Программа воспитания и социализации по развитию социально-активной личности Шаг в будущее (1-9 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №9»
г. Шумихи Курганской области
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол №
от « » 2013 года «Согласовано»
Заместитель директора по ВР____________
от « » 2013 года «Утверждаю»
Директор
__________________________
от « » 2013 года
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО - АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
«Шаг в будущее»
Возрастная категория: с 1 по 9 класс
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Низамова Г.А,
учитель начальных классов
МКОУ «Основная общеобразовательная школа №9»

г. Шумиха
2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма воспитания и социализации обучающихся « Шаг в будущее» составлена на основе Конвенции о правах ребенка, Федерального закона РФ «Об Образовании», Примерной программы воспитания и социализации, Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан РФ, методическими рекомендациями по разработке программ образовательных учреждений, Уставом ОУ Воспитание и социализация подрастающего поколения – проблема и является актуальной на государственном  и общественном уровне. А это значит, что задача социального становления личности ребенка является первостепенной для современного общества. Сегодня важно не только предоставление ребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опыта социального общения, повышения уровня культуры общения  детей и подростков друг с другом, развитие навыков сотрудничества  с  взрослыми,  формирование активной гражданской позиции в обществе и патриотизм  по отношению к государству, приобретение навыков владения современными информационными технологиями.
Целью воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Необходимость разработки программы связано с внедрением ФГОС, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожидания общества и требований государства в сфере образования. В современном обществе смысл и значение образования меняется. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию творческих способностей и ценностных установок личности обучающихся. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития и социализации личности обучающегося. Программа ориентирована на развитие творческой личности и предполагает повышение к познавательной деятельности, формирование способностей к эффективному и нестандартному мышлению, развитие личностных качеств обучающихся, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству.
Программа является комплексной, т.е. системно увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. А также долгосрочной, рассчитана на 3 года: с 2013 г. по 2016 г и распространяется на обучающихся с 1 по 9 класса.
Концептуальные основы деятельности программы
В работе «Методика воспитания коллектива» Сухомлинский В.А.писал: «Процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования воспитательной силы коллектива. А правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможна лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с  интересами других людей».
Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль - это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье - сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе - трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе - патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире - интерсоциальной, геосоциальной; в «Я» - сфере - учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др. Новая школа с новой системой обучения и воспитания предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.
Принципы, лежащие в основе концепции программы:
В первую очередь это демократические принципы: публичность, толерантность, общественность, открытость.
В частностипринцип открытости образовательной среды.
Важно, чтобы школьная образовательная среда была открытой для различных потребителей образовательных услуг. Открытость школы проявляется, прежде всего, во взаимодействии и взаимосвязи ее с окружающей средой. В силу взаимодействия школы с другими системами, создает особое «поле воздействия», в котором находится как обучающийся, так и другие участники образовательного процесса.

•Принцип гуманизации.
Данный принцип предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважения его прав и свобод, предъявление посильных и разумно сформулированных требований, создание условий для его самореализации.
Общеклассная работа и групповая сочетается с индивидуальной, при этом особое внимание уделяется развитию каждого ребенка.
•Принцип культуросообразности.
Он заключается в том, что идеи о базовой культуре личности, добровольности и реализме целей социализации являются основанием для разработки содержания воспитания, которое понимается не как всесторонне, а как разностороннее развитие личности в коллективной творческой деятельности всех участников воспитательного процесса.
•Принцип природосообразности.
Воспитание в соответствии с факторами естественного, природного развития ребёнка его здоровья, способностей, склонностей, интересов, задатков, индивидуальных особенностей восприятия, предполагает построение воспитания по групповым и индивидуальным маршрутам и планам.
•Принцип педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на становление и самоопределение ребенка как личности. Она представляет собой процесс совместного со школьниками определения его воспитательного маршрута, путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.
• Принцип выбора.
Предполагает свободу выбора содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого обучающегося, свободное развитие его способностей. Его основой является удовлетворение различных потребностей и интересов.
Цель программы: Формирование социально – активной личности, способной к успешной самореализации в обществе.
Задачи:Создать условия для социализации воспитанников в современном обществе посредством развития социального партнерства и привлечения родительской общественности к реализации программы.
Развивать лидерские качества посредствам проведения общешкольных мероприятий.
