Тренинг по подготовке к ЕНТ


Психологический тренинг
Тема: «Психолого-педагогические факторы формирования готовности учителей для развития функциональной грамотности на уроке»
КГУ «Герасимовская средняя школа», психолог: Никифорова Ирина Владимировна
Цель: Показать методы и формы работы с педагогичским коллективом и учащимися (снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений стрессоустойчивости и преодолению психологических барьеров) в период подготовки к ЕНТ и ВОУД.
Направление: Эмоциональная подготовка к ЕНТ, ВОУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для подростков выпускных классов. Безусловно, экзамены или тестирование – дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией и тестовыми заданиями. А родителям и учителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать его на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах, и вот выпускник на тестировании. 
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. 
Стимульный материал: листы А3, музыкальное сопровождение, фломастеры, ручки, вырезанные кораблики, заготовленные рефлексивные остова.
Ориентировочное время: 45 мин.
Содержание тренинга:
Правила работы в группе.
Принцип “Я”:
основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.
Здесь и теперь:
мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Искренность и открытость:
чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
Конфиденциальность:
все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы
Ход занятия
Приветствие. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачи. Музыкальная разминка. (видео)
Деление на группы по методу атомов. 4 группы.
Групповая работа
Задание группам : составить модель «Как облегчить эмоциональное состояние ребенка в период подготовки к ЕНТ, ВОУД?». «Как облегчить эмоциональное состояние педагога в период подготовки к ЕНТ, ВОУД?»
Материал: 4 листа ватмана А3, фломастеры.
Собравшиеся 4 группы, выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого. Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы. Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию. Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы: — Выработайте как можно больше идей. — Все идеи записываются. — Ни одна идея не отрицается. — Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время. 
Далее спикеры докладывают о разработке группы.
Практические методы снятия эмоционального напряжения
4) Дыхательное упражнение «4 счета - вдох, - задержка дыхания, 4- выдох».
Манипулирование пальцами. Йоговская мудрая жестикуляция.
Крестообразные движения глазами или перекрестные руками.
Методика «Таппинг»
Разминка «Хор глухонемых» поем песню «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, люли – люли стояла. Постепенно каждое слово заменяем жестом. В конце песню показываем невербально. Цель: активизация внимания, эмоциональное раскрепощение».
Ролевая игра «Сказка про репку». Количество участников не ограниченное. Роли раздаются всем. Каждая роль сопровождается жестом.
Репка – вот, я какая!
Дедка – И эх, приседая!
Бабка – Ух, рука в верх!
Внучка – ля, ля, ля, в пробежку!
Жучка – гавкает!
Кошка – С,А, больше энергии.
Мышка - пи, пи, пи!
Рефлексия «Эмоциональные острова». 10 мин
Исполнение песни под гитару «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»