ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин»
242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул. Брянская, д.57, тел. 8 (48-352)2-40-72
 






Авторы: Творческая группа педагогов МБДОУ «Дельфин»

Трубчевск 2015 г.

Проект: «Золотой сентябрь » .Авторы: Творческая группа педагогов МБДОУ «Дельфин»:
Заведующий Е.В.Бырдина, учитель-логопед Ермакова Л.С., воспитатель Перевозчикова Л.С., воспитатель Кулагина М.Г., воспитатель Елистратова Н.В.
Данный материал может быть полезен воспитателям, руководителям ДОУ и рассчитан на средний и старший дошкольный возраст.
Вид проекта: Открытый, коллективный, краткосрочный, информационно-творческий .Срок реализации: 1 месяц.
Участники проекта: Воспитанники средних, старших и подготовительных групп МБДОУ «Дельфин», воспитатели средних , старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, семьи воспитанников, администрация МБДОУ.
Цель:
Расширять и систематизировать познания детей о первом осеннем месяце, создать условия для развития воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе работы над проектом.
Задачи:
углублять представления детей об изменениях в природе в сентябре;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлекать внимание к окружающим природным объектам;
развивать умение созидать красоту окружающего природного мира, контраста его красок и форм, экологическую культуру дошкольников.
развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук;
обогащать словарный запас дошкольников;
побуждать к поисковой деятельности;
способствовать индивидуальному самовыражению детей и родителей в процессе продуктивной творческой деятельности;
воспитывать нравственные и духовные чувства, экологическую культуру дошкольников во время его общения с природой.
Актуальность проекта:
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Мир природы — не может не тронуть человека любознательного, открытого к красивому. Наша задача - помочь ребёнку — дошкольнику открыть мир окружающей природы.
Любой проект — это плод раздумий и поисков увлекательных форм совместной деятельности взрослых и малышей.
В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические
чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки.
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о содействии с ней.
Сентябрь — это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно увлекательного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверняка, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети — мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумать что - нибудь увлекательное и замысловатое — ведь у нас еле-еле хватает сил на работу и домашние заботы. А для малыша осень приносит столько расчудесного и необычного.
Планируемые результаты :В ходе реализации проекта:
- Успешно проведена организованная образовательная деятельность.
- Организованы экскурсии в парк, на огород.
- Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»
- Совместно с детьми и родителями изготовлены поделки из природного материала, нарисованы рисунки, собраны фотографии любимого города.
- Организована выставка и проведён смотр - конкурс поделок из природного материала
- Подготовлена с родителями презентация «Ласковый сентябрь».
В ходе проектирования дети:
- много знают о первом осеннем месяце. его признаках и дарах;
- проявляют познавательные способности;
- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- готовы к индивидуальному самовыражению;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- совершенствуют мелкую моторику рук.
Стратегия реализации проекта:
1 этап: «Рождение проблемы»
Беседа воспитателя с детьми на тему: «Сентябрь – первый месяц осени».
Примерные вопросы:
Что вы знаете про первый месяц осени? Чтобы вы хотели узнать о погоде, птицах, животных, растениях, лекарственных травах, дарах, праздниках сентября?
Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Постановка проблемы:  Каким бывает сентябрь? Что он нам приносит?
2 этап «Мероприятия и события»
Разделы работы Основное содержание
Организованная Образовательная деятельность Рисование: «Букет цветов» (с натуры), «Здравствуй, сентябрь» (по мокрому), «Осеннее дерево под ветром и дождем», «Фруктовая сказка», «Натюрморт из овощей».
Лепка: « Цветы сентября» (пластилинография), «Витаминная корзина».
Аппликация: «Береза» (с элементами лепки).
Ознакомление с окружающим миром: «День Знаний», «17 сентября – День освобождения Брянщины от немецко-фашистких захватчиков»,
Конструктивно-модельная деятельность: «Астры», «Подсолнухи».
Коммуникация: Рассказывание по картине «В школу».
Пересказ «Грибы» В.Катаев.
Составление описательных рассказов о ранней осени .Совместная деятельность
Коммуникативная
деятельность.
Беседы: « Прогулка в сентябре»
«Краски сентября»
«Подарки осени»
«День дошкольного работника»
«Зачем собирают урожай и пересаживают растения?»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
«Нет трудов, нет и плодов»
«18 сентября - 1040 лет любимому городу Трубчевску».