Обеспечить воспитанников технологиями, знаниями и умениями, необходимыми для участия в волонтерской деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем.
Обновить методы и формы работы с органами ученического самоуправления;
Предполагаемый результат
Критерии Показатели Методики изучения
Сформированностьнравственного потенциала 1. Уменьшение количества негативных проявлений в поведении обучающихся;
2. Освоение понятий «милосердие», «толерантность», «доброта», «взаимопомощь», «социальная солидарность», «семья», «патриотизм». - Диагностика уровня воспитанности.
- Сравнительный анализ результатов обученности по четвертям, учебным годам.
Активизация деятельности обучающихся
1. Увеличение количества участников детских объединений;
2. Разнообразие форм детских объединений (кружков, клубов);
3. Создание волонтерского отряда;
4. Личностный рост участников объединений и школьного самоуправления; - Тренинги по развитию коммуникативных навыков.
-Проведение акций, мероприятий, игровых упражнений.
-Диагностика «Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся».
- Диагностика работы детских объединений;
-Анализ реализации плана работы отряда волонтеров.
Сформированность лидерских качеств 1. Количественный рост членов органов ученического самоуправления;
2. Личностный рост участников ученического самоуправления;
3. Увеличение количества участников общешкольных и районных мероприятий. -Методика изучения самооценки (см. Приложение ).
- Анализ результатов участия в конкурсах.
Тестирование, тренинги, игровые упражнения, мероприятия – «Ученик года», «Лидер», участие в общешкольных мероприятиях.
Анкетирование.
Сформированность социальной компетенции 1. Количественный рост мероприятий социально-значимой направленности;
2. Разнообразить формы мероприятий социально-значимой направленности;
3. Увеличение количества участников мероприятий социально-значимой направленности;
4.Положительная динамика роста качества мероприятий. - Анализ выполнения общешкольного плана воспитательной работы по направлению «Социально - значимая деятельность».
- Диагностика «Социальная компетенция»
Наличие системы взаимоотношений с различными институтами общественности, родителями и педагогами 1.Разнообразные формы мероприятий отряда волонтеров с организациями социума.
2.Увеличение количества заключенных договоров о сотрудничестве с социальными партнерами, активность родителей в реализации программы.
- Укрепление взаимосвязи школы и семьи.
- Увеличение количества совместных мероприятий. - Анализ деятельности волонтерского отряда.
-Написание плана совместной деятельности семьи и школы, анализ его выполнения с указанием количества вовлеченных родителей и степени их участия.
- Методики диагностики толерантности (методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, индекса толерантности и др. См. Приложение )- Анализ выполнения совместного плана.
- Написание плана совместной деятельности семьи и школы, анализ его выполнения с указанием количества вовлеченных родителей и степени их участия.
-Положительные результаты реализации программы «Семья» (см. Приложение ).
- Сравнительный анализ социально - педагогических паспортов классов, списков семей и детей «группы риска».
Удовлетворенность реализацией программы 1. Увеличение роста положительных результатов в работе органов самоуправления;
2. Положительная динамика в проведении общешкольных мероприятиях.
-Анкетирование;
-Тестирование и опрос.
Программа «Шаг в будущее» включает в себя четыре содержательных блок
Ученическое самоуправление
Волонтерство.
Лидерство.
Детское общественное объединение.
Содержание программы I содержательный блок: ученическое самоуправление
Этапы развития детской активности в системе школьного самоуправления.
1-й этап развития активности: начальные классы
-Знакомство с деятельностью ученического самоуправления через свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
-Постепенное привлечение обучающихся к обсуждению замысла проведения предстоящего дела.
-Обучающиеся должны уметь высказывать свои мнения, вынесение самостоятельных предложений.
-Знакомство с деятельностью Совета старшеклассников школы;
-Обучение умению подводить итоги работы, видеть результат деятельности. Добросовестно выполнять поручение. Умение быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека.
 -Воспитание чувства коллективизма, ответственности друг за друга. Подготовка совместными усилиями и проведение трудовых акций, вечеров, концертов, игр, спортивных мероприятий.
Формы работы: Создание, классного ученического самоуправления. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятий.
2-й этап развития активности: среднее звено
 -Выполнение общественных поручений, самостоятельный выбор при реализации отдельных поставленных задач, навык самоконтроля и требовательности к себе. Участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях.
