Методический материал для родительского лектория на тему ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ


Методическая разработка для родительского лектория
«Основы выявления и профилактики психологического неблагополучия и жестокого обращения с детьми в семье»
Выполнила:
Учитель начальных классо МАОУ
СОШ № 67 г. Тюмени
Кудрявцева Лариса АлександровнаСОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы выявления и профилактики психологического неблагополучия и жестокого обращения……………………………………..7
Стадии развития стресса и классификация стрессов у детей………..7
1.2 Факторы вызывающие стресс у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………...10
1.3 Профилактика детских суицидов……………………………………..13
2. Диагностика и практическая помощь детям в ситуациях детского неблагополучия………………………………………………………………..18
2.1 Диагностика детского неблагополучия………………………………18
2.2 Диагностика жестокого обращения…………………………………..19
2.3 Практическая помощь при выявлении детского неблагополучия….21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы ………………………………………..27
Введение
За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики неблагополучия, жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Неблагополучие в семье, жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Степень изученности темы:
По вопросу раннего выявления детского неблагополучия, профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми выпущено много книг зарубежных и отечественных авторов таких, как, Антонян Ю.М. «Жестокость в нашей жизни», Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. «Психологические последствия жестокого обращения с детьми», Мельниченко С.А. «Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям».
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических работ в области исследования проблемы жестокого обращения с детьми. При этом они могут быть очень полезны при решении вполне конкретных ситуаций, предотвращения проблемы насилия.
Объектом данной работы являются психологические аспекты раннего выявления детского неблагополучия, профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми.
Предмет можно определить как психологические аспекты предотвращения жестокого обращения с детьми.
Цель данной работы является выявление основных аспектов раннего обнаружения детского неблагополучия, профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
- Рассмотреть стадии развития стресса и классификацию стрессов у детей;
- Обозначить факторы вызывающие стресс у детей младшего школьного возраста;
- Рассмотреть фактор стресса и неблагоприятной обстановки в семье;
- Описать основные моменты предупреждения проблемы раннего выявления детского неблагополучия, профилактики детских суицидов и жестокого обращения с детьми.
- Проследить профилактику проблемы неблагополучия в семье и жестокого обращения с детьми.
Глава 1. Теоретические основы выявления и профилактики психологического неблагополучия и жестокого обращения
Стадии развития стресса и классификация стрессов у детей
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин «школьный стресс». Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде «Стресс без дистресса». Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья [1].
Наука делит стрессы на:
- эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
-физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).
Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода,
жажды, физические перегрузки.
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные
проблемы, ссоры и т. п.).
Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.
Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:
- реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
- сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость)
- истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть. [3]
Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических. [3] Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к
эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.
Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д.
В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.
Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание ) Сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами. Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между
пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.
Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении. Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это
повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным. Как же определить состояние стресса у младшего школьника? Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения. Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку. Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека. Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную забоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс. [5]
Факторы вызвающие стресс у детей младшего школьного возраста
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). [2]
Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса.
Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:
1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
3. Негативная оценка со стороны учителя.
4. Участие в соревнованиях.
5. Ссоры с одноклассниками.
6. Переход в другой класс или другую школу.
7. Контрольная или тестовая работа.
8. Сообщение дома о плохой отметке.
9. Выход к доске или любое публичное выступление.
10. Опоздание в школу.
11. Конфликтное общение с учителем.
12. Пропуск уроков по болезни.
13. Боязнь быть отстающим. [2]
Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие.
Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ. Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости. Одним из условий социального закаливания ребёнка педагогу могут быть проговаривание возможных конфликтные ситуации, осуществление рефлексии проблемных, конфликтных ситуаций, этические беседы, формирование позитивного эмоционального отношения к одноклассникам, организация сотрудничества.[4]
Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие. Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс «конца года», который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы. Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса? Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка.
Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное - поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.[6]
Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его. Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и
проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.[5]
1.3. Профилактика детских суицидов
Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный
внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации. Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения. [4]
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
- несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
- потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
- препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
- несчастная любовь;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с серьёзными заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- боязнь наказания или позора;
- самоосуждение за неблаговидный поступок,
- стремление связанное с желанием привлечь к себе внимание.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
- несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных. [6]
Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет. Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д. Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов.