«Скажи овощам и фруктам спасибо»
«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?
«Грибное царство»
Составление сказки «куда лето спряталось»
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
«Чего не стало?»
«Подскажи словечко»
«Скажи наоборот»
«Четвертый лишний»
«Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)
«Скажи со словом «осенний»
«Лето или осень?» (игра с мячом)
«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)
«Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев)
«Съедобно – несъедобно» (с мячом)
«Послушай, запомни, повтори»
«Поезд полезных продуктов»
«Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)
«Вершки и корешки»
«Съедобные – ядовитые грибы»
«Грибные блюда»
«Кому что?»
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)
«Собери картинку»
«Составь предложение»
«Собираем фрукты» (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»)
«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)
Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес»; Магазин «Овощи и фрукты»,
  «Семья – школа – магазин»; «Ярмарка»; «Мы – хлеборобы»; «Семья – летние заготовки»
Пальчиковые игры " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", «Компот», «Тесто»
Инсценировка «Лесной зонтик», «Урожай»
Кукольный театр «Осенний листок»
Драматизация народной сказки «Колосок»
Моделирование ситуации «Расскажем мышатам о подарках осени»
Познавательно-
исследовательская
деятельность Целевые прогулки в парк. Наблюдение за осенними явлениями.
Наблюдение за осенним дождем. Сравнение его с летним
Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицами
Наблюдения за продолжительностью светового дня
Наблюдение за деревьями на участке детского сада
Наблюдение за сбором грибов родителями в лесу
Экскурсия на огород и в сад
Экскурсия в магазин в «овощной и фруктовый» отдел (воспитание уважения к труду продавца, бережное отношение к дарам природы)
Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей и фруктов
Самообслуживание и элементы бытового труда Помощь воспитателю в уборке урожая на огороде. Участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома с родителями.
Сбор веточек и составление из них геометрических фигур
Составление из опавших листьев на асфальте узора
Изготовление соленого теста
Сбор листьев для коллажа и гербария
Изготовление альбома о дарах осени
Совместно с родителями изготовление поделок из природного материала
Совместно с родителями приготовление витаминного салата
Изготовление атрибутов к подвижным играм.
Полив цветников на участке.
Сбор природного материала.
Ознакомление с искусством оригами, икебаны.
Наблюдение за работой дворника, уход за цветами на участках, сбор семян цветов.
Изобразительная деятельность Аппликация: «Грибы наших лесов», «Здравствуй, город Трубчевск мой любимый» , «Витаминная корзина»
Рисование: «Я рисую музыку сентября» « Пейзаж ранней осени», «Осенняя  береза», «Консервируем на зиму», Рисование природы нашего края.
Лепка: (из солёного теста), «Ветка рябины», «Лисички в траве»,
  " Угощение для крота" (овощи и фрукты)
Коллаж из осенних листьев
Изготовление приглашений родителям на осенний праздник.
Рисование вместе с родителями «Мой любимый воспитатель»
Рисование вместе с родителями «Красота Божьего мира»
Музыкальная Разучивание песни «Ах, какая осень»
Слушание «Звуки леса»
Танец с осенними листьями
Танец с зонтиками (девочки)
Сценка «Урожай»
Разучивание танца грибочков (мальчики)
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собираем урожай»
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение: А.Барто «В школу»
К.Бальмонта «Сентябрь»
К.Ушинский «Осень»
И. Соколов  - Микитов «Листопадничек»
Даль «Война грибов с ягодами»
Я.Тайц «Грибы»
М.Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
Коркин B. Что растет на нашей грядке?
Трутнева E. Урожай, урожай!
Маршак С. Синьор Помидор.
Аким Я.Яблонька.
Токмакова И. Яблонька.
В.Сутеев «Мешок яблок»
К. Ушинский «История одной яблоньки»
Рассказывание сказок «Каравай», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».
Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб».
Загадки о грибах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов), грибов.
Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).
Загадки о фруктах и овощах.
Разучивание примет и поговорок о ранней осени.
Двигательная Подвижные игры:
«Собираем урожай»
«Огород у нас в порядке» 
« Кто скорее соберет»«Автомобили на уборке урожая»
«Пирог»
«Кто быстее всех найдет свой калач»
«Назвался груздем, полезай в кузовок»
«Грибы и грибники»
«Осенний наряд»
«Осенние бусы»
Конструирование из различных материалов Конструктивно-модельная деятельность: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполлино» (мелкий строитель), «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами), «Золотая осень» (природный материал)
Работа с трафаретами и шаблонами
Работа с родителями:
1. Выставка поделок из природного материала.  
