Конспект урока Основные семейства класса Двудольных растений


Раздел: «Систематика растений»
Тип урока: урок повторения и обобщения материала
Тема урока: «Основные семейства класса двудольных растений»
Цель урока: повторить и обобщить сведения о растениях семейств класса
двудольных.
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания о представителях семейств
класса двудольных растений, повторить многообразие
растений, использование их человеком.
Развивающая: развитие навыков учащихся в
формулировании ответа на вопрос, опыт совместного
обсуждения, работа над развитием речи.
Воспитательная: формирование уважительного отношения к труду людей
по созданию сортов растений, правильного отношения к многообразию используемых растений, привитие основ
здорового образа жизни.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование для выполнения лабораторной работы: раздаточный
материал: картинки растений, относящихся к разным семействам
Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, информационные, игровые, здоровье сберегающие, развивающего обучения.
Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, диалогические методы.
Программное обеспечение: операционная система Windows, программа для презентаций Microsoft Power Point.
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: конверты с картинками растений, относящихся к разным семействам, карточки с изображением формул цветка каждого семейства, дифференцированные задания для слабо успевающих
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Подготовка к повторению материала - 7 мин.
3. Повторение материала в форме игры - 30 мин.
4. Подведение итогов урока - 5 мин.
5. Домашнее задание – 2 мин.
Гимнастика для глаз
I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на успех, объявление цели и определение задач урока.
- Целью урока является повторение признаков основных семейств класса двудольных растений.
Для достижения этой цели необходимо: - знать признаки класса;
- вспомнить строение цветка каждого
изученного семейства;
- тип соцветия;
- тип плода;
- назвать основных представителей;
- использование растений человеком.
II. Вступление. Подготовка к повторению материала.
- Как называется раздел ботаники, который мы изучаем? (Систематика)
На доске карточки с надписями основных систематических единиц расположены беспорядочно.
Задание 1(работа с магнитной доской): распределить названия единиц по порядку. Слабо успевающие выполняют эту работу по картинкам на рабочем месте
Задание 2 (работа со слайдами): назвать классы растений и их характерные признаки.
Проверка выполнения задания на доске.
Работа над повторением признаков семейств организована в форме игры.
Группа делится на 2 команды: знатоки и телезрители. Знатоки занимают место за столом, телезрители открывают подготовленные вопросы.
Первым вращать стрелку и отвечать на вопрос будет тот, кто набирает больше баллов в разминке.
Разминка:
К какому семейству относится декоративное растение алиссум ? крестоцветные)
Как называется тип плода у земляники? (орешек)
Киви — это растение или птица? (и то, и другое)
Из какого растения выведены все сорта роз? (шиповник)
Как называется соцветие у сложноцветных растений? (корзинка)
К какому семейству относится петуния, табак, белена? (пасленовые)
У растений какого семейства каждый лепесток имеет свое название? (бобовые)
На каком цветке гадают влюблённые? (ромашка)
У цветков какого семейства лепестки расположены в виде крестика? (крестоцветные)
Название какого растения означает «звезда»? (астра)
III. Повторение признаков семейств, основных представителей.
Игра.
1 раунд: Это растение было завезено из Америки Х. Колумбом. В Россию попало во время правления Петра I. Дым, который получается от горения этого растения очень ядовит, может вызвать развитие ракового заболевания. О каком растении идет речь? К какому семейству оно относится? Назовите признаки этого семейства. (Пасленовые).
Задание для слабоуспевающих: Найти на картинке растение табак.
2 раунд: Индейцы называли это растение "цветок солнца". Что это за растение? К какому семейству относится? Назовите признаки семейства. (Сложноцветные).
Игра с телезрителями: На доске записаны названия семейств, прикреплены карточки с формулами цветков этих семейств. Задание: установите соответствие.
Паслёновые Ч5Л5Т5П1
Крестоцветные Ч5Л5Т∞П∞,1
Розоцветные Ч5Л5Т10П1
Бобовые Л5Т5П1
Сложноцветные Ч4Л4Т4+2П1
Задание для слабо успевающих: Собрать цветок растения семейства крестоцветные.
3 раунд: Какое растение называют "вторым хлебом". К какому семейству оно относится? Что вы знаете из истории выращивания этого растения? (Картофель)
Задание для слабо успевающих: Отметить на картинке часть растения картофеля, которую человек употребляет в пищу.
4 раунд: Музыкальная пауза (Динамическая пауза).
5 раунд: "Черный ящик". В ящике находятся плоды растения семейства розоцветных. Их с давних времён на Руси собирают, сушат, а затем заваривают и делают витаминный напиток, который особенно полезен в смеси с мёдом. Что это за растение? Как называется его плод? (Шиповник).
Задание для слабо успевающих: Из набора семян и плодов растений выбрать только плоды шиповника.
6 раунд: Семена этого растения содержат белок, поэтому в сухом измельчённом виде их используют при изготовлении сосисок, конфет и других продуктов. Назовите это растение. К какому семейству оно относится? (Соя)
Задание для слабо успевающих: Найти сою на картинке.
IV. Заключение.
Мы справились со всеми заданиями игры. А теперь пришло время подвести итоги, сделать выводы о том, как мы усвоили материал по растениям класса двудольных, дать оценку работы каждого участника группы.
(Задание выполняется с помощью оценочных листов).
Оценочный лист
Фамилия, имя Участие в обсуждении Выступление Итоговая оценка
Касицкий Алексей Меркушов Сергей Александрова Елена Голещихин Андрей Коваленко Александр Туева Елена Оценочный лист
Фамилия, имя Чтение вопроса Знание ответа Итоговая оценка
Докукина Каролина Кейнер Артур Петров Виталий Неизвестных Ирина Орешина Екатерина Сычин Фёдор