Статья на тему Технологии работы с семьями группы риска в общеобразовательной организации


Лепёшкина Е.Ю.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
Технологии работы с семьями группы риска в условиях общеобразовательной организации
Для начала XXI века, по данным российских социологов, одной из характерных тенденций развития социума является рост семейного неблагополучия. В последние годы экономический кризис лишь усугубляет материальное состояние большого количества семей, нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, воспитательный потенциал семьи снижается из-за достаточно низкой педагогической культуры [1].
Сложившаяся социальная ситуация ставит перед педагогической наукой задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи и поддержки. Возникает правомерный вопрос: «Какую же семью можно квалифицировать, как семью группы риска?». Семьи группы риска по своему социальному статусу неодинаковы:
неблагополучные семьи (аморальные, педагогически некомпетентные, семьи с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманов, а также криминогенные семьи);
многодетные семьи;
малообеспеченные;
семьи, где есть опекаемые и приемные дети;
неполные семьи;
семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
семьи, находящиеся в стадии развода или после развода;
семьи беженцев или мигрантов.
В большинстве случаев семьи группы риска характеризуются недоверием, подозрительностью, отрицанием всего, импульсивностью, быстрой возбуждаемостью, постоянной нуждой в чем-то, взволнованностью, недостатком знаний и умений, непрактичностью, несостоятельностью, состоянием озлобленности с припадками жестокости [3].
Можно выделить несколько стадий развития семейного неблагополучия. Первая стадия включает в себя незначительное проявление тех или иных проблем. Вторая стадия развития неблагополучия включает в себя социальные и иные противоречия в семье, в результате которых обостряются взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружением до критического уровня. И, наконец, третья стадия – потеря всяких жизненных перспектив, инертное отношение родителей к собственной судьбе и судьбе своих детей [1].
Выявление семьи, которая нуждается в помощи и социальной поддержки, должно происходит как можно раньше. За 10 лет проживания в неблагополучной семье ребенок приобретает огромный опыт асоциального поведения, может психологически сломаться. Ребенка из неблагополучной семьи можно определить по внешнему виду, одежде, манере общения, набору нецензурных выражений, неуравновешенности его психики, которая выражается в неадекватных реакциях, озлобленности, агрессивности, замкнутости, отсутствии интереса к обучению и любому виду деятельности. Поведение ребенка не только говорит о его проблемах, но и взывает о помощи и поддержке. Но, часто, вместо помощи окружение ребенка реагирует на него разрывом отношений, отторжением, угнетением или подавлением его [2].
Актуальной социальной психолого-педагогической проблемой является предупреждение и коррекция семейной дезорганизации. На основании всех факторов в МБОУ СОШ № 5 применяются такие формы работы с семьей, которые помогают родителям в выполнении ими воспитательных функций, привлекают внимание родителей к ребенку.
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, обучающихся в образовательной организации, составляется социальный паспорт школы, выявляются социально-бытовые условия проживания обучающихся, состав их семей, уровень образования родителей, их профессии и возраст. Эти данные позволяют спрогнозировать дальнейший ход работы и стратегию взаимодействия с семьей. Взаимодействие с семьей приобретает алгоритмизированный характер с выделенными этапами работы: 1) установление контакта с членами семьи; 2) выявление существа семейных проблем и причин их возникновения; 3) определение плана мероприятий с семьей, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, медицинских учреждений и учреждений социальной защиты населения; 4) реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных оказать помощь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; 5) патронаж семьи, при необходимости.
В работе с семьей группы риска педагоги школы используют как традиционные формы работы, так и инновационные. К традиционным формам работы относятся наблюдение, беседа, патронирование семьи, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Классными руководителями проводится работа, направленная на повышение педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность образовательной организации, участию в культурно-массовых мероприятиях, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей.
В целях профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей классные руководители используют проектные методы. Рассмотрим подробнее один из проектов начальной школы «Здоровье». Цель проекта - коррекция семейной дезорганизации через внедрение здоровьесберегающих технологий в семейное воспитание. В рамках проекта происходит привлечение семей группы риска к активным занятиям физической культурой и спортом.
Формирование физкультурно-оздоровительного климата в семье начинается с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания. Классный руководитель совместно со специалистами школы помогают родителям организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для этого для родителей проводятся лектории, семинары и практические занятия. Для семей разрабатываются памятки и практические рекомендации. Цель данной работы доказать, что родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Основной этап проекта – совместное участие детей и взрослых в спортивных мероприятиях в рамках проекта «Здоровье» («День здоровья», поход в лес на лыжах, катание на коньках, семейные спортивные праздники). В рамках проекта проводится разъяснительная работа с младшими школьниками о важности систематических занятий физическими упражнениями, воспитание у них привычки самостоятельно играть, бегать, кататься на лыжах, совершать прогулки на свежем воздухе, выполнять утреннюю гимнастику.
Положительным результатом реализации проекта стала положительная динамика активности родителей в обсуждении педагогических вопросов, а также положительные изменения в семейном и физическом воспитании ребенка. Благодаря спортивно-оздоровительной работе формируется новая позитивная стратегия и тактика поведения в семейных отношениях.
Организация взаимодействия с семьей – работа очень сложная, не имеющая готовых рецептов. Успех этой работы определяется инициативой, интуицией, и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Семья и школа два воспитательных феномена, два основных института социализации личности, в каждый из которых дает ребенку тот или иной социальный опыт, но только лишь в гармонии друг с другом они способны создать наиболее оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Список литературы
1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / Беличева С.А. – М.: Редакционно - издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110с.
2. Буянов Н.Г. Ребенок из неблагополучной семьи / Буянов Н.Г. – М.: Академия, 2010. – 156 с.
3. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Шульга Т.И. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.