2. Участие в конкурсе детских рисунков «Я рисую музыку сентября», «Мой любимый воспитатель», «Красота Божьего мира»
3. Оформление наглядной информации «Ласковый сентябрь».
4. Сбор природного материала.
5. Оформление папки с рекомендациями «Читаем вместе с детьми»
6.. Оформление папки – передвижки «Люби и знай наш город Трубчевск»
7. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
8.Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес, парк, музей, библиотеку.
9. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для драматизации сказки.
10. Консультация «Одежда детей для прогулок в сентябре».
11. Помощь родителей в оформлении картотеки «Грибы», «Овощи, фрукты и ягоды».
12. Участие родителей в посадке кустарников на участке детского сада.
13. Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени.
14.Рекомендации по рассматриванию картин художников об осени.
15.Участие в конкурсе «Витаминный салат»
3 этап: «Заключительный (подведение итогов)».
Выставка совместного творчества поделок из природного материала детей и родителей на тему: «Чудесные превращения», рисунков «Мой любимый воспитатель», «Красота Божьего мира».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- приметы, пословицы, поговорки первого осеннего месяца;
Дети стали более самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют творческие игры, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом, делали поделки, рисовали, украшали группы и участки.




















Приложение к проекту:
Положение о конкурсе  поделок 
из природного материала  
1. Общие положения 
1.1. Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения конкурса поделок из природного материала в МБДОУ детский сад «Дельфин» (далее Конкурс). 
1.2. Конкурс проводится с целью совместной деятельности ребёнка и его родителей, развития художественно-эстетического вкуса, формирование ручных навыков, развития фантазии и воображения. 
1.3. Подготовка и проведение Конкурса осуществляется МБДОУ Детский сад «Дельфин» 
2. Условия участия в конкурсе 
2.1. В конкурсе принимают участие семьи детей от пяти до семи лет. 
2.2. Конкурс проходит в Детском саду с 05 по 30. сентября 2015 года. 
2.3. Родители с детьми сами определяют поделку, технику исполнения: на плоскости или в виде малой скульптурной формы, природный материал. 
3. Порядок организации и проведения конкурса. 
3.1. Свои работы родители приносят в свою возрастную группу  
3.2. Воспитатели в приемной группы оформляют выставку работ. 
3.3. Требования к оформлению работы: 
Оформление подписи работы: 
1. Название работы. 
2. Фамилия семьи (например, семья Ивановых) 
3. Название группы. 
3.4. Оценка работы: 
Выполнение условий Конкурса. 
·        Эстетичность оформления работы, а также выполнение требований к оформлению. 
·        Оригинальность выполнения и передачи образа в работе. 
·        Проявление творчества детей и родителей. 
·        Работа воспитателей с родителями (количество поделок)
 
4. Подведение итогов. 
4.1. Итоги Конкурса проводятся жюри МБДОУ Детский сад «Дельфин» 

4.2. Победители награждаются грамотами или благодарственными письмами. Жюри имеет право выбрать другие номинации и награждение участников. 
4.3. Лучшие работы, по окончании конкурса, будут выставлены на выставке работ (фойе детского сада). 
Состав комиссии: 
1. Председатель: заведующая МБДОУ  Бырдина Е.В.
2. Секретарь: старший воспитатель Цыганкова  В.В. 
3. Музыкальный руководитель Авдеева Е.И.
4.Председатель профкома Скачко Л.В.
5.Кладовщик Гречихина Н.И.
Критерии оценки конкурса поделок из природного материала
 
Показатели смотра-конкурса баллы Урсул
Средняя АБанная
Средняя БКузьмина
Средняя ВСтаршая АСоболева Старшая БПеревозчикова Подг.АМазневаПодг.БЛеонова
Выполнение условий Конкурса Эстетичность оформления работы, а также выполнение
требований к оформлению. Оригинальность выполнения и
передачи образа в работе
Использование новых инновационных технологий, материалов Проявление творчества детей и
родителей Работа воспитателей с
родителями (количество поделок) ИТОГО:  
Протокол
заседания конкурсной комиссии по итогам конкурса детско-родительских поделок
из природного материала
 № 1                                                                                                                         09.10.2015
 Состав комиссии:
1. Председатель: заведующая МБДОУ  Бырдина Е.В.
