Разработка урока по русскому языку Правописание букв О-А в корнях с чередованием 5 класс

Тема: «Правописание букв О – А в корнях с чередованием»
обучающая – формировать у учащихся умение узнавать безударные гласные буквы О – А в корнях с чередованием; формировать навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения; формировать языковую компетенцию;
развивающая – формировать коммуникативную компетенцию; способствовать развитию у учащихся речи, мышления, памяти, языкового чутья;
воспитательная – продолжить работу по воспитанию любви к русскому языку и интереса к его изучению через текст;

Ход урока:

Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа над новым материалом:
Учитель: Какая орфографическая проблема возникла в данных словах? В какой морфеме?
Ко\асание
Прико\асновение
Предло\агать
Предло\ажить
Выро\астить
Выро\асли
Ученик: Какую букву О - А нужно писать в корне слова
Учитель: Значит, цель нашего урока
Ученик: Познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать слова с корнями чередования
Учитель: Прочитайте название темы на доске. Найдите ключевые слова в ней
Ученик: гласные О- А; находятся в корне; корни с чередованием; когда пишется буква О, когда – буква А
Учитель: Что такое чередование? Перечислите корни, в которых происходит чередование букв А – О. Приведите примеры слов с подобным чередованием. Используйте таблицу из упр.121 (стр.45 в первой части). Мы рассмотрим корни с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст-, -ращ-, -рос-.
Прочитайте текст параграфа стр.11, разделите его на части. Сколько частей получилось? Озаглавьте их.
Ученик: В тексте 3 части: особые корни с чередованием; правописание О- А в корнях –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-; правописание О-_А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
Учитель: Чтение параграфа учителем. Что было нового для вас в этом параграфе?
Ученик: В русском языке есть корни с чередованием
Учитель: Выделите ключевые слова в тексте с помощью карандаша
Ученик: корни с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст-, -ращ-, -рос-; суффикс А; последующая согласная буква; слова – исключения
Учитель: Попробуем передать содержание текста, ответив на вопросы:
От чего зависит правописание букв О – А в корнях с чередованием?
Если есть суффикс – А- , то какую букву напишем в корне?
Если нет суффикса – А- , то какую букву напишем в корне?
Если гласная стоит перед СТ, Щ, то какую букву напишем в корне?
Какие слова являются исключением из этого правила?
Если гласная стоит перед С, то какую букву пишем?
Какое слово является исключением?
Составим схему:
Суффикс –А- перед СТ, Щ перед С


Есть Нет А О
Искл.: ростовщик Искл.: отрасль
росток

О А

Почему эти слова являются исключениями?
Учимся обозначать орфограмму.
Пользуясь схемами, перескажите текст параграфа. Послушайте и оцените ответ:
Что не сказал?
Что можно добавить?
Пользуясь схемами, вставьте нужную букву и объясните ее написание по образцу(слова написаны на доске)
Упр. 591(6 примеров по цепочке);
Упр. 592 – выразительно прочитайте текст, определите тему, основную мысль, тип речи(тема – Япония; основная мысль – Япония – удивительное государство; тип – описание)
Я называю орфограмму, вы приводите пример из текста упражнения с объяснением, чтобы при выполнении письменного творческого задания вы не допустили орфографических ошибок:
Ученик: безударная гласная проверяемая в корне слова; безударная гласная непроверяемая в корне слова; непроизносимая согласная в корне слова; тся – ться
Учитель: найдите слово на изученное правило
Ученик: располагается
Учитель: У текста есть название. Напишите мини – сочинение, в котором объясните этот заголовок(3 предложения)
Упр. 594 – устно ответить на вопросы к тексту
Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал»
Ученик: в русском языке есть корни с чередованием; написание букв О-А в корнях с чередованием зависит от суффикса или от последующей согласной; из этого правила есть исключения
Учитель:
Домашнее задание: кто занимается на «5», составьте тест из 10 вопросов по теме урока; те, кто занимается на «4», из упр.594 выписать слова с изученной орфограммой и составьте 3 простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне слова; те, кто занимается на «3», доделайте по образцу упр.591.
15