Детский суицид всегда можно предотвратить. Главное вовремя заметить изменения, которые проходят с ребенком. Никто не может решиться умереть за считанные минуты. Как правило, это спланированные и продуманные действия. Каждый малыш пытается привлечь внимание родителей, но проблемы ребенка остаются не замеченными. А после наступает трагедия и виноватых искать поздно. Иногда все может исправиться лишь одним разговором. [5]
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Для профилактики детского суицида в школах должны проводиться различные мероприятия:
- создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
- разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
- проведение диагностики суицидального поведения.
- индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, её восприятия и наказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
- оценка риска самоубийства.
- оповещение соответствующих учреждений психического здоровья.
- оповещение родителей.
Предотвращение детского суицида в руках взрослых, которые должны быть внимательными, добрыми, заботливыми и неравнодушными.
Глава 2. Диагностика и практическая помощь детям в ситуациях детского
Неблагополучия
2.1. Диагностика детского неблагополучия
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе классного руководителя. Пьянство, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей. [7]
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, классным руководителем, составляется социально-педагогическая характеристика детей. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников чаще всего используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Ежедневно работала с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению. По этим критериям также выявляются признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
-утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержку роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
-чрезмерную потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей должна проводиться работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность школы и класса. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
2.2. Диагностика жестокого обращения
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Формы жестокого обращения рассмотрены в Семейном кодексе и предполагают наказания от уголовной ответственности до лишения родительских прав.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
- Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
- Отсутствие заботы Невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, эксплуатация ребенка непосильным трудом. [8]
Признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:
- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
- следы сексуального насилия;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спального места, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними.
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.
Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе выполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
- информировать правоохранительные органы – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
- направлять информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых находится ребенок.
- принимать срочные меры по оказанию помощи ребенку.
2.3. Практическая помощь при выявлении детского неблагополучия
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей должна проводиться работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность школы и класса. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьями:
Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;
Готовность соопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.
Направления и формы работы с неблагополучными семьями:
Диагностика семейного неблагополучия:
- наблюдения специалистов;
- анкетирование детей и родителей;
- тесты;
- интервью узких специалистов;
- мини-консилиумы;
- тренинги;
- анализ документов;
- анализ продуктов детского творчества;
- заявки семьи на оказание помощи;
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ развития, успеваемости.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
- консультации специалистов;
- семейная терапия;
- индивидуальные беседы;
- индивидуальный социальный патронаж семей;
- психотерапия;
- родительские собрания.
3. Групповая работа с родителями из неблагополучных семей:
-группы риска;
-спортивные группы;
-тренинговые группы;
-консультирование;
-семейные вечера.
4. Профилактика семейного неблагополучия.
- родительский всеобуч;
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- семинары для учителей и родителей;
- лектории для подростков;
- устройство на работу;
- летний лагерь;
- дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. [6]
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями:
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен
объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи- только отношения к ребенку. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
- семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей;
- семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;
- семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
Беседа с родителями ребенка из неблагополучной семьи:
Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники);
Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании;
Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины);
Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания);
Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают). [3]
Заключение
В заключении выделим меры по борьбе с неблагополучием в семье, с детскими стрессами, жестоким обращением в отношении детей. Необходимо создать разнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти "горячие линии" обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей. Важным "инструментом" является использование различных средств массовой информации.
Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению детского неблагополучия в семье, стрессов, суицидов, жестокого обращения с детьми. Можно опубликовывать специальные статьи по данным проблемам, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей. Эти проблемы с детьми представляют собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем.
Проблемы с неблагополучием в семье, с детскими стрессами, жестоким обращением в отношении детей является огромной задачей. Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опыт неблагополучия в семье, детских стрессов, жестокого обращения в отношении детей часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.
Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
Список использованной литературы
Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,1997;
Антонян Ю.М. «Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995;
Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999;
Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001;
Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,1997;
Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997;
Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,1993;
Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994