Выступление на педсовете на тему: Гражданско-правовое воспитание учащихся как приоритет современной образовательной парадигмы.

Гражданско-правовое воспитание учащихся как приоритет современной образовательной парадигмы.

Для современного общества одной из значимых и актуальных является проблема гражданско-правового воспитания и развития личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали.
Гражданско-правовое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важны не только интеллектуальные возможности выпускников учебных заведений, но и их мировоззрение, нравственная направленность, гражданская позиция.
В настоящее время в нашем обществе вряд ли кто сомневается в крайней необходимости существенного повышения уровня культуры вообще и правовой культуры в особенности.
Формирование правовой культуры - это целенаправленная система мер,  направленных  не только на овладение  учащимися  необходимыми правовыми знаниями, но и на выработку у воспитанников навыков и умения  правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности.
Одно из направлений воспитательной работы нашей школы – гражданско-правовое воспитание и в этом году мы выделили его как отдельную задачу: содействовать формированию гражданско-правовой компетентности учащихся.
Именно в школе есть возможность вести целенаправленную систематическую работу по правовому обучению и воспитанию.
Модель формирования правосознания личности подростков:
Воспитательный блок. (Предоставление подросткам условий для реализации их творческих способностей: конкурсы, олимпиады, кружки)
Блок социально-психологической поддержки (создание психологически благоприятной среды, способствующей личностному росту учащихся: диагностика, социально-психологическое консультирование, соцзащита)
Управленческий блок (включение учащихся в самоуправленческую деятельность, приобщение детей к принятию решений, связанных с жизнидеятельностью школы)
Мотивационный блок (организация тесного взаимодействия с родителями, правовое просвещение педагогов школы)
Социально-ориентационный блок (взаимодействие школы с правоохранительными органами, ПДН)
Образовательный блок (организация правового образования в школе (на уроках: истории, географии, обществознания).
В нашей школе сложилась определенная система работы согласно данной модели:
В  целях повышения уровня правовой информированности в школе оформлен правовой уголок.
В октябре для учащихся была организована встреча с секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города Прокопьевска Борзовой Аллой Станиславовной, а затем проведено общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике противоправного поведения детей и подростков!» с её приглашением.
Также в течение года проводятся мероприятия с приглашением сотрудников ПДН, ТБДД, наркологического диспансера.
Мы тесно сотрудничаем с нашими социальными партнерами: библиотеками города, ЦДО, ДК... Совместно с ними проводятся информационные часы, видеоуроки, презентации и другие мероприятия гражданско - правовой направленности. (так, ко Дню Конституции были проведены познавательно – игровой урок «Поговорим о Конституции», Урок права «Права твои и мои» для старшеклассников).
В школе уже несколько лет действует отряд ЮИД (юных инспекторов движения) руководитель Рассомахина Т.В.; Дружина юных пожарных, руководитель Труфакина Л.А. , которые значительно активизировали в этом учебном году свою деятельность.
В декабре прошел месячник правового воспитания «Человек. Закон. Общество». В рамках месячника в школе прошли внутриклассные мероприятия:

Класс
Форма проведения
Название мероприятия

1

Беседа-презентация
Символы России: герб, флаг, гимн

2

Ролевая игра
Я уважаю твои права

3

Интерактивная беседа
«Я гражданин!»

4

Тематический кл. час
Информационный кл. час
«Ты гражданином быть обязан!»
«Символы государства – России»

5

Тематический кл. час
«Путешествие в страну права ребенка»

6

Презентация
«Ценности, традиции и символы России»

7

Тематический кл.час
«Мои и твои права и обязанности»

8

Урок-дискуссия (разбор жизненных ситуаций)
«Ты и твои права»

9

Форма «Губерния улиц и дорог» - видео с обсуждением
«Виды правонарушений и наказание за нарушение закона»

10

Воспитательный час-разговор
Турнир знатоков
«Такие равные права, такие разные права»
«Правовой эрудит»

11

Игра-викторина
«Знатоки права»

12

Викторина
«Уроки Фемиды»

13

Правовой урок
«Причины и следствия»

14

Дебаты
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»

15

Час правового общения
«Гражданин или обыватель»

16

Откровенный разговор с соцпедагогом
«Защити свои права»

17

Откровенный разговор с соцпедагогом
«Защити свои права»

Программы по предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей страны.

