Конспект урока Правописание букв Е и И в корнях с чередованием


Правописание букв Е и И в корнях с чередованием
Мотивация
П: « У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом выстроить, детей воспитать. А ещё надо добрую песню придумать . И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сочинял песню, или дом строил, или детей воспитывал – всему нужно отдать силы, душу и то добро, которое нельзя запирать в сердце. Да и не запереть его вовсе»
О чём этот текст? Его основная мысль?
А что для вас - добро? Фронтальная работа
Презентация
3 мин
Актуализация знаний и фиксация затруднений
Выявление места и причины затруднений
П :Выпишите пары однокоренных слов
У: добро-добрую
дела- делал
выстроить-строилвоспитать-воспитыватьП: Что можно сказать об этих парах слов?
У: однокоренные, общее значение корня, одно слово из пары является проверочным для другого и т. д.? Запирать-запереть: можно ли считать их однокоренными? Нельзя ли подобрать проверочное слово?
Нахождение корня(общее значение корня).
У:Е-И в корне ---чередование? Фронтальная работа
3 мин
Тема урока,
Формулирование цели урока П: сформулируйте тему урока
У: Буквы Е и И в корне слова
П: Какую цель можно поставить сегодня на уроке?
У: Узнать, от чего зависит выбор Е –ИНаучиться правильно писать слова с буквами Е и И в корне.
Узнать, как отличить слова с безударной гласной от корня с чередованием. Запись темы в тетрадь и на доске
Вывесить на доску предложения детей
2мин
Построение проекта выхода из проблемной ситуации
П:Как решить проблему?
Письмо феи:
Здравствуй, дорогая Золушка. Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь, выхожу на улицу. Густой туман застилает тропинку. Под ногами стелется мягкая травка. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонечки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
П: Выпишите слова, в которых, с вашей точки зрения, наблюдается чередование Е и И.
Разбейте на группы. Что общего в словах каждой группы ?
?
Т: собираюсь Блестящий
Запираю заблестели
Зажигают стелется
Застилает
Блистательный
В результате наблюдений ученики должны увидеть, что в словах первого столбика есть суффикс –а- Карточка 1
Работа в группе
7 мин
сравним наблюдения с материалами учебника.
Что нового узнали из материалов учебника?
(Какие ещё корни с чередованием указаны.)
Как рассуждать, применяя правило?
Составление схемы, обсуждение. Выработка общего решения
Работа в группах
5 мин
Первичное закрепление - физкультминутка
Вставьте пропущенные буквы.
На какие две группы можно разделить предложенные слова?
Продемонстрируйте слова с безударными гласными, к которым можно подобрать проверочное слово
Выберите из предложенного списка только слова с чередованием Е и И в корне ,вставьте пропущенные буквы.(Каждое слово на отдельном листе). Продемонстрируйте своё решение, выйдя к доске. На какие группы можно разделить слова с чередующимися гласными. Работа в группах
Карточки-слова
4 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой Работа с карточкой 2 (вставить пропущенные буквы на изученное правило). Самопроверка Индивидуально
4 мин
Закрепление- творческая работа Просмотр фрагмента мультфильма «Золушка». Задание: от лица современной Золушки составьте советы по наведению порядка в комнате (детская, гостиная, кабинет, кухня). По возможности используйте слова с чередующимися Е-И
Взаимопроверка в группах. Представление от групп Работа в группах
2мин+ 6
Включение в систему знаний и повторения нового материала
Работа с новым отрывком из сказки : Найти четвёртое лишнее: собирали, но смиренный, примерять, примеряли (почему –отличаются? (Значение, однокоренные слова) «Прикоснулась»- тема будущего урока Карточка 3-
Индивидуальная работа
Фронтальная
3 мин
Итоги урока, д.з+ и -:В словах друг и дружба происходит чередование согласных
В слове замирать пишется ИВ слове смириться есть чередование гласных в корне.
Чтобы проверить гласную в корне слова объединиться , нужно подобрать проверочное слово.
В корне слова скрипач нужно писать И потому, что есть суффикс А
Какие получились результаты.?Обращение к цели урока. Достигли ли поставленной на уроке цели?
Д.з. правило на с. 96,
Упр 217 или «Почему правило написания чередующихся Е и И называют правилом ослика ИА»?
Рефлексия Кому из одноклассников ты можешь сказать добрые слова в конце сегодняшнего урока?
Какие добрые поступки может совершать школьник каждый день?
Какой вид работы тебе сегодня особенно понравился?
Какие из видов работы тебе могут пригодиться в будущем? Для каждой группы –свой вопрос
3мин
Карточка2.
1. Жил-был один человек. Первая жена его ум…рла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, при виде которой зам…рало сердце. У неё было две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.
У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая- вся в покойную мать. А мать её была самая красивая и тихая женщина на свете. Мачеху и её дочек разд..рала зависть, поэтому они зап…рали девушку на чердаке, там она спала на колючей подст..лке.
2. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она разж…гала огонь в камине, нат…рала пол до блеска, уб..рала комнаты мачехи и обеих барышень, ст…лила им постели.
3. Вечером, окончив работу, она заб…ралась в уголок, заж…гала свечу, оп…ралась на кулачок и вспоминала мать. Сёстры, а за ними и все в доме, прозвали её Золушкой. Они постоянно прид…рались к бедной девушке, но она молча сносила все обиды.
4. И вот как-то сын короля устроил большой бал. Сёстры сейчас же принялись выб…рать наряды, чтобы понравиться принцу. Золушке пришлось соб…рать сестёр на бал, чтобы они могли бл…стать красивыми нарядами.
Когда карета с сёстрами исчезла за поворотом, она горько заплакала: её сердце зам…рало от обиды.
Карточка 3.
5.По приказу принца девушек соб…рали со всей округи и прим…ряли им туфельку. Золушка тоже стала прим…рять туфельку и Золушка. Сёстры очень удивились, когда их тихая и см…реннная Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок. Золушкина крёстная прикоснулась к платью, и оно стало ещё красивее, чем было накануне.
Золушка простила все обиды, ведь она была не только хороша, но и добра.
Карточки-слова
1 группа: соб..ратель, заст..лить, * раст..реть, об…жать, тр..петать2 группа: скр..петь, зап..вала, выб..рут, забл…стать
3 группа: тр…щать, б..гущий, пост..лать,заж..гать
4 группа: соед..нение,обл…ниться, приб..рать, расст…лить