Урок продолжение на тему: Культура Руси 10 -13вв.


Урок истории по теме: «Культура Руси X-XIII вв.» 10 класс. ( Продолжение. )
Агузарова С.И. учитель истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный.
Приёмы: работа с учебником.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Цели: 
1)образовательные задачи:
углубить и расширить знания о древнерусской архитектуре, искусстве и народном ремесле; на конкретных примерах показать высокие достижения древнерусских мастеров;
2) развивающие задачи:
развить умение учеников пользоваться источниками и давать оценку деятельности русских мастеров.
содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности учащихся, совершенствовать умения проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа в том числе Интернет-ресурсах, обобщать и систематизировать информацию и представить для публичной презентации.
3) воспитательные задачи:
формировать уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям через приобщение учеников к истокам русской культуры.
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
Оборудование: 
Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVIIвека. М., “Просвещение”, 2012 г.;
ПК,
мультимедийный проектор;
экран;
презентации с присоединенными аудио приложением.
Понятия урока:
Архитектура, терем, крестово – купольный храм, икона, мозаика, фреска.
Предварительная подготовка к уроку.
2 группы по 2 ученика получили опережающее задание и самостоятельно подготовили презентации по следующим вопросам: деревянное зодчество, каменное строительство и остальные ученики должны были подобрать пословицы, погопорки, загадки о ремёслах.
Ход урока:
1Актуализация полученных знаний на предыдущем уроке.
2.План изучение новой темы:
1)Архитектура: деревянное и каменное строительство.
2)Искусство.
3)Народное ремесло.
3.Обсуждение проблемного вопроса
4.Подведение итогов
5.Домашнее задание
Ход урока
1.Актуализация полученных знаний (фронтальный опрос ):
На прошлом уроке мы с вами познакомились с достижениями культуры Руси 10-13вв. Давайте вспомним основные вопросы предыдущего урока:
1.Что такое культура?
2.Назовите особенности формирования древнерусской культуры.
3.С чем связано развитие древнерусской культуры 10-13вв.
4.Как повлияло христианство на древнерусскую культуру?
2.Изучение новой темы:
Эпиграф: « Русские земли накануне монголо – татарского нашествия находились на очень высоком уровне культурного развития, не уступая передовым странам мира.»
1.«Зодчество – было главной летописью человечества». Виктор Гюго.
Давайте поразмышляем о словах Виктора Гюго после ознакомления с архитектурой Руси 10-13вв.,и помогут нам совершить экскурсию в ту далёкую эпоху наши экскурсоводы Саша и Тимур. Сообщение с показом презентации.(Деревянное зодчество)
Архитектура ( греч. Архитектор – зодчий, строитель) - искусство строительства, проектирования здания, объекта, Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие века была страной деревянной – избы, терема, крепости строились из дерева. В дереве человек выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние сооружений с окружающей природой. Послушайте выступление одноклассников и ответьте на вопрос: Какие характерные черты вы увидели в деревянном зодчестве?
Ответ: Многоярусность строений, наличие разного рода пристроек, затейливая резьба по дереву. Простота и оригинальность, богатство внутренней отделки.
С принятием христианства начинается каменное строительство. Первые русские храмы строили греческие мастера в соответствии с византийскими традициями, потом пошло сочетание славянских и византийских традиций.
Давайте познакомимся с памятниками каменного архитектуры Киевской Руси. Наши новые гиды Света и Алина.( Сообщение учеников с презентацией: Каменная архитектура.).По ходу выступления ученики записывают в тетрадь новые понятия:
Крестово – купольный стиль - квадрат , расчленённый четырьмя с столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.
Икона –  (греч. «о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Фреска -  ( итал.  fresco — свежий)  — живопись  по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Мозаика - (фр.  мosaïque,  итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение),  —декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Вернёмся к высказыванию Виктора Гюго – «Зодчество – было главной летописью человечества».
Архитектура – это вид творчества, формирующий среду жизнедеятельности человека по законам красоты, это часть материальной культуры человечества, которая несет уникальную информацию о жизни людей в прошедшие исторические эпохи. История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. По выражению Н.В. Гоголя "... архитектура – это летопись мира: она говорит тогда, когда молчат песни и предания" .Её сравнивают с застывшей музыкой. Архитектура – это гармония форм, которая отражает духовную жизнь ушедших поколений; гармония, которая составляет эстетическую ценность и оказывает эмоциональное воздействие. В архитектурных произведениях изображается не абстрактная красота линий и форм, а пространственные образы и состояния, отражающие мироощущение и материальную культуру человека.
2) С принятием христианства изменения произошли не только в архитектуре, но и в искусстве.
Христианство внесло иное содержание - воспевание победы духа над плотью, нравственные принципы христианства.
Работая с текстом учебника, выпишите в тетрадь - виды древнерусского искусства:
Иконопись, скульптура, миниатюра, мозаика, фресковая живопись., певческое, музыкальное искусство. ( Послушать музыку. )3)Народное ремесло:
У нас не получится полной картины культуры Древнерусского государства без достижений народных умельцев.
Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Ремесленное производство своими корнями уходит в глубокую древность. До сих пор у нас вызывают восхищение изделия сделанные руками народных умельцев того периода.
Вы дома подготовили пословицы, поговорки и загадки о ремёслах и и мы с вами составим кластер ремесло 9-10вв.
Кластер
ткачи
кузнецы
пекари
портные
скорняки
ювелиры
плотники
сапожники
столяры
ремёсла

Вопрос: Как вы думаете почему именно города были центрами развития ремесла?
Ответ: Развитие ремесла было связано с выходом ремесленника на рынок.
Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. И ремесленники селились там, где могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Уходившие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.).
Так, в городах появлялись ремёсла, обособленные от сельского хозяйства, а это означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней.
3.Обсуждение проблемного вопроса:
« Русские земли накануне монголо – татарского нашествия находились на очень высоком уровне культурного развития, не уступая передовым странам мира.»
 Ответ: Многими веками создавалась богатая и разнообразная культура Древнерусского общества. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племён, составивших ядро государства. Она испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Всё это было переработано и переломлено на русской почве. По подсчётам академика Б.А.Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300,
работали ремесленники более 60 специальностей.
Монголо-татарское иго разделило историю Руси на два времени — до и после нашествия. Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду.. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.
4.Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.
5.Домашнее задание: пар.18. самостоятельно разобрать пункт: Быт народа и на выбор составить кроссворд, головоломку, чайнворд или тест на тему: Культура Руси 10 -13вв.