- Имеют право избирать и быть избранным в Совет ученического актива;
-Самостоятельное проявление инициативы, обучение принятию решений и умение реализовать их в интересах своего коллектива или организация благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным обучающимися по отношению к своей деятельности или коллективу. -Имеют право выносить на рассмотрение Совета старшеклассников школы проекты по организации и проведению школьных мероприятий;
-Продолжение работы по сплочению классного коллектива, приучение обучающихся к самостоятельности, терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел). -Проявление осознанной дисциплины, повышению уровня  самопознания, самореализации, самовыражения.
Формы работы: Создание, классного ученического самоуправления. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятий, анализ мероприятия его плюсы и минусы.
3 этап развития активности: старшие классы
- Принимают активное участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях;
- Имеют право избирать и быть избранным:
- в Совет ученического актива;
- председателем Совета ученического актива.
- в Совет учреждения
- в Совет профилактики.
- в Совет старшеклассников школы.
- имеют право выносить на рассмотрение Совета старшеклассников школы проекты по организации и проведению школьных мероприятий;
   -Самостоятельность при выборе дела и определение пути его выполнения; творческое отношение личности к конкретному делу.
Формы работы: Создание и активное участие в классном ученическом и школьном самоуправлении. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятий, анализ мероприятия его плюсы и минусы.

II содержательный блок: детское общественное объединение
Этапы развития творческой индивидуальности детей и умения взаимодействовать в коллективе.
1-й этап развития: начальные классы
- Приобретение необходимых знаний, умений и навыков по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получение необходимых знаний по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретение правовых знаний, развитие навыков общения, изучение себя, изучение коллектива в целом.
- Становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей.
- Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
-Дети должны знать основы государственного устройства РФ, её флаг, герб и гимн;
- Знакомятся с гимном, законами и символами детского объединения;
- Знать о главных достопримечательностях своей малой Родины;
- Уметь рассказать о своём классе, школе и их традициях;
- Уметь провести настольные, подвижные игры, интересно занять малышей;
уметь провести интересную встречу, игру или организовать полезное дело в своём классе;
- Знать правила безопасности и правила поведения в гостях, на улице, в общественных местах;
- Уметь составлять свой распорядок дня.
Формы работы: Создание детских объединений. Участие обучающихся в социально – значимых делах.2-й этап развития: среднее звено
- Расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Обучение планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
- Дети должны знать основные акции и традиционные дела детского объединения;
-Уметь проводить сбор совета дела;
- Знать основы государственного устройства РФ, её флаг, герб и гимн;
- Уметь рассказывать о славных страницах истории своего Отечества;
- Уметь сделать интересную поделку и научить других;
- Принимать активное участие в благотворительных акциях, концертах и других добрых делах;
- Уметь организовать полезное дело, участвовать в социальном проектировании.
Формы работы: Создание детских объединений. Вовлечение обучающихся в районных и областных детско – молодежных объединениях. Участие обучающихся в социально – значимых делах.3-й этап развития: старшее звено
- Предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
- Дети умеют составлять план деятельности класса на четверть,
умеют организовать свой день и работу;
- Знают основы оформительского дела, могут оформить помещение к проводимому делу, празднику;
- Знают правила судейства в спортивных состязаниях, пробовали себя в роли судьи на школьных соревнованиях;
- Умеют составлять сценарии праздников, дел, конкурсов;
- Могут разработать небольшой социальный проект;
- Умеют организовать для младших ребят занятие, праздник, являются вожатыми.
Формы работы: социальное проектирование, КТД, игры, праздники, акции, конференции, круглые столы, конкурсы, слеты, кампании, общественно полезная работа, экскурсии, школьные театры, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и т.д.Формы работы: Создание детских и молодежных объединений. Вовлечение обучающихся в районных и областных детско – молодежных объединениях. Организация и участие обучающихся в социально – значимых делах, акциях.
III содержательный блок: волонтерство1-й этап: начальные классы
-Формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых;
-Привлечение к общественно – полезному труду;
-Усвоение знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;           
-Воспитание добросовестного отношения к труду, стремление любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;  -Умение проявлять ответственность, исполнительность, инициативу и творческое отношения к труду;  -Умение работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;  -Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям, растительному и животному миру;   -Умение планировать свою работу, координировать действия, подчинять их общему ходу работы               
 -Воспитание отрицательного отношения к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами.
