Консультация для педагогов по работе с семьями воспитанников

Работа воспитателя с семьей ребенка с целью этического воспитания.


Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов.
Большую роль в процессе этического воспитания школьников играют диалоги. Диалоги между ребенком и родителями способствуют налаживанию живого человеческого общения. Очень правильно опираться во время диалога на художественные образы. Познавая внутренний мир человека через художественный образ, ребенок начинает оценивать и себя и свои мысли, поступки, отношения с детьми. Анализируя вместе с ребенком прочитанное, родители помогают ему разобраться в поступках героя, оценивать других и критически относиться к себе. Например, показать ребенку значение ответственного отношения к дружбе. Попробовать разобрать историю двух друзей из рассказа Н. Носова «Огурцы»:
- Какое настроение было у ребят? Почему?
- Что понял наш герой после разговора с мамой?
- Страдал ли он от своего поступка?
- Что дал ему разговор со сторожем?
Основные выводы, к которым должен прийти ребенок:
- нельзя слушать дурные советы,
- поддаваться уговорам даже друзей,
- жить надо своим умом и по совести.
Желательно с ребенком вывести следующие простые правила дружбы:
- будь вежлив и спокоен со своими друзьями,
- не забывай их благодарить, используя «волшебные слова»,
- здоровайся при встрече с ними и их родителями,
- не спорь с другом по пустякам, не ссорься,
- не ябиднячай, если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу, останови, если он занимается чем-то плохим,
- не обижай малышей, играй с ними, если они поссорились – помири их,
- не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит, помни: «Время и труд все перетрут».
Очень хорошо, если родители вместе с ребенком запишет ему в записную книжку правила друзей:
- Будь верным и надежным другом.
- Храни дружбу, не ссорься по мелочам.
- Не перекладывай свою работу на товарища.
- Помоги другу, если ему трудно.
- Порадуйся вместе с ним его успеху.
Общеизвестно, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». С ее помощью можно в доступной форме поведать детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как следует поступать в тех или иных случаях или жизненных ситуациях.
Особой популярностью на этапе начального школьного образования пользуются сказки А.С.Пушкина, В.И.Даля, Л.Н.Толстого.
Поведение сказочных героев вольно и невольно переносится детьми на ситуации, имеющие место в жизни, заставляет задуматься над своим поведением, выделить «этические добродетели», поняв и приняв их, сделать их своим достоянием.
Родителям можно предложить следующие тесты:
«По телевизору идет интересный фильм, но бабушка просит срочно сходить в магазин. Как ты поступишь?
- досмотрю фильм, потом схожу в магазин,
- схожу в магазин за покупками,
- узнаю, почему именно сейчас надо пойти в магазин, потом решу, как поступить,
- придумаю какую-нибудь отговорку.
Такие тесты, проводимые родителями с детьми, позволяют пересмотреть свое отношение к словам взрослых, их поступкам. Меняются и взгляды родителей на ребенка, который выступает в равной с ними роли.
Большим воспитательным потенциалом обладают этические беседы. Очень хорошо начинать беседу, опираясь на рассказ из собственной жизни, художественные произведения.
Родитель читает рассказ В.Драгунского «Тайное всегда становится явным». Перед родителем стоит задача объяснить ребенку, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда все равно будет известна, что солгавшему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность. Очень важно донести до ребенка, что особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Прочитав ребенку сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест». Родители в беседе с ребенком помогают понять ему, что труд на благо других людей заслуживает благодарности. Родителям необходимо помочь детям задуматься над тем, какая профессия способна заинтересовать его в будущем. Очень хорошо, если родители ознакомят детей с историей нашей страны того периода, когда труд считался делом чести. За доблестный труд, так же как за ратные подвиги, людей награждали орденами и медалями. Если в доме есть награды, то ребенку надо обязательно дать их посмотреть, подержать в руках. Например, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» награждались труженики тыла. Этой медалью награждались даже дети, которые работали на заводах и фабриках, заменяя ушедших на фронт взрослых. Родителям необходимо рассказывать детям о своей профессии. Обсуждая вопросы о выборе профессии, важно обратить внимание на то, что для них является определяющим при выборе будущей профессии (интерес, зарплата, престиж, польза для людей и т.д.).
Как правило, детям нравятся те праздники, в которых они принимают активное участие. Очень хорошо, если при обсуждении с ребёнком семейного праздника дать обязанность юной хозяйке или хозяину следить за тем, чтобы никто не скучал и все гости были включены в общи игры, веселье.
Очень хорошо, если родители вместе с детьми приготовят пригласительные билеты. Приглашать гостей следует заранее. Нетактично говорить: «Приходи, если хочешь», это может вызвать обиду. Лучше сказать: «Приходи обязательно, мы тебя ждём и будем рады». Вручение подарков – не всегда обязательное, но весьма желательная часть праздника. Надо научить ребёнка дарить друзьям те вещи, которые действительно их порадуют. Родители обязательно должны рассказать ребёнку, как надо принимать подарок. Принимая подарок, ребёнок должен поблагодарить своего друга, выразив радость по поводу удачного выбора. Нельзя проявлять неудовольствие или разочарование. Прочитав ребенку рассказ С.Лежнёвой «Как Вовка праздновал день рождения», попросите ребёнка выбрать тот вариант, какой кажется ему самым справедливым.
Собираясь в гости на день рождения, надо одеться нарядно, можно сделать особую причёску, подчёркивая уважение к событию, к хозяевам праздника.
Так же можно предложить родителям широко использовать в беседе с детьми пословицы:
«Вежливость открывает все двери»,
«Ничего не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»,
«В чужом доме не будь приметен, а будь приветлив»,
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Предложить родителям обсудить с ребёнком различные ситуации:
А) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Спросите у ребенка, какие ошибки допустил мальчик.
Б) Одна девочка жаловалась возмущённо маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовёт меня Галька. – А ты как его зовёшь? – А я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: « Эй, ты! ».
Общение родителей с детьми строится на принципах сотрудничества, умении слышать и слушать своего ребёнка. Необходимо напоминать родителям о том, что в детские годы закладывается человеческий корень. Моральное лицо подростка, а потом и взрослого человека зависит от того, как он воспитывался в детстве, что было заложено в его душу и сердце с рождения до 10-11 лет.