Методические рекомендации в работе с семьями группы риска


Работа социального педагога реабилитационного центра с семьями группы риска методом «точечного» воздействия.


Неблагополучие ребенка в семье прямо связано с семейным неблагополучием. Можно дать такое определение семейному неблагополучию: нарушение в структуре и функциях семьи, которое отрицательно отражаясь на процессе усвоения несовершеннолетним социального опыта, способствует развитию его антиобщественного поведения (в том числе и преступного).

Факторы социализации детей в неблагополучной семье





Факторы – побудители
Неблагополучия семьи

Факторы – нейтрализаторы
Неблагополучия семьи



- алкоголизм родителей; - ресурсы общества (социальная
- наркотизация родителей; политика);
- криминогенность семьи; - ресурсы социального окружения;
- безработица; - система внутрисемейной
- бедность; поддержки;
- развод; - индивидуальные ресурсы членов
- смерть; семьи;
- судимость; - педагогическая грамотность
- насилие над детьми и т.п. родителей;
- насилие над
Социализация детей




Приведенная модель факторов нейтрализации семейного неблагополучия можно описать более содержательно. Так, социальная политика применительно к семьям риска, должна строится адресно и дифференцированно, с учетом происхождения неблагополучия. Семья асоциальной ориентации (алкогольные, наркозависимые, криминогенные) следует подвергать моральному давлению через формирование негативно направленного общественного мнения, а также использовать методы силового убеждения с привлечением правовых институтов общества.


Семьи с социально обусловленными проблемами, напротив, нуждаются в государственной поддержке и помощи.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как правило, страдают дефицитом нравственно-духовных ценностей, что и приводит к проблемам в социализации. Дети не дополучают духовного воспитания и, как итог, не знают, как поступать правильно в той или иной ситуации. Восполнение такой информации играет огромную роль в социализации детей. Ребенок, имеющий нравственный стержень, всегда будет иметь внутренние ресурсы для преодоления проблем, а также будет иметь возможность стать полноценным, социально-ориентированным членом общества.
Работаю социальным педагогом в реабилитационном центре для несовершеннолетних уже 6 год, и самым трудным в своей работе, считаю работу с социально – опасными семьями. Затрудняет нашу работу - местожительство проблемных семей, это сельская местность: большая территория обслуживания, а также удаленность, труднодоступность (особенно в зимнее время) и т. д. Специалисты нашего центра работают на территории Корочанского района, в котором расположены 21 крупных сельских поселений. Согласитесь, объем работы большой, поэтому мы составили базу данных социально – опасных семей, так за 2 квартал 2015 года выявили 17 социально – опасных семей, где проживают 43 ребенка, 4 семьи на ранней стадии неблагополучия. Составили график социальных патронажей этих семей, только за этот год совершено 103 выезда.
Профилактическая и коррекционная работа с неблагополучной семьей – важнейшая составляющая социального возрождения ребенка, нормализации процесса его дальнейшего индивидуального и социального развития. И тогда, важным моментом реабилитационной работы является привлечение всех сил, с целью поддержать ребенка и перевести ситуацию в семье на социально – приемлемый уровень. В данном случае и нужна активная и продуктивная работа с семьей ребенка: найти главную и очень ценную для семьи точку воздействия:
- любовь и привязанность к ребенку (желательно взаимная);
- гордость за успехи ребенка в учебе, поведении и т. д.;
- и вдруг раскрытые таланты их ребенка: хорошо поет, рисует, танцует, предъявить грамоты, полученные в конкурсах учреждения);
- семейные ценности: фронтовые, трудовые подвиги старших членов семьи.
Семья и ее окружение – это первая точка воздействия.
Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.
Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично относится к рекомендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.
Поэтому, второй точкой воздействия на социально – опасную семью (через ребенка) - это школа.
Задача педагогического коллектива:
- поддерживать у ребенка веру в свои силы, а так же умению преодолевать неуверенность в себе, используя сильные стороны характера (индивидуальные беседы, поручать ответственные поручения, привлекать в мероприятия учреждения);
- научить навыкам позитивного общения со сверстниками;
- сформировать навыки культурного поведения
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.
Школа должна стать организатором жизни детей из социально – опасных семей не только в стенах учебно – воспитательного учреждения, но и за ее пределами. Ведь социализация человека – это многогранный процесс установления его связей с миром, что предполагает социальное познание, социальное общение, освоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей, активное преобразование самого человека, его разностороннее и гармоничное развитие. Школа становится центром гражданского образования и воспитания, что необходимо сегодня.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны. Прежде всего, это кризисные явления в социально – экономической сфере, они ведут к снижению жизненного уровня, безработице, ухудшают условия жизни и содержания детей.
В целях профилактики семейного неблагополучия, есть третья точка воздействия по улучшению ситуации в семье – это администрации сельских поселений, на территории которых и проживают проблемные семьи.
Уже на ранней стадии, специалисты сельской администрации выявляют неблагополучные семьи, контролируют их, а также выявляют несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке. В администрации собраны данные на такие семьи, проводят профилактическую работу по предотвращению неблагополучия в семье, детской безнадзорности и беспризорности. Специалисты нашего реабилитационного центра для несовершеннолетних поддерживают тесную связь, обмениваясь информацией по семьям и детям группы риска, проводят совместные социальные патронажи, консультируют членов семей по вопросам преодоления трудной жизненной ситуации, администрация сельского поселения оказывает:
- помощь в трудоустройстве членов семей;
- оказывают материальную помощь многодетным, малоимущим, неполным семьям (в школах организовано для таких детей бесплатное питание, ежемесячно семьям выделяется продуктовый набор);
- направляют ходатайство в районную поликлинику о лечении родителей от алкоголизма, наркомании;
- ходатайствуют перед органами социальной защиты об изъятии из семьи детей, где есть угроза их жизни, направляют в наш центр, где специалисты центра проводят реабилитационную работу с детьми, а так же коррекционно – развивающие занятия;
- социальные патронажи семей с привлечением органов опеки, КДН и ЗП, участковым уполномоченным, специалистами центра;
Одна из технологий социальной педагогики –это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации(листовки, объявления, приглашение, анкетирование).
Очень эффективная точка воздействия на неблагополучную семью – это контроль семьи участковым ОУУП на данной территории, который регулярно навещает семьи, часто совместно с инспекторами ПДН ОМВД России. Участковый составляет протокол в отношении недобросовестных родителей, предусмотренный ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (штрафы, постановка на учет, как социально – опасную семью в КДН). Если в семье нет изменений в лучшую сторону, то участковый обращается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (заседания и рассмотрение неблагополучных семей на КДН и ЗП - это и есть самая продуктивная точка воздействия на семью), где рассматривается эта семья и принимаются уже кардинальные меры к недобросовестным родителям: штрафы, направление на лечение от алкоголизма и наркомании, изымают детей из таких семей и помещают в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, если ребенку от 3 лет до 18, если меньшего возраста, то направляют в Дом малютки города Белгорода.