– Развитие у ребенка чувства сострадания, милосердия и соучастия, сопереживания и отзывчивости к чужой боли и страданиям.
– Формирование навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
-Научить потребности в самоконтроле - ощущать себя независимыми, чувствовать ответственность за свою жизнь и поступки; потребность в разнообразии; потребности в росте, стремиться к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
Дать навыки потребности в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой.
-Научить работать в команде, получать групповые задания;
Знать: понятие волонтерство, благополучатель, добровольчество.
Уметь оказать посильную помощь нуждающимся;
Оказание посильной помощи своим родителям, бабушкам, дедушкам.
Формы работы: Создание отряда «Волонтеры». Участие в общешкольных, городских, районных акциях.
2 этап: среднее звено
-Развивать умение взаимопомощи или самопомощи, осуществление волонтерской деятельности, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
-Оказание благотворительности или служба на благо других.
-Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
-Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
-Стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов. -Участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция общественных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей.
-Воспитание через коллективную деятельность, систему делового и межличностного взаимодействия, корпоративную культуру.
-Проявление терпимости к младшим; через создание добровольческих отрядов оказание социальной помощи престарелым, беспризорным; участие в благоустройстве своей малой родины.
-Способность понять необходимую последовательность действий работы по социальному проекту: с чего начинать, когда и что делать и на что нужно обратить особое внимание; Понимание того, каких людей стоит привлечь себе в помощники и что значит «работать в команде»;
-Понимание основного понятия «общественная политика», которое является в данном проекте основополагающим;
-Умение выявлять социальные проблемы, изучать альтернативную политику по решению конкретной социальной проблемы различными органами власти, разрабатывать стратегию коллектива по решению социальной проблемы, находить пути ее осуществления.
-Шефская помощь над младшими классами.
-Организация и проведение мероприятий по благоустройству.
Знать: корпоративную культуру волонтеров. Мотивация добровольцев, поощрение добровольцев. Популяризация идеи добровольчества. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России. Определение направлений деятельности волонтеров. Получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов.
Уметь: Разработать план волонтерской работы. Умение реализовать собственные идеи и проекты. Оказание помощи в организации и проведении массовых мероприятий, акций. Четко и добросовестно выполнять порученную работу.
-оказать помощь престарелым, беспризорным детям людям с ограниченными возможностями;
-помощь в организации концертов, фестивалей.
-посадка цветов, газонов, кустов и деревьев; благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
-благотворительные концерты и театральные выступления;
-экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
-пропаганда здорового образа жизни
-оказание посильной помощи органам правопорядка, спасателям, медикам.
Формы работы: Создание отряда «Волонтеры». Участие в общешкольных, городских, районных акциях. Самостоятельная организация социально - значимых дел.
3 этап: старшие классы
-Участие в общественной деятельности, направленное на позитивное преобразование общества;
-Участие в педагогической деятельности, направленной на воспитание ребенка - участника детской общественной организации личным примером;Участие в организационно-технической деятельности, направленной на поддержание и развитие организации.
-Ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний;
-Самоопределение в качестве человека, способного к саморегуляции, способного справляться с трудностями;
-Освоение различных практических умений выживания, регуляции собственных психологических состояний.
-Бескорыстное служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
-Привлечение в деятельность волонтерских групп подростков «группы риска».
-Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на
научно - практических конференциях, отчетных собраниях.
Формы работы: Продолжить работу в отряде «Волонтеры». Участие в общешкольных, городских, районных акциях. Самостоятельная организация и проведение социально - значимых дел. Вовлечение в отряд обучающихся.
IV содержательный блок: лидерство
1 этап – начальное звено.
-Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
- личностных качеств ребёнка стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи.
- внимательного отношения друг к другу.
-Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
-Повышать уровень общей культуры обучающихся.
-Научить выполнять общественное поручение.
-Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
-Развить творческие и коммуникативные способности.
-Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.
-Дать понятие современного понимания лидерства.Лидер и его команда, её формирование и правила работы в команде.
-Роль лидера в ученическом самоуправлении.
-Управление собой и самоорганизация.
-Научить выполнять общественное поручение.
