Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Море бывает разным» для детей старшего дошкольного возраста


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 122
Конспект
интегрированной НОД
по ознакомлению с окружающим миром: «Море бывает разным»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Широких Надежда Николаевна
Конспект
интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим миром: «Море бывает разным»
Цели и задачи:
развивать способность всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления природы замечать их изменения;
развивать способность сравнивать цвета окружающих предметов;
развивать детское творчество, формировать умение самостоятельно определять содержание и настроение рисунков;
научить использовать цвет, линию в творческих работах.
Оборудование: краски и кисти, листы бумаги и ватман.
Музыкальный ряд: фрагменты композиций Н. Римского-Корсакова на тему моря (оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко»).
Зрительный ряд: репродукции картин. И, Айвазовского, К. Моне, В. Ван Гога и других, изображающих море в разную погоду.
Ход занятия
Воспитатель: Жил на свете капитан, у него был волшебный корабль. Цвет парусов этого корабля менялся в зависимости от цвета моря. На море спокойно – паруса одного цвета, нахмурилось - другого, разразился шторм – и снова цвет изменился. А каким бывает море?
Дети: Грозным, спокойным, суровым, добрым и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду паруса на волшебном корабле были голубыми, желтыми, серыми, черными?
Дети: В ясную погоду голубыми и т.д.
Воспитатель: Давайте попробуем под музыку передать движение волн сцепленными руками. Звучит фрагмент композиции Н. Римского-
Корсакова оперы «Сказка о царе Салтане». Дети изображают руками волны моря.
Воспитатель: Какое море может посылать на берег такие волны?
Дети: Шумное, грозное, страшное, бурное, рычащее, могучее …
Воспитатель: Попробуйте найти такое же море на картинах. По каким признакам вы определили, что оно именно такое?
Рассматривание репродукций картин.
Дети: Море темное, корабль наклонился и т. д.
Воспитатель: Теперь послушаем еще один фрагмент и изобразим волны. Звучит фрагмент вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дети изображают руками волны спокойного моря.
Воспитатель: А теперь попробуйте найти такое же море на репродукциях картинах. Какое оно?
Рассматривание репродукций картин.
Дети: Спокойное, тихое …
Воспитатель: Посмотрите остальные картины. Какое море на них? Как художники передают это состояние моря?
Рассматривание репродукций картин.
Дети: описывают увиденное на репродукциях картин.
Воспитатель: мы с вами поговорили о море, а теперь поговорим о его обитателях. Кто в нем живет?
Дети: Рыбы, дельфины, крабы, осьминоги….
Воспитатель: Изобразите, как будут вести себя рыбки в бушующем море во время шторма.
Дети изображают посредством движений взволнованных рыбок, прячутся «под коряги», бегают по залу.
Воспитатель: Но вот шторм утих, море опять стало спокойным. Что делают рыбки?
Дети изображают рыбок, плавающих в спокойном море.
Воспитатель: Молодцы, присядьте на свои места и давайте поиграем в интересную игру. В морях и океанах живут осьминоги. Это такие морские животные, которые имеют несколько щупальцев. Сейчас на время наши пальчики превратятся в щупальца, а кисти рук станут осьминогами. Итак, сказка начинается….
Игра «Осьминог».
Осьминог Правая рука всего боится. Путешествуя по морю, он по очереди осторожно передвигает своими щупальцами-пальцами и не подозревает о том, что навстречу ему движется осьминог Левая рука. Заметили друг друга и замерли, испугались. А потом началась суматоха. Оба бегают, сталкиваются, суетятся. Наконец остановились, подумали и решили: «Пойдем дальше вместе!
Воспитатель: Умное решение!
Дети пальцами рук показывают движения осьминогов. (Упражнение можно повторить дважды).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами совершили увлекательное путешествие по морю. А теперь нарисуем осьминожек живущих в море. Для этого возьмите карандаш, обведите свои ладошки, раскрасьте их и вырежьте. У вас получатся осьминожки.
Воспитатель выполняет показ выполнения работы. Напоминает правила пользования красками, кистью и ножницами.
Воспитатель оценивает работы. На ватмане размещаются работы детей в спокойном и бушующем море.