Проект взаимодействия дошкольной группы и начальной школы МКОУ «Цент образования Акимо – Ильинский» в условиях реализации ФГОС ДО И ФГОС ОО.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Центр образования Акимо-Ильинский»
301623, Тульская область, Узловский район, с. Ильинка, ул. Центральная, д. 39Тел. (48731) 93430
E-mail: iljinkaschool5@mail.ruhttp://5.uzl-school.ru/ОГРН 1027101484080, ИНН/КПП 7117010268/711701001

Проект взаимодействия дошкольной группы и начальной школы
МКОУ «Цент образования Акимо – Ильинский»
в условиях реализации ФГОС ДО И ФГОС ОО.
Работу выполнила
старший воспитатель дошкольной группы
должность
МКОУ «ЦО Акимо – Ильинский»

Пименова Т. Н.
с. Ильинкка, Узловского р-на2015
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников дошкольной группы и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности дошкольной группы и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из дошкольной группы в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в дошкольной группе и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей дошкольной группы перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
- привлечь учеников начальной школы в наставничестве над дошкольниками в процессе реализации основной общеобразовательной программы по всем образовательным областям.
- интеграция по возможности восприятия мероприятий – развлечений и познавательного характера ООД дошкольников с начальной школой.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Литература:
Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное. 2014 г.
Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. 3 книги (сентябрь - ноябрь; декабрь- февраль; март- май ) Н. Н. Гладышева, Е. В. Сидоренко; Издательство «Учитель» 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
6. .Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В.Скоро в школу. Ростов н/Д, 2005. 7. .Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
8. Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993.
9. Камолова Э.В. Проблемы взаимодействия педагога и психолога в детском саду и начальной школе: проблемы и перспективы. Воронеж,2003.
10. Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. М.,2002.
11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка в школе. М., 2001.
12. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. 1998. №4.
13. Рубина Е.Н. Психологические основы обучения дошкольников // Начальная школа.
Осуществление преемственности в работе и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование Начальное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты
(знания, умения, навыки).
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и дрМетапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного и школьного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольной группе представляет собой:
замену учебного блока на образовательные области
увеличение объёма совместной деятельности взрослого и детей
изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
изменение объёма и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной группы, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов на первом уровне дошкольного образования. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребёнка в дошкольной группе решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Дошкльника необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими первого уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
 
Формы осуществления взаимодействия:
Работа с детьми:
экскурсии по школе;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками дошкольной группы;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с педагогами:
совместные педагогические советы (дошкольной группы и школы);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов дошкольной группы и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинского работника закреплённого за дошкольной группой, психологов дошкольной группы и школы;
открытые показы образовательной деятельности в дошкольной группе и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения приглашённых психологов с ЦДИК.
Работа с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами дошкольной группы и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами дошкольной группы и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей в классах школы;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности или взаимодействия дошкольной группы и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
Мотивационная готовность детей к обучению в школе
Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
Приложение
План работы по взаимодействию дошкольной группы и начальной школы МКОУ « Центр образования Акимо – Ильинский» на 2015-2016 уч.г.
Стратегическая идея:
обеспечить высокий уровень развития личности;
Приоритетные направления для начальной школы:
формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;
Приоритетные направления для дошкольной группы:
раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в начальную школу;
Главная цель:
реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольной группы и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
Задачи дошкольной группы и школы
Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.
Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной подгруппе.
Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.
Широкое использование ИКТ в воспитатель- образовательном процессе.
План взаимодействия дошкольной группы и начальной школы на 2015-2016 учебный год.

п/п Мероприятия Сроки Ответственный
Методическая работа
1 - День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы Сентябрь Старший, воспитатель,
Зам. дир. по УВР,
Учителя начальных классов
2 Знакомство воспитателя дошкольной разновозрастной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. Сентябрь Старший воспитатель,
Зам. дир. по УВР
3 - Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа». Октябрь
ноябрь зам. дир. по УВР,
воспитатель,
учитель первоклассников
4 - Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год; январь-
май зам. директора по УВР,
учителя
5 -Праздник «Прощай Азбука»
- Составление списков будущих первоклассников Март-апрель-май зам. дир. по УВР, старший воспитатель, уч.нач.классов
6 Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в дошкольной группе и воспитателем дошкольной разновозрастной группы в школе уроков:
- во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей. Апрель
Завуч
Зам. дир. по УВР
Учителя нач. классов
Воспитатель, старший воспитатель
7 Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации. Январь Завуч
Зам. дир. по УВР
8 Вопросы преемственности физического воспитания в дошкольной группе и начальной школе. Декабрь Учитель физкультуры
9 Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г. Май Зам.дир. УВР
Работа с родителями
1 Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» январь Зам. директора по УВР, старший воспитатель

Зам. дир. по УВР
2 Консультации по итогам результатов педагогического мониторинга изучения индивидуального развития в подготовительной подгруппе Январь воспитатель
3 Готовность детей к школьному обучению. Апрель Психолог ЦДИК
4 Родительские собрания в подготовительных к школе подгруппе с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе подгруппы» Май Воспитатель
Работа с детьми
1 Экскурсия и участие старших дошкольников в школу на праздничную линейку. Сентябрь Зам. дир. по УВР Воспитатель
2 Экскурсии в школу:
Знакомство со спортивным залом;
Знакомство с созданием школы;
Знакомство с классами (кабинетами);
Знакомство с библиотекой. В течение года Зам. дир. по УВР Воспитатель
3 Взаимопосещение Новогодних утренников Декабрь Зам. дир. по УВР, завуч, старший воспитатель
4 Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» Февраль Воспитатель, учителя начальных классов

5 Выставка-обмен детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу» Декабрь
апрель Воспитатель,
уч. нач. классов
6 Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад» май Старший воспитатель, учителя, воспитатель,
Муз. руководитель