Музейная педагогика как интерактивная технология воспитания. Выступление на августовском педагогическом совете. О.В. Попова. г. Таштагол Кемеровской обл.

Музейная педагогика как интерактивная технология воспитания

Выступление на августовском педагогическом совете
О.В. Попова
г. Таштагол Кемеровской обл., 2014 г.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «от того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны». Одним из основных направлений развития общего образования было определено обновление образовательных стандартов. В 2010-2011 учебном году началось внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессио-нального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. Стандарт определил личностные результаты освоения основной образовательной программы, отражающие
«1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».
Один из возможных удачных путей достижения этих результатов – создание творческих объединений обучающихся, клубов, обществ, музеев. Актуальное значение в связи с этим приобретает музейная педагогика, способствующая гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формированию у них исторического мышления, музейной культуры, развитию исследовательских и творческих начал, в целях приобщения обучающихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели культуры и искусства и другие граждане – оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.
Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности. Особая роль в этом принадлежит школьному музею, который позволяет обучающемуся закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют три принципиально важных фактора. Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта. В-третьих, ученики приобретают практический опыт поисковика, исследователя, лектора-экскурсовода, оформителя, активно включаются в работу. Музейно-педагогическая технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности обучающихся.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем;
- позиция ученика-активиста музейной работы, принимающего участие в поисковой, исследовательской, оформительской деятельности.

Структура модели музейной педагогики в составе дидактической системы школы
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной
позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Направления деятельности школьного музея:
Поисково-исследовательская, собирательская деятельность.
Учет и условия сохранности фондов школьного музея.
Экскурсионная и просветительская работа (экскурсии, уроки, лекции, беседы, встречи с интересными людьми).
Обучение лекторской группы.
Оформление материалов поиска в альбомах, выставках, схемах и др.
Участие в конкурсах различного уровня.

Поисково-исследовательская, собирательская деятельность
Это направление даёт возможность обучающимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Исследовательская деятельность обучающихся, как средство музейной педагогики направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Исследовательская деятельность обучающихся широко практикуется в работе школьных музеев.


Учет и условия сохранности фондов музея
В соответствии с данным направлением обучающиеся получают возможность ознакомиться с принципами систематизации экспонатов музея, правилами учёта и хранения экспонатов. Принимая участие в описании экспонатов, обучающиеся получают полное представление о музейном фонде, приучаются к аккуратности в ведении документации, учатся заботиться о сохранности экспонатов.
Экскурсионная и просветительская работа
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Школьный музей – это прежде всего лекционно-выставочный центр, где не только проводятся тематические экскурсии, но и используются разнообразные формы массовой и учебно-воспитательной работы: проведение уроков по экспозиции, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн современности, выдающимися деятелями науки, культуры, искусства и спорта, устраиваются беседы за круглым столом, организуется работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Обучение лекторской группы
Работа в музее развивает у обучающихся коммуникативные навыки, умение держаться на публике, расширяет их кругозор. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством педагога. К проведению экскурсии существуют специальные требования:
- экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
- содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
- экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу обучающихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить обучающихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
Оформительская деятельность
Одна из задач школьного музея – сохранение материальной культуры и документов, рассказывающих об исторических событиях нашей Родины, региона, школы. Эта работа осуществляется через оформление материалов поиска в альбомах, схемах, компьютерных презентациях, выставках и др. Особое место в работе музея занимает подготовка экспозиции. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому к работе над музейной экспозицией привлекается большой коллектив учителей и обучающихся. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
Участие в конкурсах различного уровня
Одним из наиболее значимых личностных результатов освоения образовательной программы ФГОС определяет овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Это предполагает умение позиционировать себя и свою деятельность в обществе, навыки цивилизованной конкурентной борьбы, мотивацию на постоянное самосовершенствование. Решать подобные задачи помогает участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсах.
Формы и методы работы.
Вовлечение обучающихся в музейную работу основано на личностно-деятельностном подходе к ребёнку, педагогике сотрудничества, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации.
В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе и внеурочной деятельности, обогащение содержания работы новыми формами, основанными на исторически сложившихся принципах:
- интерактивность, поскольку человек воспринимает только то, что делает;
- комплексность – включение всех типов восприятия;
-программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, брошюр, журналов, составление видеофильмов и компьютерных презентаций, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
В школе создаётся особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Чрезвычайно эффективными становятся семейные проекты. Люди разных поколений одной семьи вовлекаются в проектную деятельность, становятся реальными участниками образовательного процесса.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Участие педагогических работников в работе школьного музея влечёт за собой постоянное развитие и самосовершенствование и самих педагогов. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.


Список литературы

Национальная инициатива «Наша новая школа» М.: Просвещение, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2009.
Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. VI. СПб., 2000.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая
научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев.
М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




Заголовок 415