2. Секретарь: старший воспитатель Цыганкова  В.В. 
3. Музыкальный руководитель Авдеева Е.И.
4.Председатель профкома Скачко Л.В.
5.Кладовщик Гречихина Н.И.
Критерии оценки конкурса           
1.         Выполнение условий Конкурса
2.         Эстетичность оформления работы, а также выполнение требований к оформлению.
3.         Оригинальность выполнения и передачи образа в работе
4.         Использование новых инновационных технологий, материалов
5.         Проявление творчества детей и родителей        
6.         Работа воспитателей с родителями (количество поделок)
Решение комиссии: 1.Признать победителями конкурса:
Супер 1 место - семью Трубок Варвары /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
1 место – семью Борониной Миланы /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
1 место – семью Гуня Константина /воспитатели Банная О.Н., Елистратова Н.В./
1 место – семью Кашеварова Дениса /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
1 место – семью Белоногова Артёма /воспитатель Перевозчикова Л.С./
1 место – семью Савченко Даниила /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В./
1 место – семью Гапонова Димы /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
1 место – семью Ковалёвой Софии /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
1 место – семью Евсеевой Татьяны /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
1 место – семью Кисловского Даниила /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
1 место – семью Чинилиной Веры /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
1 место – семью Урсул Владислава /воспитатель Урсул И.Н./
2 место – семью Сулаева Димы /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
2 место – семью Фоминой Софии / воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
2 место – семью Потаповой Ксении /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
2 место – семью Сумина Кирилла /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
2 место – семью Степановой Полины /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
2 место – семью Овсянниковой Миланы /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
2 место – семью Шандрина Николая /воспитатель Перевозчикова Л.С./
2 место – семью Самусевой Даши /воспитатель Перевозчикова Л.С./
2 место – семью Трубициной Насти /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В./
2 место – семью Ряполова Дениса /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В./
2 место – семью Кулагиной Варвары /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В./
2 место – семью Шандриной Даши /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В./
2 место – семью Бырко Даши /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
2 место – семью Шандрина Даниила /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н/.
2 место – семью Пилипчатина Артёма /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
2 место – семью Милеевой Екатерины /воспитатели/ Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
2 место – семью Коростелёвой Арины /воспитатели /Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Зайцева Дмитрия /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
3 место – семью Склянного Игоря /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
3 место – семью Постевого Матвея /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
3 место – семью Рыжкиной Алёны /воспитатели Соболева Н.И., Кулагина М.Г./
3 место – семью Летушовой Златы /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Архипова Саши /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Изотовой Алёны /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Мартыновой Алёны /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Пресняковой Вики /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Андрюшиной Ани /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Милютина Тимофея /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Кузьминой Юлии воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П.
3 место – семью Кирюхиной Насти /воспитатели Кузьмина В.Д., Дудина Г.П./
3 место – семью Васина Ивана /воспитатель Перевозчикова Л.С./
3 место – семью Никитиной Екатерины /воспитатель Перевозчикова Л.С./
3 место – семью Игнатовой Татьяны /воспитатель Перевозчикова Л.С./
3 место – семью Шелоковой Эвелины /воспитатели Леонова Е.П., Леонова А.В/.
3 место – семью Пантюховой Сони /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
3 место – семью Солодковой Риты /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
3 место – семью Черепова Максима /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
3 место – семью Дороховой Валерии /воспитатели Киселёва Т.А., Урсул И.Н./
3 место – семью Гусаковой Александры /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
3 место – семью Бабакова Максима /воспитатели Мазнева В.П., Живодёрова И.Г./
3 место – семью Новикова Макара /воспитатели Банная О.Н., Елистратова Н.В./
3 место – семью Синегрибова Дениса /воспитатели Банная О.Н., Елистратова Н.В./
Признать победителем конкурса  по группам  (в командном зачёте):
1 место – Средняя группа «В» (18 баллов) Воспитатели : Кузьмина В.Д., Дудина Г.П.;
2 место  - Средняя группа «А» Воспитатели: Урсул И.Н., Киселёва Т.А., (9 баллов);
Подготовительная группа «А» Воспитатели: Мазнева В.П., Живодёрова И.Г. (8 баллов);
Старшая группа «А» Воспитатели: Соболева Н.И., Кулагина М.Г. (8 баллов);
 3 место -  Старшая группа «Б» Воспитатель: Перевозчикова Л.С. (6 баллов);
Подготовительная группа «Б» Воспитатели: Леонова Е.П., Леонова А.В. (6 баллов).
