Выступление по теме Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в учебной и внеурочной деятельности


МКОУ Вознесенская СОШ
Отчётное выступление по теме:
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся и родителей»
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это все называется Родина,
Дорогая, родная земля!
 
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею –
Здесь хорошие люди живут…
Я не случайно начала своё выступление с этих прекрасных строк, так как любовь и уважение к своей малой Родине, к семье лежит в основе гражданско-патриотического воспитания. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Сегодняшние ученики – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи, государственные служащие, учителя, которым строить и укреплять нашу страну в третьем тысячелетии. Воспитательная работа в школе строится на гуманистической системе воспитания, которая основывается на человеческих отношениях в принятии ребенка, веры в его уникальность, самобытность, воспитании и развитии ответственности, достоинства, создании оптимальных условий для обучающихся.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Сегодня ведущим принципом воспитания считаю воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции, основной целью которого является укрепление преемственности поколений. На мой взгляд, главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
Основные задачи патриотического воспитания:
Ø воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
Ø развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Ø формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
Ø знакомство с государственной символикой России;
Ø расширение представлений о городах и регионах России;
Ø формирование чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
Ø формирование уважения к другим народам и их культуре.
Повышать качество воспитательной работы можно:
- совершенствуя положительное;
- развивая достигнутое;
- преодолевая недостатки;
- предупреждая ошибки.
В школе сложилась определенная система воспитания юных патриотов.
Формы патриотической работы проходят по следующим направлениям:
Я и моя семья
Формирование коммуникативных компетентностей
Формирование правовой культуры
Формирование духовно -нравственных ценностей
Мой край родной
Растим патриота и гражданина
Здоровье – твое богатство и безопасность страны
При организации работы по патриотическому воспитанию педагогический коллектив школы использует разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Подобный подход способствует не только воспитанию у школьника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Проводятся мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: выставки рисунков «Моя семья», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; концертные программы для тружеников села на местах их трудовой деятельности; прослушивание песен о родном крае, беседы о символике России. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в конкурсах военно-патриотической направленности, конференциях, проектах. В декабре 2014 года на районных краеведческих чтениях была представлена исследовательская работа «Судьба ветерана» , традиционным стало участие в Сибирских детских поэтических чтениях, где неоднократно учащиеся занимали призовые места. Исследовательская краеведческая работа «Деревенское чудо» была отмечена на областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество». В ноябре 2014 года учащиеся старших классов приняли участие в областной открытой интернет-викторине «Великая забытая война», посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны. Нельзя оставить без внимания участие ребят в районном этапе конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организуем как интеграцию различных видов деятельности. По традиции накануне Дня Защитников проходят общешкольные мероприятия «Зарница», «А ну-ка мальчики!»
Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы. В год 70-летнего юбилея Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне запланировано большинство мероприятий посвященных достойной встрече этой даты: уроки мужества с тружениками тыла, изготовление праздничных открыток, выставки литературы военной тематики, участие в конкурсе рисунков «Поклонимся великим тем годам», конкурс сочинений «След войны в моей семье», смотр-конкурс строя и песни, а также классные часы «Люди, на которых хотелось бы походить», «Никто не забыт, ничто не забыто». Ежегодно наши учащиеся участвуют в митинге и параде Победы, в возложении венков к памятнику. В школе ведется перепись фамилий ветеранов Великой Отечественной войны.
Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому села как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения села – тема и предмет массовой деятельности по краеведению. Изучение родного края ведется на уроках истории, географии, ИЗО, во внеурочной деятельности. Ежегодно учащиеся школы выступают на научно-практических конференциях разного уровня по данной теме, поднимая вопросы экологии, краеведения. Неоднократно учащиеся школы занимали призовые места в районном этапе конкурса «Юннат», становились победителями районной акции «Мусору – НЕТ!» Учащиеся заботятся о чистоте территории школы. Проводятся субботники по уборке, формируются и засаживаются цветами клумбы, озеленяются классы и школьные рекреации. Проводятся конкурсы поделок из бросового материала.
На базе школы функционирует краеведческий уголок . Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Важным направлением в военно-патриотической деятельности учащихся стал сбор материалов по истории родного края и своего учреждения. В нашем краеведческом уголке учащиеся стали соавторами, творцами экспозиции. Это – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.
Налажена тесная связь с библиотекой , где проводятся тематические мероприятия и выставки. Одной из главных задач, является показать детям, чем славен наш район, село. Учащиеся знакомятся с историей, традициями, достопримечательностями, с памятниками родного края. 
 
