Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.

Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.
       В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
       Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.
        Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным.
         На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает) для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.
         На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.
         Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
         Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.
         В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, а развитие фонематического слуха, необходимое для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.
         Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:
        - на занятиях (включение задач сенсорного воспитания на занятиях, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);
         - в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).
       Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
      Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:
      - наглядность в обучении;
      - постепенность и последовательность обучения;
      - принцип подражания и принцип упражнений.
      В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф.Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
     Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
      Высоко ценила дидактическую игру Е.И.Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.
      В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались: Н. Поддьяков, Т.С.Комарова, Л. Журова, В.Аванесова.
Проведение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.
        Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик» (приложение 1), «Найди свою пару» (приложение 2) Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» у Никиты вызвала недоумение – «Почему же не катится кубик?» После обследования кубика он понял зависимость предмета от формы и уже кубик прокатить не пытался. В играх «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.
      Игры и упражнения на восприятие величины («Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Оденем кукол», «Пирамидки» (приложение 3)) мы проводили параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Когда дети научились действовать с помощью проб, тогда величины предметов учили сопоставлять зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не предворяя его действия словесной инструкцией. Только после того, как ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняли словом. Закрепляли умение соотносить предметы по величине в игре «Три медведя». Поставили детей перед проблемой – «Медведям стало тесно жить в одном домике, но расставаться они не хотят». Что же нам делать? И дети с большим энтузиазмом откликнулись на эту проблему. Они наперебой стали предлагать:
Диана – «давайте построим им большой домик»;
Оля – «давайте построим много больших домов».
Таня предложила построить каждому свой домик, пусть только живут в одном лесу.
      И закипела работа. Михаилу Ивановичу строится большой дом (из геометрических фигур: квадрат, треугольник; подбирают по размеру домов трубу и окно). Настасье Петровне – дом поменьше, а Мишутке – совсем маленький. Все дети работали с большим интересом, помогали друг другу, если что-то не получалось. Работали дети самостоятельно, мы же только наблюдали за ними. В конце игры мы устроили новоселье нашим медведям.
       Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводили с предметами резко различными по цвету, и дети осуществляли выбор по образцу. Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако мы заметили, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения («Оденем кукол», «Найди свою пару», «Подарим куклам бусы», «Найдем бантик к платью», «Разноцветные ленточки» (приложение 4), «Светофор») мы строили так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого он мог назвать цвет. Используя игру «Найди бантик к платью» , мы попросили детей нарядно одеть кукол, так как они сегодня собираются пойти в гости. У детей сразу появился интерес, так как дети сами любят наряжаться. Дети активно принялись выбирать наряд из предложенного материала. Мы обратили внимание на то, что дети берут платье и бантик, понравившиеся им, не обращая внимания на цвет. Тогда мы им предложили: «Ваши куклы будут наряднее, если вы подберете бантик такого же цвета, какого цвета платье». Видим, что дети задумались, стали смотреть на платье и искать глазками бантик нужного цвета, а взятый раньше бантик, не подходящий по цвету, откладывали в сторону. Мы пришли к выводу, что дети научились различать цвета, и теперь надо обращать внимание на употребление в речи слов, обозначающих цвет. В дальнейшем эта игра использовалась с усложнением – «Укрась платье и бантик». Усложнение шло через дидактические игры с увеличением количества цветовых оттенков.
В качестве средств сенсорного воспитания  у детей  младшего и среднего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).
Использую следующие виды дидактических игр:
Игры - забавы
Настольно – печатные
Словесные
Музыкальные
Обязательным элементом дидактических игр являются:
Познавательный вопрос, проблемная ситуация
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры  
Организация дидактических игр осуществляется мной в трех  основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.