Статья Школьный театр как средство обучения, воспитания и социализации личности


Школьный театр как средство обучения, воспитания и социализации личности
Тумаркина Марина Леонидовна,
зам.директора по ВР,
учитель русского языка и литературы,
педагог дополнительного образования
Театр, как и другие виды искусства, предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, себя самого как личность. О роли театральной деятельности в воспитательном процессе написано немало. И неудивительно: театр представляет собой синтез искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и позволяет одновременно воздействовать на разные стороны личности ребенка.
Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский классифицируя методы воспитания, основным критерием избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание ситуацией.
3. Воспитание делом.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
Без сомнения, в воспитании ребенка через театральную деятельность все эти методы являются актуальными и позволяют решать многие воспитательные задачи и развивать познавательные психические процессы:
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• формирование духовно-нравственных ориентиров;
• развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
• развитие познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи;
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
В процессе подготовки к спектаклю ребенок выступает в разных ролях: слушателя (знакомство с текстом), декламатора, актера, высказывает предложения по постановке спектакля, по подбору музыкального оформления и декорациям, а также принимает участие в изготовлении костюмов и декораций. В творческом процессе происходит укрепление дружеских связей, формирование коллектива.
Анализируя текты художественных произведений, характеры персонажей, мизансцены, которые приходится разыгрывать, воспитанники усваивают моральные нормы общества, укрепляются в понятиях добра и зла, поэтому подбору репертуара необходимо уделять особое внимание.
Школьный театр «Геликон» существует с 2008 года. За это время мы участвовали в 24 концертных программах, поставили 16 спектаклей, которые можно разделить не только по темам, но и по воспитательным задачам. Например, формированию семейных ценностей, уважению к родителям учат спектакли «Волк и семеро козлят на новый лад», «Мужчина и женщина», «Звездный мальчик», «Мама - первое слово в каждой судьбе».
О народных традициях и христианских ценностях рассказывают зрителям постановки «Ночь перед Рождеством», «Мальчик у Христа на ёлке», «Волшебная сказка», «Волшебные башмаки», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», «Здравствуй, Масленица!».
Дружбе, взаимовыручке ребята учатся на примерах сказок «Репка», «Теремок», «Новогодние приключения Красной Шапочки и Кота в сапогах».
О том, что такое истинная красота, о милосердии и сострадании размышляют ребята при постановке спектаклей «Звездный мальчик», «Сказка о Красоте», «Волшебные башмаки».
Литературно-музыкальные композиции «Блокадная тетрадь», «Дети блокадного города», концерты на День победы знакомят воспитанников с историей Отечества, формируют чувство патриотизма, непримиримости с агрессией, воспитывают уважение к старшему поколению, пережившему все тяготы войны.
Кроме школы, воспитанники школьной театральной студии – геликоновцы - участвовали в конкурсе агитбригад с театральной зарисовкой по БДД «Инспектор Никитин и Змей Горыныч», участвовали в районных, городских и всероссийских конкурсах. С удовольствием выступают перед младшей аудиторией (детский сад и начальная школа) со спектаклями, пропагандирующими здоровый образ жизни: «В гостях у принцессы Гигиены», «Привет от доктора Пилюлькина», с концертами перед ветеранами и инвалидами реабилитационного центра «Ортолюкс», участвуют в Рождественских спектаклях воскресной школы при Князь-Владимирском храме пос. Лисий Нос.
Безусловно, развивая творческие способности школьников, театральная деятельность способствует гармоничному развитию личности, прививает любовь к прекрасному, формирует понятия об истинных, вечных ценностях, эстетический вкус, учит быть внимательными к художественному слову.
Если говорить о современных требованиях к образовательному процессу, то программы «Школьный театр», равно как и «Ступеньки» («Основы театрального творчества»), обеспечивают деятельностный подход к обучению и метапредметные связи, способствуют формированию УУД.
В сфере личностных УУД формируются:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация деятельности;
- ориентация на моральные нормы и следование этим нормам.
Познавательные УУД формируются через анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; через постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Формирование коммуникативных УУД происходит в процессе постоянной работы в группе. Например, при подготовке к спектаклю воспитанники осознают, что без учёта позиции участников спектакля, распределения ролей, умения слушать и вступать в диалог, участия в коллективном решении поставленных задач невозможно достичь цели. Дети учатся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми.
Регулятивные УУД проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления собственных страхов (зажатости, стеснительности и др.), собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия. В процессе подготовки к спектаклю и в ходе самой постановки развиваются такие УУД, как целеполагание, планирование, распределение ролей, обязанностей, составление плана и последовательности действий. Коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия.
Таким образом, неоспоримым является факт всестороннего воздействия на личность ребенка театральной деятельности, и вовлечение в образовательно-воспитательный процесс большего числа воспитанников позволит более успешно реализовывать задачи государственного образовательного стандарта и Программы воспитания российских школьников.