Гражданское становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.
В школе проводится ряд мероприятий, посвященных героическим страницам истории нашей Родины. Главной целью этих мероприятий является раскрытие учащимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к Малой Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.
Уроки истории, обществознания, «Основ религиозной культуры и светской этики» позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.
Анализируя общее представление родителей о духовно- нравственном воспитании, мы выявили следующее. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Мы просим родителей рассказывать детям о своих предках, показывать фотографии.
Проводятся конкурсные программы «Наши мамы лучше всех», «Война коснулась нашей семьи», «Самая любимая» и другие, организуются выставки рисунков. Наши родители – активные помощники в организации и проведении мероприятий, классных часов, спортивных соревнований, сегодня они в очередной раз нам это докажут. В прошлом учебном году учащиеся школы стали дипломантами областной семейной викторины «Родная семья».
Одним из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания является социальная активность учащихся, когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Учащиеся школы сами планируют и проводят мероприятия.
Каждый год наша школа принимает участие в областной акции «Весенняя неделя добра», где все дела учащихся объединены одной общей темой «Спешите делать добро». Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над престарелыми жителями села. В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь всем нуждающимся, оказывается посильная помощь учащимися школы (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.). Одним из мероприятий нашей работы стала уборка сельского кладбища, мы не заставляли ребят, но инициативных оказалось не мало. Учащиеся школы ежегодно проводят концерты, приуроченные ко Дню пожилого человека, ко дню Победы, участвуют в акции «Чужих детей не бывает» по сбору игрушек, книг, вещей для нуждающихся семей.
Развитие учащихся и воспитание осуществляется через дополнительное образование. На базе школы работают различные объединения дополнительного образования. Посещают которые все желающие, ребята учатся не только реализовывать себя, но и самоутверждаться. Кружковцы являются неоднократными победителями конкурсов и выставок различного уровня.
Особенно хочется отметить работу объединений «Русичи», работа которых реализуется по двум направления: военно-патриотическое и военно-спортивное. В объединении «Русичи» занимаются юноши и девушки разных возрастов. Ежегодно команда участвует в районной военно-спортивной игре «Победа», где была пятикратным победителем и неоднократным призёром. Традиционным стало участие в областном смотре-конкурсе клубов юных друзей пограничников приграничных районов в городе Купино. Результатом участия в 2014 году стало почётное 2 место. В год празднования 65 годовщины Великой Отечественной Войны ребята из команды были приглашены на торжественное мероприятие в районный центр для прохождения торжественным маршем. Объединение принимает активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий патриотической направленности «Вахта памяти», «Зарница», концертная программа День Победы, митинг и другие.
Посещение занятий объединения в комплексе с гражданско-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.
Во всем этом заслуга создателя и руководителе объединения Петухова Александра Васильевича, он активно пропагандирует идеи военно-патриотического воспитания, делится опытом работы. Сподвижником в этом направлении стал молодой педагог Больнов Максим Владимирович. Ученики с удовольствием посещают их объединения и постоянно участвуют в конкурсах данной направленности.
Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому в школе проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время – предвоенное и военное – отпечаталось в судьбах людей. Встречи с тружениками тыла – это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости.
Каждый классный руководитель ежегодно разрабатывает и проводит в течение учебного года классные часы, беседы, диспуты, лектории по данному направлению.

Самым масштабным событием ушедшего года стало открытие мемориальной доски Чекмарёву Леониду Венедикторичу. Наш земляк, Чекмарёв Леонид, был незаурядной личностью. Во время аварии он добровольно заменил товарища (в то время у земляка Бориса родился сын), оставшись в числе последней аварийной команды на затонувшей атомной подводной лодке. Товарищ выжил, а он погиб. В фойе и краеведческом уголке школы оформлены стенды, содержащие автобиографический материал о нашем земляке. В этом учебном году мы планируем проведение ряда мероприятий приуроченных этой дате.
В статье 59 Конституции Российской Федерации записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В школе оформлен стенд о всех выпускниках поступивших в военные учебные заведения, где помещена краткая информация о каждом и фотография.
Большое внимание в школе уделяется вопросам воспитания у детей и подростков навыков и умений обеспечивать безопасность своей жизни.
Признаком воспитания молодого человека как Гражданина является самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки, за судьбы своего города и России, а также способность сделать осознанный выбор своего дальнейшего послешкольного жизненного пути. Социальная зрелость предполагает готовность к жизненному самоопределению, в том числе – готовность к гражданскому и профессиональному самоопределению.
Гражданское и патриотическое направление – одно из самых сложных в процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности данной работы школа сотрудничает с библиотекой, детским садом, акционерным обществом, с сельским домом культуры, медицинским пунктом.
Проводится мониторинг отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию учащихся, диагностика уровня патриотизма у старшеклассников. Опрос учащихся показал, что школьники не сомневаются в том, что нужно любить Родину, следовать национальным культурным традициям, родители считают, что семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм - базовая социогуманитарная ценность. Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания является педагогическая поддержка развития патриотических чувств, становление субъектного опыта патриотической деятельности.
Анализ проводимой работы свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении вопросы организации патриотического воспитания приняли системный характер, стали нормой в повседневной деятельности школы.
В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по гражданско-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Спасибо за внимание!