Разъяснительная работа с воспитателями и родителями при наборе детей в группы компенсирующей направленности


Разъяснительная работа с воспитателями
и родителями при наборе детей в группы компенсирующей направленности
Дети в массовом детском саду должны успешно овладеть всеми разделами программы дошкольного образования. Однако дети, имеющие нарушения в речевом развитии, испытывают значительные трудности в усвоении программы. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определения образовательных маршрутов. В ходе данной работы ежегодно в детском саду учитель-логопед проводит обследование воспитанников средних, старших групп.
Для обеспечения более объективной оценки уровня общего и речевого развития ребенка, важным является сотрудничество учителя-логопеда с педагогами группы. Воспитатели расширяют представления о ребенке и его речевых проявлениях в различных видах деятельности, что помогает логопеду получить более полную информацию и поставить точный диагноз. Результаты обследования доводятся до сведения педагогов группы. Особое внимание уделяется детям с тяжёлыми нарушениями речи, нуждающимся в коррекционной помощи в условиях группы компенсирующего назначения.
Решение о направлении детей на МПМПК принимается на психолого-медико- педагогическом консилиуме ДОУ.
В процессе подготовки к консилиуму педагогу-воспитателю дошкольного учреждения предлагается провести обследование детей с нарушениями речи и заполнить педагогическую характеристику, где должно быть отражено:
как долго ребенок посещает данный детский сад, как часто, охотно ли ходит детский сад, как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками);
достаточно ли он овладел навыками самообслуживания;
как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях, какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;
как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;
особенности усвоения ребенком разделов образовательной программы детского сада, сформированность умений и навыков;
какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;
что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у воспитателя.
Данная характеристика и результаты педагогического обследования заслушиваются на консилиуме. Специалисты службы ППМС сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог) также подготавливают заключения по результатам обследований. Принимается коллегиальное решение о направлении ребёнка на МПМПК с целью определения необходимости посещения логопедической группы.
После решения консилиума о направлении воспитанника на МПМПК, назначается встреча с родителями, в ходе которой выясняется: видят ли родители речевые трудности своего ребёнка, какие, когда заметили эти трудности, какое отношение к речевым трудностям у родителей, у ребёнка, обращались ли раннее к логопеду. Далее логопед знакомит родителей с итогами логопедического обследования, раскрывая все стороны речевого нарушения у ребенка. Информирует о необходимости коррекции речевого дефекта в условиях специальной группы, знакомит с решением ППМС- консилиума ДОУ о направлении ребенка на МПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута и возможности посещения логопедической группы.
Наиболее важным на данном этапе является факт принятия родителями решения о посещении МПМПК. Во многом это зависит от того, насколько подготовлены родители к данному решению. Специалисту необходимо раскрыть все положительные стороны данного решения (возможность оказания ребенку полноценной профессиональной коррекционной помощи, более полной подготовки к школьному обучению и предупреждение возможных ошибок при обучении чтению, письму и т.д.). Вместе с тем, следует предупредить родителей о возможных последствиях отказа от посещения ПМПК и указать на негативные последствия.
В случае согласия родители пишут заявление на имя председателя МПМПК, с просьбой провести обследование ребенка на муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии и проходят медицинский осмотр специалистов. Отказ родителей от направления ребенка на МПМПК должен быть зафиксирован документально.