Рабочая программа по основам православной культуры с авторскими изменениями с учётом православной культуры города Смоленска. 4 класс.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол № от
Приказ №
от









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

для 4 класса начального общего образования

КОРНЕЕВОЙ ЛАРИСЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
учителя первой квалификационной категории













2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк «Просвещение», 2012.

Исходя из учебного плана школы на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе отведено 1 час в неделю, 34 часа.


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.








Задачи учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»:
знакомить обучающихся с основами православной культуры;
формировать понимание смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формировать знания о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
приобщать обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям российского народа, развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формировать у обучающихся ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на уровне начального общего образования;
расширять образовательный и мировоззренческий кругозор обучающихся, повышать общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине;
обобщать у обучающихся знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися на уровне начального общего образования;
развивать потребность обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей обучающихся, а также наличием универсальных учебный действий, сформированных у обучающихся при изучении курса изобразительного искусства, музыки и литературного чтения.
Вопросы культурных традиций решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов.

Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
2. Поисковая деятельность.
3. Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, конкурсов)

Формы работы:
Заочные экскурсии;
Просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и выполнением заданий;
Рассказ учащегося, группы учащихся, сопровождающийся видеорядом;
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, с текстом, подготовленным учителем, самими учащимися, чтение и выполнение заданий.
Выполнение тестовых работ.
Создание презентаций,
Создание творческих практических работ.
Проектная деятельность учащихся

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
составление словаря терминов и понятий,
составление галереи образов,
использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса носят творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Название разделов и тем
Количество часов для изучения
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Формы контроля

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1 ч.
Россия – наша Родина.
На уроке проводится мысль,
что при явном различии наших
взглядов на мир, мы – народ
России – едины. У нас общий
язык, культура, история,
территория, государство,
и главное – сходные
нравственные основы.


Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
28 ч.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Обучающиеся знакомятся с основателем Православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни православных людей, их нравственные семейные и общественные ценности, обязанности.


Духовные традиции многонационального народа России
5 ч.
Блок 3 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовкуy° и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта, учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов, все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».







3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС

№ п/п
Наименование раздела, блока
Количество часов
Резерв


Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1




Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
28
3


Духовные традиции многонационального народа России
5



Итого
34
3










4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы православной культуры»
на 2016 – 2017 учебный год
для 4 класса
(34ч в год, 1ч в неделю)

п\п
Тема урока
Домашнее задание
Дата
Корректи
ровка КТП
Дополнительная информация с учетом специфики предмета

I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1)

1


Россия – наша Родина
Нарисовать как ты представляешь свою Родину.




II Основы православной культуры (28)

2
Культура и религия
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




3
Человек и Бог в православии
Написать на лепестках ромашки: что нам даёт Бог




4
Православная молитва
Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»




5
Библия и Евангелие
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




6
Проповедь Христа
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




7
Христос и его крест
Нарисуй православный крест, объясни каждую из составляющих его частей.




8
Пасха
Подготовить сообщение «Праздник Пасхи в моей семье»




9
Православное учение о человеке
Нарисовать иллюстрацию




10
Совесть и раскаяние
Записать пословицы о совести




11
Заповеди
Сделать книжку- малышку «Заповеди»




12
Милосердие и сострадание
Нарисовать дерево добрых дел.




13
Золотое правило этики
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




14
Храмы Смоленска XII века
Нарисуйте храм.




15
Рождество Христово
Нарисовать дары волхвов




16
Икона. Одигитрия Смоленская, Смоленские святые на иконах.





17
Творческие работы учащихся





18
Как христианство пришло на Русь
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




19
Подвиг
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




20
Заповеди блаженства
Сделать книжку- малышку
«Заповеди блаженства»




21
Зачем творить добро?
Записать однокоренные слова «добро»




22
Чудо в жизни православного христианина
Нарисовать вербу и на пушинках записать однокоренные слова «вера».




23
Православие о Божием суде
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




24
Церковные Таинства
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




25
Таинство Причастия





26
Монастыри Смоленска.
Подготовить рассказ об одном монастыре Смоленска.




27
Отношение православного христианина к природе
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




28
Православная христианская семья
Записать какие семейные ценности родители считают главными в своей жизни.




29
Православный христианин в труде
Нарисовать дерево добрых дел.




III Духовные традиции многонационального народа России (5)

30
Защита Отечества
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




31
Любовь и уважение к Отечеству.
Подготовь
вопросы по содержанию
статьи.




32
Экскурсия «Святыни кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы г. Смоленска»
Оформить список святынь Успенского собора.




33
Презентация творческих проектов





34
Защита творческих проектов и подведение итогов






5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностные результаты:

Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
Умение контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
Как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты:
Развитие познавательной активности младшего школьника в гуманитарной сфере;
Развитие уважения к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
Умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе;
Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
Умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский Ледовое побоище);
9. Умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
10. Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
11. Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
12. Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности
13. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.




Предметные результаты:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Освоение основ светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о православной этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


















15