Специалисты органов внутренних дел, которые работают по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, сотрудничают с органами опеки и попечительства, со специалистами нашего реабилитационного центра, совершая экстренные выезды в неблагополучные семьи, участвуют в заседаниях КДН, осуществляют регулярный обмен информацией. Это позволяет своевременно выявить неблагополучные семьи, регулировать ход реабилитационной работы.


Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно не было, педагогам целесообразно использовать как прямой, так и опосредованный путь воздействия. В том и другом случае решается ряд задач, направленных на то, чтобы:
1. помочь семье в оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения;
2. вызвать желание изменить сложившиеся взаимоотношения, показать пути и способы изменения общения в семье;
3. совместно с членами семьи определить перспективы положительного семейного общения, имея в виду привлекательность и значимость семейного общения для подростка.
В зависимости от типа семьи используются различные формы и методы работы, ведется комплексное воздействие школы и общественности на родителей.
Педагогически несостоятельные семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Такие семьи в целях коррекции характера и содержания общения включаются в общую систему педагогического всеобуча. Но как показали практика и непосредственная работа с этими семьями, общих рекомендаций таким семьям бывает недостаточно. Для таких семей более приемлемой формой является педагогическая консультация, которую для них в определенные дни проводят педагоги школы, социально-психологическая служба. В данном случае важно ликвидировать барьер недоверия, разрушить убеждения родителей, что их незнания будут неправильно поняты и использованы учителем против них и их детей. Педагогические консультации для родителей проводят наиболее авторитетные учителя школы. Беседа проходит в доброжелательной форме. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, как по инициативе школы, так и по инициативе родителей. Родителям во время консультации предоставляется возможность не только рассказать о затруднениях в воспитании детей, совместно проанализировать ситуацию, но и получить совет, конкретные рекомендации.
Практика показала, что педагогическая консультация - интересная и эффективная форма работы с семьями педагогически запущенных подростков.
Однако таких родителей необходимо вовлекать и в активную общественную деятельность. В качестве первой ступеньки педагогического роста родителей могут стать разовые поручения, диапазон их может быть довольно широким: от непосредственной помощи в материальной базы школы до организации и проведения для ребят каких-либо мероприятий (экскурсий, походов в музей и т.д.). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую входит ребенок. Часть родителей привлекаются в качестве руководителей кружков, секций.
Результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантными поведением зависит от умелого сочетания как прямого, так и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического всеобуча и просвещения, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков; через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.




















Задачи:
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;
выявление неблагополучных семей;
выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;
профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;
создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;
правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;
профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка