Выступление психолога на педагогическом совете:Эффективное взаимодействие педагогов в решении вопросов обучения и воспитания группы риска.


Эффективное взаимодействие педагогов в решении вопросов обучения и воспитания группы риска.
Предлагаю сегодняшний педсовет провести в активной форме. В процессе подготовки участники были распределены на группы:
Группа педагогов начального звена.
Группа педагогов среднего звена – 5-7 класс.
Группа старшего звена – 8-9 класс.
Позвольте начать нашу работу с притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Каждый из вас ежедневно сталкивается с детьми, которых мы привычно называем отстающими, прогуливающими уроки, «плохими». Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшняя наша встреча будет посвящена обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми.
Воспитанники "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психиатр, администрация, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель, учитель. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психиатр.
Количество воспитанников группы риска МБОУ Ес(к)ш-и за 5 лет. За период с 2010 г. по 2014 г. мы наблюдаем небольшое колебание количества трудных подростков, т.е. самое большое количество 13 детей (2010, 2012) и в текущем учебном году всего 9 воспитанников, состоящих на пед. учете и контроле.
В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие проблемы воспитанников группы риска:
проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми; 
сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; 
негативный образ "Я", неадекватная самооценка; 
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; 
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; 
переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию; 
трудности в обучении; 
отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях; 
отсутствие чувства безопасности
Нам сегодня всем вместе необходимо выделить проблемы, существующие именно в нашей школе-интернате и найти способы эффективного взаимодействия в решении вопросов обучения и воспитания детей группы риска.
Первым этапом будет упражнение "Мой ученик-воспитанник" . (5 минут)Инструкция: участникам каждой группы нарисовать образ любимого ученика , а затем проблемного, используя различные средства выразительности. Каждая группа зачитывает, а мои помощники записывают на доске. Затем зачитываю получившееся, закрыли глаза и теперь нарисовали образ этих детей.
Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога? 
Итак, на первом этапе мы нарисовали образ трудного воспитанника, т.е. это тот ребенок, с которым возникают те или иные проблемы.
Вторым этапом будет следующее упражнение "Проблема".  (5 минут)
Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении и воспитании детей «группы риска» в тех классах, группах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер “один”. Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер “два”, и так далее до пятой карточки.
Каждая группа зачитывает, а мои помощники записывают на доске, наиболее значимые проблемы.
Сейчас мы видим портрет воспитанника «группы риска» и обозначили основные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваемся. Давайте, подумаем, какими качествами должен обладать педагог, работающий с проблемным ребенком. (каждая группа записывает и зачитывает)
А теперь предлагаю интересный тест, связанный с умением решать проблемы «Стратегии решения проблем».
Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения: 
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы. 
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим. 
Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. 
Заключительным этапом нашей встречи, найти все возможные пути решения проблем воспитанников «группы риска».(наиболее значимые записываем на доске)
Раннее выявление детей группы риска;
Единые требования к детям: педагоги должны находиться в тесном сотрудничестве как друг с другом, так и с детьми;
Авторитарно-демократический стиль воспитания «Я — командующий» или«Равный среди равных»  ;
Изучение психолого-педагогических особенностей детей с умственной отсталостью;
Своевременное медикаментозное лечение.
Наметив основные пути решения обозначенных проблем, можно сделать вывод, что организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне и совместно, только тогда она будет эффективна.
Хочется закончить эту часть разговора несколькими добрыми советами для всех нас:
Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
Будьте терпеливы!
Внушайте каждому веру в свои силы.
Учитесь создавать ситуацию успеха.
Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
Просмотр видео-притча.

1 группа
Педагоги начального звена
(1-4 класс)

2 группа
Педагоги среднего звена
(5-7 класс)

3 группа
Педагоги старшего
звена
(8-9 класс)

Администрация