Мастер-класс — одна из эффективных форм взаимодействия с родителями.


Не секрет, наверное, что работа с родителями для многих педагогов является проблемным местом.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять отработанные на коррекционных занятиях навыки в непосредственном общении со своим чадом.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если педагог и родители, имея общую цель, будут действовать согласованно. На практике же бывает очень сложно эффективно организовать работу с родителями. Опыт показывает, что часть родителей не знают, чем дети занимаются на логопедических занятиях, для чего нужны занятия с логопедом. Некоторые родители крайне негативно относятся к тому, что их дети зачислены на логопедический пункт, объясняя это словами: «С нами никто так не занимался и ничего, выросли!». Кроме того, современным мамам и папам часто бывает трудно найти время для посещения школы, для общения с педагогом, особенно, если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной, кропотливой работе по преодолению речевых нарушений.
В интересной, на мой взгляд, форме (в форме мастер-класса) можно проводить консультации для родителей. На примере такой формы взаимодействия с родителями я покажу, как можно их научить выполнять артикуляционную гимнастику дома.
Для этого я предлагаю некоторым родителям прийти на занятие вместе со своими детьми. Чтобы родитель осознал важность предстоящей деятельности, я делаю следующее вступление: «Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе».
После этого переходим к практической части.
Сначала родители, знакомятся со строением речевого аппарата. Для этого предлагаю сесть к зеркалу рассмотреть органы:
- Покажите язык, наш язык состоит из 3 частей: передней – кончика языка, средней – спинки языка и задней - корня языка.
- А теперь покажите зубы, зубы подразделяются на верхние и нижние, а также на резцы и коренные зубы.
- Поднимите язык вверх за верхние резцы, нащупайте языком бугорки - это альвеолы.
- Переместите язык дальше альвеол по верху рта – это твердое небо.
- А если продвинуться языком еще глубже, то можно нащупать мягкую ткань – это мягкое небо.
- Откройте рот шире, и вы увидите, что мягкое небо заканчивается маленьким отростком, который называется – язычок.
- Поднимите язык как можно выше, и вы увидите, что наш язык прикреплен к нижней части рта жилкой, которая называется подъязычная складка или связка, а еще у нас есть щеки правая и левая, губы верхняя и нижняя.
Теперь я предлагаю вам вместе с вашим ребенком подписать органы на схеме артикуляционного аппарата. Эту схему вы заберете домой и будите к ней обращаться, если забудете, как какой орган называется.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

- Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики, а поможет нам в этом сказка «У бабушки с дедушкой».
- Выполняйте движения вместе со мной. А теперь мама попробуйте сами, со своим ребенком, рассказать сказку дальше.
- Очень хорошо, теперь думаю, у вас не возникнет никаких затруднений, как проводить такую зарядку дома, но в заключении хочу дать вам рекомендации, которые будут опорой, как лучше выполнять гимнастику в домашних условиях.

Таким образом, при такой форме взаимодействия возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между педагогом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов в коррекционной работе.
Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом, способны довести, сдвинутое с места логопедом дело, до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через любовь и игру!
15