Знакомство с основными понятиями лидера
Формы работы: Разработка и проведение КТД, рефлексия мероприятия.
2 этап: среднее звено
-Виды общения, правила, искусство диалога.
-Жесты, мимика, интонация.
-Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника
-Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
- Обучение навыкам социальной активности.
- Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.
-Рассмотрение различных сторон и стилей общения.  Символы невербальной коммуникации.
-Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического.
- Сплочение, увеличение работоспособности команды через игру. Выявление генераторов и исполнителей идей. Создание новых видов игр, проведение игр среди младших школьников.
-Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
-Развить творческие и коммуникативные способности.
-Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.
Формы работы: Разработка и проведение мероприятия. Рефлексия мероприятия и анализ проведенного мероприятия.
3 этап: старшее звено
-активное включение его в общественно полезную деятельность
-способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Знать:
-Общие понятия лидерства. Классификация типов лидерства. Жизненные стратегии лидера. Пути формирования лидерских качеств. Стили поведения лидера. Ресурсы лидера (харизма, интуиция, управление и самоуправление в жизни лидера) Лидеры в детских группах. Лидеры – организаторы. Лидеры – генераторы эмоционального настроя. Лидеры – инициаторы. Лидеры – эрудиты. Лидеры – умельцы.
-Общий портрет лидера. Общие качества лидера. Специфические качества личности. Лидерство как основа успеха. Диагностика лидерских качеств
-Школа общения. Виды общения, формы организации общения (игры на общение, тесты); секреты «речевого» общения, конфликты и общение; основы этикета.
-Инструменты, позволяющие преодолеть барьеры личностного роста.Подходы к самореализации. Интуиции. Наставничество. Выборы. Точки роста. Навыки, важные для самореализации (внутреннее чувство «контролера», позитивный настрой, развитие интуиции). Самореализация – пути, ошибки, достижения.
-Командный подход. Влияние командного подхода на организацию. Как отличить команду от группы людей. Когда нужна работа в команде. Типы команд в организации. Принципы построения команды. Стадии развития команды. Действия лидера на различных стадиях. Поведение членов команды на каждой стадии. Способы ускорения выхода команды на стадию продуктивной работы. Показатели эффективности работы команды. Продуктивность, сплоченность, интеграция и обучение. Деловые игры, тренинги, слет и.т.д.
Формы работы: Разработка и проведение мероприятия. Рефлексия мероприятия и анализ проведенного мероприятия.
Механизм реализации программы воспитания и социализации
«Шаг в будущее»
Совершенствование нормативно – правовой базы:
Разработать Положение о деятельности ученического самоуправления;
Разработать Положение о волонтерской деятельности.
Взаимодействие социума с родительской общественностью:
Презентовать программу на Педагогическом Совете;
Разработать план взаимодействия семьи и школы;
Определить формы взаимодействия с социумом.
Управленческий аспект программы:
Организационные вопросы программы решает заместитель директора по ВР;
Основными исполнителями программы являются: обучающиеся с 1 по 9 класс, классные руководители, руководитель волонтерского отряда, молодежного и детского объединения, ученического самоуправления, родители.
Руководство и контроль над процессом по реализации Программы возлагается на Администрацию школы.
Нормативно-правовая база программы воспитания и социализации личности
Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).
Гражданский кодекс РФ (в ред. от 21 июля 2005 №109-ФЗ).
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г. №179-ФЗ).
Закон РФ «О благотворительной деятельности» (ред. документа с изменениями на 22.8.2004);
ФЗ О государственных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82.
ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года (в ред. от 16.07.2009 № 997-р).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662).
Приложение к письму Министерства образования РФ от 27.06.2003г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Методические рекомендации Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства образования РФ № 13-51-28/19 от 02.04.2002г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , 2009г.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации 9 декабря 2004 г;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 №1008.
Устав ОУ, утверждённый Распоряжением Главы Администрации от №
Годовой план работы ОУ, рассмотренный на педагогическом совете, протокол № от
Положение об ученическом самоуправлении
Положение о детском общественном объединении
Список литературы и Интернет источников:
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) [Текст] – М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. – М. «Просвещение», 2006 г.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] – М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе», Москва, 2003
Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе» Ростов- на – Дону. «Феникс» , 2007.
Селевко Г.С. «Педагогические технологии», 2006