Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса учебник «Основы религиозных культур народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров.


«Основы религиозных культур народов России»
А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Москва «Русское слово», 2012
1 час в неделю, 35 часов в год
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
–понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2.Содержание учебного предмета «ОРКСЭ»
Обучение ориентировано на общее знакомство с основами религий, их историей, традициями, нравственными и культурными ценностями, выдающимися представителями и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание основ светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Изучение модулей ОРКСЭ формирует представление о мировоззренческом разнообразии общества. Каждый модуль предмета ориентирован на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- отечество;
- семья;
- культурная традиция
и ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия. Учебный предмет знакомит с нравственными идеалами и ценностями, религиозными, духовными и светскими традициями России в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.
Россия — наша Родина.
Основы православной культуры – 12 час
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры – 6 час
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры – 5 час
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры -5 час
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы религиозных культур народов России» , А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Москва «Русское слово», 2012

урока Тема урока Дата Основные виды учебной деятельности обучающихся Тип урока / форма организации учебных занятий
план факт 1 Введение в предмет Понимать причины возникновения религиозных верований.
Уметь характеризовать понятие «душа».
Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития Урок «открытия» нового знания / беседа
2-3 Древние предания христиан Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею . Десяти заповедей на горе Синай.
Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека. Урок «открытия» нового знания / беседа
4-5 Возникновение христиан Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.
Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.
Объяснять смысл искупительной жертвы Христа. Урок общеметодологической направленности / беседа
6 Христианская церковь Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.
Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством Урок общеметодологической направленности / беседа
7-8 Христианство на Руси и в России Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.
Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.
Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. Урок общеметодологической направленности / беседа
9-11 Христианские святые. Православный храм Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.
Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме. Урок рефлексии / беседа
12-13 Христианские праздники и таинства Понимать суть церковного богослужения.
Знать основные праздники и особенности церковного календаря.
Понимать смысл основных христианских таинств и сознавать их важность в жизни христианина. Урок рефлексии / беседа
14-15 Католики и протестанты Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.
Характеризовать суть понятия «чистилище».
Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров. Урок «открытия» нового знания / беседа
16 Создание творческих работ по теме Систематизация знании по теме «Христианство» Урок развивающего контроля / самостоятельная работа
17-18 Пророк Мухаммад и возникновение ислама Знать основные события жизнедеятельности пророка Мухамада.
Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат Урок «открытия» нового знания / беседа
19 Во что верят мусульмане Знать содержание основных норм шариата.
Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.
Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман. Урок общеметодологической направленности / беседа
20-21 Мусульманские обряды и обычаи Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.
Знать основные мусульманские праздники.
Иметь представление об устройстве мечети. Урок рефлексии / беседа
22 Создание творческих работ Систематизация знаний по теме «Ислам» Урок развивающего контроля / самостоятельная работа
23 Иудаизм – древняя религия евреев Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России. Урок «открытия» нового знания / беседа
24 Во что верят иудеи Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.
Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа. Урок общеметодологической направленности / беседа
25-26 Обычаи и обряды иудеев Знать основные иудейские праздники.
Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге. Урок рефлексии / беседа
27 Создание творческих работ Систематизация знаний по теме «Иудаизм» Урок развивающего контроля / самостоятельная работа
28 Кто такой Будда Знать основные этапы деятельности Будды.
Иметь представление о медитации.
Понимать значение просветления Будды в истории буддизма Урок «открытия» нового знания / беседа
29 Во что верят буддисты Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.
Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.
Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.
Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма Урок общеметодологической направленности / беседа
30-31 Направления и обряды буддизма Знать основные праздники и обряды буддизма.
Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.
Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме Урок рефлексии / беседа
32 Создание творческих работ Систематизация знаний Урок развивающего контроля / самостоятельная работа
33 Создание творческих работ Систематизация знаний Урок развивающего контроля / самостоятельная работа
34-35 Презентация творческих работ Систематизация знаний Урок развивающего контроля /
4. Лист коррекции по предмету «Основы религиозных культур народов России»
Уроки, которые требуют коррекции Уроки, содержащие коррекцию Утверждено зам. директора
Дата, класс № урока по КТП Тема урока Причина коррекции Дата Форма коррекции
Варианты:
Объединение тем ( указать с какой, № урока); домашнее изучение с последующей контрольной работой; организация он-лайн урока; другое