План воспитательной работы классных руководителей включает в себя раздел «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание», так на этот учебный год запланированы и уже проведены такие мероприятия как:
Профилактические классные часы, беседы по темам: «Ты гражданином быть обязан», «Ты будущий гражданин», «Азбука права. Права ребенка», «Я ученик» (о правилах внутреннего распорядка), « На что имеем право», «Мои права и обязанности»;
Презентации «Наши права и обязанности» (2а),
правовая викторина «Права сказочных героев» (4а)
ситуативный практикум «Закон на страже твоих прав» (8б)
ролевая игра «Я уважаю твои права» (7а)
турнир знатоков «Правовой эрудит» (6а)
воспитательный час – разговор «Такие равные права, такие разные права» (6а)
Заместители директора по воспитательной и учебной работе, старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели и классные руководители проводят так же:
- индивидуальные беседы по формированию правовой культуры и здорового образа жизни
- беседы и индивидуальные встречи с родителями по вопросам успеваемости, соблюдению правил внутреннего распорядка учащихся и их внешнего вида, занятости в выходные дни
- ведется контроль за посещением учебных занятий и успеваемостью,
- ведется работа по привлечению учащихся к общественно полезной деятельности, к занятиям в кружках и секциях,
- социальный педагог и психолог посещают семьи (группы риска) на дому с целью изучения социально-бытовых условий, взаимоотношений в семье.
Благодаря проводимой работе на данный момент в школе нет учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН.
Наряду с традиционными формами работы, в качестве эффективного средства гражданско-правового воспитания школьников подросткового возраста могут рассматриваться правовые дискуссионные игры.
Во-первых, они вызывают интерес у подростков, так как:
- соответствуют их возрастным особенностям;
- прививают интерес к участию в общественной жизни;
- проходят в интерактивной форме.
Во-вторых, они представляют интерес и для педагогов, и для администрации образовательного учреждения, поскольку:
развивают важнейшие коммуникативные и интеллектуальные умения и навыки (высказывание собственного мнения, аргументация своей позиции, анализ ситуации, выделение наиболее важного, нахождение контраргументов, цивилизованное ведение дискуссии и др.), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим позициям и мнениям - толерантность, уважение и др.) обучающихся;
служат основой для организации увлекательной и полезной воспитательной работы;
освоение новых форм воспитательной работы создает для педагогов возможность профессионального роста;
систематическое использование правовых дискуссионных игр уменьшает число правонарушений среди обучающихся;
эти игры способствуют привлечению к школьным делам родителей, представителей правоохранительных органов, юристов, судей, активистов общественных организаций и др.
Таким образом, можно сказать, что правовые дискуссионные игры являются эффективной формой гражданско-правового воспитания, направленного на формирование гражданина демократического правового государства.


В результате гражданско-правового воспитания, проводимого в школе, у подростков формируются более глубокие и детальные представления о Конституции РФ, законах, нормативных актах, правах и обязанностях гражданина, демократии, самоуправлении.
Но как известно, знания без практики ничего не стоят. Важно, чтобы учащиеся сами могли принимать правильные решения. Наша задача выработать у них такую модель поведения, когда подросток не только обладает правовыми знаниями, но и умеет применять их в жизни, при этом учитывая права окружающих его людей. То есть необходимо формировать правовое самосознание учащихся, развивать у подростков коммуникативный и интеллектуальный потенциалы.
Чтобы оценить эффективность проводимой гражданско-правовой работы необходимо разработать диагностико - аналитический инструментарий, для определения уровня сформированности правового самосознания учащихся и планирования дальнейшей работы в этом направлении, опираясь на полученные результаты.

Социальный педагог Елисеева Ю.Ю.







15