Доклад на августовском совещании учителей «Системно-деятельностный подход – основа обновления содержания образования в РК»

Тупкараганский район








Доклад
на районном августовском совещании
«Системно-деятельностный подход –
основа обновления содержания образования
в условиях 12-летнего обучения»
Некрасова Н.П.
учитель начальных классов
школы-лицея имени А.М.Горького













2015 год

Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
 
“Великая цель образования - это не знания, а действия”
Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»
Русская народная пословица

Для чего учить? Чему учить? Как учить? Вот главные вопросы, которые стоят сегодня перед современным учительством Казахстана. Традиционное обучение базируется на принципе доступности, где учащийся выступает в роли объекта педагогических действий. Оно ориентировано на усвоение определённой суммы знаний, развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания. Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы, в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, как конечной цели учения, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания, воспитанность, интеллектуальные и творческие силы, умение учиться, способность к саморазвитию. Добиться этого возможно благодаря таким методологическим основам, как
идеи отечественной этнопедагогики, труды А.Байтурсынова, А.Кунанбаева, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова и др.отечественных просветителей ;
теоретические разработки Ж.Пиаже, Л.Выготского, Л.Занкова, Дж.Дьюи и многих других зарубежных и советских ученых;
международные исследования TIMSS, PISA.

Какими же концептуальными подходами отличается предлагаемая модель?

Системо-деятельностный подход в организации обучения
Внутрипредметная интеграция знаний – принцип «спиральности»
Межпредметная интеграция знаний
В модель среднего образования заложены три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная, межпредметная, транспредметная.
Внутрипредметная интеграция - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов, характеризующаяся спиральной структурой на основе принципа концентричности.
По принципу «спирали» –учащиеся в процессе обучения не выпускают из поля зрения исходную проблему, в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний, а также формируют и развивают необходимые навыки.
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах.
Транспредметная интеграция – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования для изучения и анализа многоплановых объектов, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Практическая направленность учебных программ: подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.
В основу новой модели среднего образования положен системно-деятельностный подход (СДП), концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.
Задачи обучения в начальной школе:
Обучение основным навыкам чтения, письма и математики;
Развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями;
Формирование основ духовно-нравственных ценностей;
Формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе.
Системно-деятельностный подход в начальной школе необходим и важен, как фундамент при строительстве дома. Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, а также позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.
Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная,
оценочная, творческая, практическая.
Формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Дидактические принципы:

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа;
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте определенного предмета в системе наук
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества;
Принцип вариативности предполагает развитие у уч-ся навыков вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач
СДП обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности.
Поэтому учителям необходимо побольше применять различные педагогические технологии. Например, технологии проблемного обучения, проектного обучения.

«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в социальной адаптации. Необходимо продолжить работу над развитием функциональной грамотности учащихся». Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года

Опираясь на системно-деятельностный подход, новые учебные программы и новый госстандарт полностью направлены на выполнение послания лидера нашего государства. Теперь мы будем развивать функциональную грамотность учащихся 21 века. А именно, мы, учителя Казахстана, дадим нашим детям, в первую очередь общую грамотность, т.е. мы научим их писать сочинения, рефераты, считать без калькулятора, писать заявления, заполнять различные бланки, анкеты. В наши задачи входит дать детям компьюторную грамотность, они должны будут уметь работать в сети интернет, использовать офисные программы, владеть умением обрабатывать фотографии и монтировать видео. Дети 21 века должны уметь действовать в чрезвычайных ситуациях. И мы с вами научим их оказывать первую медицинскую помощь, обращаться за экстренной помощью к спец.службам, грамотно вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Наши дети получат информационную грамотность. Они будут уметь находить и отбирать необходимую информацию, читать чертежи, схемы, графики, использовать информацию СМИ, пользоваться алфавитным и систематическим, каталогом библиотеки. Новое содержание образования даст нашим детям коммуникативную грамотность, поможет им овладеть иностранными языками. Учащиеся научаться работать в группе, приспосабливаться к новым ситуациям, переводить любой текст со словарём, рассказывать о себе, своём городе, стране, друзьях, понимать инструкции на упаковках товаров. И, наконец, дети 21 века, так сильно зависящие от виртуального мира, получат навыки грамотности при решении бытовых проблем. То есть, они научатся выбирать продукты, товары и услуги, планировать бюджет семьи, пользоваться техническими бытовыми устройствами, ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь картой, справочником. Учащиеся будут владеть правовой и общественно-политической грамотностью. Они будут уметь отстаивать свои права и интересы, объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства. Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК.
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием» -сказано в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. И оно будет таким, благодаря нашей с вами работе, уважаемые коллеги.


Удачи вам, сельские и городские Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, Другие – как в храм. Удачи вам, занятые делами, Которых не завершить все равно. Крепко скованные кандалами инструкций И окриков из РОНО. Удачи вам, по-разному выглядящие. С затеями и без всяких затей, Любящие или же ненавидящие Этих – будь они трижды – детей Вы знаете, Мне по-прежнему верится, Что, если останется жить земля, - Высшим достоинством Человечества Станут когда – нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, Которая завтрашней жизни под стать, Учителем надо будет родиться. И только после этого стать! Он, даже если захочет, не спрячется: На него, идущего ранней Москвой, Станут прохожие оборачиваться, будто на оркестр духовой! В нем будет мудрость, талантливо – дерзкая. Он будет солнце нести на крыле Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле.

Роберт Рождественский








Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года.

2. Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.


4. Программа повышения квалификации учителей начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.

5. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
Режим доступа:[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]

6. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15