Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.
Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»

Положительные стороны поведения, направленного на привлечения внимания
Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничеству

Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечения внимания
Больше внимания уделять хорошему поведению.
Учить детей просить внимания в приемлемой форме.



Характеристика властолюбивого поведения

Поведение ребёнка
Вспышки негодования, конфронтация с окружающими.
Тихое непослушание. Ребёнок соглашается, но делает по-своему.

Причины властолюбивого поведения
1. Изменение социальных установок в обществе.
2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению.

Сильные стороны властолюбивого поведения
Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.

Принципы предотвращения властолюбивого поведения
Уход от конфронтации и снижение напряжённости.
Позволять детям реализовать свои организаторские способности.



Характеристика мстительного поведения

Поведение ребёнка
Прямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребёнок может мстить учителям, родителям, всем окружающим.

Происхождение мстительного поведения
Отражение роста насилия в обществе в средствах массовой информации. Культивирование стиля «силового» разрешения конфликтов в семье.

Сильные стороны мстительного поведения
Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.

Принципы профилактики мстительного поведения
Учить ребёнка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них.
Учить ребёнка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.


Характеристика поведения, когда ребёнок не верит в себя

Поведение ребёнка
Активная форма: вспышки негодования: ребёнок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание.

Причины происхождения поведения
Необоснованно завышенные ожидания учителей и родителей
Твёрдая убеждённость ученика, что он должен быть лучше всех.
Упор на соревнование в семье и классе.

Сильные стороны поведения
Для большинства учащихся сильных сторон нет.
Небольшая часть детей может стремиться делать всё лучше всех.

Принципы профилактики «неверия» в собственные силы, низкой самооценки
Поддержка ребёнка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения его в деятельность со сверстниками.


Работа родителей в микрогруппах.

Подведение итогов.

Притча о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Родители получают памятки, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.

Психологическая поддержка ребёнка в семье

Родительская поддержка – это процесс:

в ходе, которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребёнку избежать ошибок;
который поддерживает ребёнка при неудачах.
Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.

Для того чтобы привить веру в ребёнка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах;
помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
позволить ребёнку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у родителя.

Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

Опираться на сильные стороны ребёнка.
Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Показать, что вы удовлетворены ребёнком.
Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.
Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребёнком.
Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребёнка.
Проявлять сопереживание и веру в вашего ребёнка.
Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь всё хорошо.
Ты сделаешь это очень хорошо.
Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты к нему готов.




Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не может быть реализована.
Это для тебя слишком трудно.

Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);
высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);
прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);
совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребёнком; играть с ним; слушать его);
выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).

Подлинная поддержка родителями своего ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей, положительных сторон.

Важно, чтобы родитель научился принимать ребёнка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.





Приложение для родителей.


Психологическая поддержка ребёнка в семье – памятка для родителей.

Родительская поддержка – это процесс:
в ходе, которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребёнку избежать ошибок;
который поддерживает ребёнка при неудачах.
Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Для того чтобы привить веру в ребёнка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах;
помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
позволить ребёнку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у родителя.
Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребёнка.
Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Показать, что вы удовлетворены ребёнком.
Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.
Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребёнком.
Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

Психологическая поддержка ребёнка в семье
Родительская поддержка – это процесс:
в ходе, которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребёнку избежать ошибок;
который поддерживает ребёнка при неудачах.
Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Для того чтобы привить веру в ребёнка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах;
помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
позволить ребёнку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у родителя.
Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребёнка.
Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Показать, что вы удовлетворены ребёнком.
Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.
Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребёнком.
Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

Поведение, направленное на привлечение внимания
Поведение ребёнка
Может быть как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е. делать всё очень медленно «в час по чайной ложке»

Причины поведения, направленного на привлечения внимания
Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.
Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»

Положительные стороны поведения, направленного на привлечения внимания
Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничеству

Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечения внимания
Больше внимания уделять хорошему поведению.
Учить детей просить внимания в приемлемой форме.

Характеристика властолюбивого поведения
Поведение ребёнка
Вспышки негодования, конфронтация с окружающими.
Тихое непослушание. Ребёнок соглашается, но делает по-своему.

Причины властолюбивого поведения
1. Изменение социальных установок в обществе.
2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению.

Сильные стороны властолюбивого поведения
Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.

Принципы предотвращения властолюбивого поведения
Уход от конфронтации и снижение напряжённости.
Позволять детям реализовать свои организаторские способности.

Характеристика мстительного поведения
Поведение ребёнка
Прямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребёнок может мстить учителям, родителям, всем окружающим.

Происхождение мстительного поведения
Отражение роста насилия в обществе в средствах массовой информации. Культивирование стиля «силового» разрешения конфликтов в семье.

Сильные стороны мстительного поведения
Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.

Принципы профилактики мстительного поведения
Учить ребёнка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них.
Учить ребёнка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Характеристика поведения, когда ребёнок не верит в себя
Поведение ребёнка
Активная форма: вспышки негодования: ребёнок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание.

Причины происхождения поведения
Необоснованно завышенные ожидания учителей и родителей
Твёрдая убеждённость ученика, что он должен быть лучше всех.
Упор на соревнование в семье и классе.

Сильные стороны поведения
Для большинства учащихся сильных сторон нет.
Небольшая часть детей может стремиться делать всё лучше всех.

Принципы профилактики «неверия» в собственные силы, низкой самооценки
Поддержка ребёнка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения его в деятельность со сверстниками.








Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребёнка.
Проявлять сопереживание и веру в вашего ребёнка.
Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь всё хорошо.
Ты сделаешь это очень хорошо.
Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты к нему готов.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не может быть реализована.
Это для тебя слишком трудно.
Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);
высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);
прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);
совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребёнком; играть с ним; слушать его);
выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).
Подлинная поддержка родителями своего ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей, положительных сторон.
Важно, чтобы родитель научился принимать ребёнка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.
Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребёнка.
Проявлять сопереживание и веру в вашего ребёнка.
Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь всё хорошо.
Ты сделаешь это очень хорошо.
Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты к нему готов.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не может быть реализована.
Это для тебя слишком трудно.
Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);
высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);
прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);
совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребёнком; играть с ним; слушать его);
выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).
Подлинная поддержка родителями своего ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей, положительных сторон.
Важно, чтобы родитель научился принимать ребёнка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.











15