Председатель: заведующий МБДОУ Бырдина Е.В.
 Секретарь: старший воспитатель Цыганкова В.В.
Члены комиссии: 
 3. Музыкальный руководитель: Авдеева Е.И.
4.Председатель профкома: Скачко Л.В.
5.Кладовщик: Гречихина Н.И.
Прогулка « Осень в сентябре»
Подготовила и провела: Кулагина Марина Георгиевна. Сентябрь 2015 год.
Программное содержание: Продолжать учить детей воспринимать происходящее вокруг явления природы. Показать детям разнообразие красок сентября.
Закрепить понятие - «листопад»; название деревьев береза и клен.
Закрепить умение детей трудиться на участке осенью, умение работать в группах.
Обеспечить двигательную активность детей на прогулке, развивать речь детей, ловкость, быстроту, выносливость.
Поощрять взаимовыручку, самостоятельность.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться ее красотой.
Материал и оборудование: Корзинка с кленовыми, березовыми, дубовыми и рябиновыми листьями, вырезанные из цветной бумаги.
Выносной материал: ведерки, совки, обручи, мячи, машины, атрибуты для игры «Семья», «Шоферы»; три ведерка детских.Ход прогулки
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени.
Возьмитесь все за руки, закройте глаза и представьте себе, что мы с вами летим на белом, пушистом облаке, светит теплое солнышко, греет наши лица, улыбнитесь ему, откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
I.Наблюдение
- Ребята, вот мы и прилетели в гости к осени! Посмотрите, как у нее красиво. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень, называют желтой, золотой.
- А как называется первый месяц осени?
Воспитатель: Послушайте, какую загадку загадала нам осень.
- Падают с ветки
Золотые монетки
Дети: Листья.
Воспитатель: Молодцы! Давайте с вами вспомним, как падают листочки с дерева (одни падают быстро, другие медленно, третьи – кружатся в воздухе и плавно падают на землю).
- А вот когда подует сильный ветер, то много листьев с шуршанием летит на землю – это листопад.
Листопад, листопад
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат,
Скоро станет голый сад.
- Есть такая примета: если во время листопада листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой.
- Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев.
- Почему?
- Какого они цвета? Какого они размера? (большие и маленькие)
- Маленький листочек – это березовый листочек, а вот этот резной – это клен.
Воспитатель: Возьмите маленький березовый листочек. Сейчас мы сделаем ветерок и у нас получится листопад.
II. Подвижные игры
«Листопад»
Программное содержание: Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев, понятие листопад.
(Раздаю детям листочки из осеннего букета)
Воспитатель: Дует легкий осенний ветерок – у – у – у (тихо, листочки едва шелестят)
Подул сильный ветер: - у – у – у (громко) и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят (Дети, у которых желтые листочки, бегут к воспитателю, бросают листочки на землю, сами – приседают).(аналогично красные, зеленые)
«Такой листок лети ко мне»
(листья березы, клена, дуба, рябины) – раздаю детям.
Дети с листьями в руках ходят по участку, кружатся с ними.
«Такой листок лети ко мне» (дети, у кого в руках кленовые листья бегут к воспитателю)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поиграли, а теперь осень хочет, чтобы мы с вами потрудились, а она посмотрит, какие мы все трудолюбивые, дружные и умелые ребята.
III. Трудовая деятельность.
Девочки соберут листья, мы сделаем красивый букет и поставим его в группе и составим коллективную композицию «Первый осенний месяц».
Мальчики посмотрят на участке фантики, бумажки и соберут их в красное ведро.
IV. Самостоятельная деятельность.
(Игры с выносным материалом: ведерки, лопатки, обручи, машины, мячи, атрибуты для игр»Семья», «Шоферы»)
V. Индивидуальная работа.а) прыжки из обруча в обруч: с Миланой, Матвеем, Димой.
б) закрепить название геометрических фигур: с Кирой, Сашей, Настей.
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы!
- Осень очень благодарна, что мы прилетели к ней в гости, узнали о ней много интересного. В следующий раз она расскажет еще много нового о себе.
- Понравилась вам наша прогулка?
- Что вам больше всего запомнилось?
- В какие игры вы играли?
Спасибо вам за внимание и старание.