Выступление на педсовете на тему Организация работы по взаимодействию с социальными партнерами

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ (ВНЕШНИМИ ЭКСПЕРТАМИ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Е.Е. Кузяхметова, заместитель директора
по учебной работе ГПОУ ТО «Болоховский
машиностроительный техникум»
(отделение в г. Киреевск)

Современные условия развития различных сфер деятельности, будь это социокультура или рыночная экономика, изменяют требования, предъявляемые к профессиональному образованию. В настоящее время выросла потребность в молодых высококвалифицированных кадрах, обладающих высоким профессионализмом и способных легко адаптироваться в условиях производства, анализировать условия и принимать ответственные решения, владеть информационными технологиями и т.д. Особенностью современного профессионального образования стало его органическая включенность в структуру экономики, ориентация на постоянные изменения между спросом и предложением. Это требует новых подходов к организации взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями и социальными партнерами.
Одним из направлений взаимодействия с социальными партнерами должно стать их активное вовлечение в образовательный процесс:
- организация учебных и производственных практик;
- проведение конкурсов и олимпиад профессионального мастерства с привлечением ведущих специалистов и экспертов предприятий;
- разработка содержания и рецензирование учебно-методических комплексов, программ (дисциплин, междисциплинарных курсов, практик и т.д.) и дипломных (курсовых) проектов;
- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения;
- совместное участие в фестивалях, конкурсах, выставках;
- мониторинг качества образовательных услуг: маркетинговые исследования, исследования конкурентноспособности образовательного учреждения.
Развитие системы социального партнерства отрывает дополнительные возможности: обеспечивает учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов и упрощает доступ к информации о состоянии рынка труда. В этих условиях могут расшириться возможности для организации всех видов практик и трудоустройства выпускников, прохождение краткосрочных подготовок преподавателей и мастеров производственного обучения и их ознакомление с новыми типами оборудования и технологическими процессами. Так же возможно:
- упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых программ, отвечающих требованиям работодателей;
- инициирование новых совместных проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного учреждения.
Социальное партнерство следует рассматривать как процесс – динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов. Основные направления развития, цели и задачи социального партнерства зависят от уровня согласованности и возможностей субъектов, а так же от конкретной социально-экономической ситуации в регионе.
Взаимодействие социальных партнеров можно представить следующей схемой:


















Схема 1. Взаимодействие родителей, работодателей и образовательного учреждения

Эффективно функционировать социальное партнерство может только при системном подходе к его организации, сформированности соответствующего инструментария и отношения доверия. Эти отношения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов социального партнерства, отлаженных механизмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудничества.
Результатом системного взаимодействия могут стать:
- разработка модульно-компетентных подходов, учебно-методических комплектов и т.п. для внедрения в вариативную часть образовательных программ;
- организация и создание выносных образовательных пространств (учебно-производственных полигонов, стажировочных площадок и др.) с привлечением обучающихся в качестве непосредственных участников по их созданию и организации;
- производство и реализация продукции путем установления деловых контактов с профильными предприятиями и создание на их территории учебных цехов (полигонов);
- увеличение количества набора обучающихся – определение, создание и поиск ключевых работодателей по уже существующим и планируемым к открытию специальностям под работодателя.
В условиях модернизации образования и комплексного обновления всех сфер образовательной деятельности ведущей целью повышения качества профессионального образования стала необходимость внедрения инновационных технологий. Это диктуется введением соответствующих профессиональных стандартов в различные отрасли экономики. Следовательно, учет возможностей проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов с требованиями социальных партнеров (работодателей, экспертов, родителей, обучающихся и т.п.) становиться обязательной необходимостью.


Библиография:
Артемьев И.А. Механизм социального партнерства в мониторинге качества профессионального образования/ Научные исследования в образовании. 2010. № 10, с.3-6.
Скменова О.А. Модель взаимодействия с внешними экспертами (социальными партнерами) в рамках реализации ФГОС/ Научные исследования в образовании. 2013. № 4, с.24-29.
Суворова Е.В. Социальные партнеры в профессиональном образовании/ Научные исследования в образовании. 2008. № 12, с.46-48.






Целевой (социальный) заказ

Молодой специалист (выпускник)

Социальный партнер

Родительское сообщество

Обучающийся Педагогическое
сообщество


Профессиональное образовательное учреждение



15